Конспект урока «Площадь. Нахождение площади разных фигур» (3 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МАТЕМАТИКА
ПЛОЩАДЬ. НАХОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (УРОК – ПРАКТИКУМ)
3 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МУДАРИСОВА Г. И.,
ВЫС. КВ. КАТЕГОРИЯ
2016/2017 УЧ. ГОД
Тема |
Площадь. Нахождение площади разных фигур (урок-практикум) |
Цель |
- уточнить понятие «площадь фигуры» и учить различным способам сравнения и вычисления площади фигуры («на глаз», путем наложения, с использованием единицы измерения); - развивать интеллектуальные способности детей; - формировать интерес к математике. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты |
Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: - Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь». - Уметь находить площадь фигуры разными способами. Основные понятия длина, ширина, площадь Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Инструментальный блок |
|
Задачи урока |
Образовательные -уточнить с понятием «площадь фигуры» и различными способами нахождения площадей («на глаз», путем наложения, с использованием единицы измерения); - развивать интеллектуальные способности детей; - формировать интерес к математике. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе. |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Учебно-методический комплекс |
-мультимедийная установка, -документ-камера, - раздаточный материал – у учителя, геометрические фигуры – у детей. |
Организационно-деятельностный блок |
|
Основные понятия |
Задача, условие, вопрос, решение |
Организация пространства |
Парная, фронтальная, индивидуальная работа |
Межпредметные связи |
Математика, русский язык |
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Задания для учащихся |
||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Показывает данный этап на картинке. |
Приветствие гостей. Рассматривание рабочего стола. Высказывают свои предположения по теме урока и своей работе на нем. Слушают сообщение о науке «геометрия». Геометрия возникла в III веке до нашей эры . Основателем науки считают Евклида. В «Энциклопедическом словаре юного математика» написано: «Геометрия – одна из наиболее древних математических наук. Первые геометрические факты мы находим в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до н.э.), а также в других источниках». |
1. Рассмотреть рабочий стол. Высказать свое предположение относительно работы на уроке. - Перед вами чистый лист и запечатанный конверт. Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? - Нужна нам сегодня наука геометрия. 2.Выступление ученика о геометрии как науке (слайд 1). 3.Высказывают предположения о содержимом конвертов. - Как вы думаете, а что в конвертах? 4.Открывают конверты, рассматривают, высказывают предположения. - Что можно делать с этими фигурами? |
||||||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: -организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; -организует выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Называет этап. Показывает картинку следующего этапа. Предлагает задание для пробного действия. |
Выполнение заданий устного счета. Разгадывание ребуса. |
1. Решают примеры устного счета, собирают слово. Задание на карточках «Расшифруй слово». 11·5 45:3 90:45 58:2 5·1 99:1 12·2
-Записать ответы в порядке убывания. -Какое слово вы расшифровали? (Площадь) (слайд №2) + - Выберем первую фигуру. Разгадаем ребус. (слайд 3) |
||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения Цели: -выявить место (шаг-операция) затруднения; -зафиксировать во внешней речи причину затруднения. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения |
Математический диктант. |
Выполняют задания математического диктанта. 1)Запишите самое маленькое трёхзначное число. 2)Запишите его половину. 3)Полученное число умножьте на 10. 4)Уменьшите его на 300. 5)Полученное число разделите на 100. 6)Полученное число увеличьте в 5 раз и уменьшите на 5. + Запись на фигуре. - Теперь узнайте площадь квадрата. Запись. 5·5=25(см2) Запись на фигуре. Проверка выполнения задания. + |
||||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: -организовать постановку цели урока; -организовать составление совместного плана действий; -определить средства. |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. |
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. Работа в парах. Высказывание предположений о выборе геометрической фигуры. |
Выбор следующей фигуры. - Для следующей фигуры площадь квадрата является половиной. Объединитесь в пару и найдите следующую фигуру. |
||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -зафиксировать новое знание в речи и знаках; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; -уточнить тему урока. |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. |
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. Сравнение результатов. |
Нахождение площади прямоугольника разными способами: наложение и по правилу нахождения площади. -Как можно найти площадь прямоугольника, зная площадь квадрата? Запись. 25+25=50(см2) + -Как вы думаете, можно ли узнать площадь прямоугольника по правилу: длину умножить на ширину? Запись. 2 способ: Длина – ?см (5+5) Ширина -5см Sпр.- ?см2 5+5=10(см)- длина. 10·5=50(см2) Ответ: Sпр.=50см2. + Запись на фигуре. |
||||||||||||||
Физминутка. Для глаз: нарисовать глазами восьмерку, знак площадь. Согреть глаза. Для тела: представить себя прямой, прямой угол вправо и влево, развернутый угол. Для пальцев: показать прямоугольника, половину периметра, треугольник, окружность. Для ног и тела: представить себя циркулем, начертить окружность. |
|||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: -организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание на индивидуальном раздаточном материале. Высказывание предположений. Сравнение площади фигур наложением. Сравнение площади треугольника и площади квадрата. Вывод. Не всегда можно наложением узнать фигуры одинаковые по площади. |
-Проведите на прямоугольнике диагональ. -Какие фигуры получились? (Рассказ о прямоугольном треугольнике). -Попробуйте определить «на глаз», одинаковы ли площади этих треугольников? -Проверим. -Составим алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника. Запись. Sпр.=50см2 Sтр.=?см2, ½ от 50см2 + Запись на фигуре. -Сравните записи о площади квадрата и треугольника. |
||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Организует усвоение учениками нового способа действий. |
Выполняют задание на индивидуальном раздаточном материале. Работа в парах. Самопроверка по эталону на документ-камере. Рассматривание разных способов выкладывания трапеции. |
Работа с трапецией. -Что можете сказать о трапеции? -Можете найти площадь трапеции? -Выложите трапецию с помощью других фигур. + Запись. 50+25+25=100(см2) 25+25+25+25=100(см2) + |
||||||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Организует усвоение учениками нового способа действий. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. |
Выполняют задание на индивидуальном раздаточном материале. Работа в парах. Самопроверка по эталону на документ - камере. Работа в парах. Самопроверка по эталону на документ - камере. |
-Выложите с помощью все фигур один большой прямоугольник. + -Найдите площадь этого прямоугольника. + -Выложите с помощью все фигуру человека. + -Какая фигура у вас получилась, женская или мужская? -Найдите площадь фигуры человека. Нужно ли считать? + -Довольны ли вы своей работой на уроке? -Оцените свою работу на уроке. |