Технологическая карта урока математики «Площадь. Формула площади прямоугольника», (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме "Площадь. Формула площади прямоугольника" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: "Площадь. Формула площади прямоугольника".
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о площади;
- дать понятие равных фигур ;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: "площадь прямоугольника", "площадь квадрата";
- научить вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней;
- научить вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам;
- научить решать задачи, используя свойства равновеликих фигур;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию, строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
- уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- уметь применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание. |
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Устный счет: 1. Вычислите периметр прямоугольника, если его стороны: 6см и 4см; 8см и 12см. 2. Вычислите периметр треугольника, у которого все стороны 7см; 10см. 3. Вычислите периметр квадрата со стороной 4см; 6см. Проверка (Слайд №2): 1. Р = 2( 6 + 4) = 20(см) Р = 2( 8 + 12) = 40 (см). 2. Р = 7 + 7 + 7 = 21(см) Р = 10 + 10 + 10 = 30 (см). 3. Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 4∙ 4 = 16(см) Р = 6 + 6+6+ 6 = 6 ∙4 = 24(см). |
Решают задания , результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1).
Проверяют свои результаты.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
Ребята, сегодня на уроке мы изучим площадь фигуры. - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №3). - Расскажите, что вы помните о площади? - В каких единицах измеряется площадь? -Сегодня вы узнаете и вспомните (Слайд № 4): |
Записывают тему урока.
Отвечают на вопросы.
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть п.18 учебника. -Запишите формулу для нахождения площади прямоугольника(Слайд № 5): - Какая фигура называется квадратом? Запишите формулу для нахождения площади квадрата(Слайд № 6): - Какие фигуры называются равными? -Сформулируем свойства площадей (Слайд №7): -Решите задание № 712. Какие из фигур на рисунке равны? (Слайд № 8): -Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей. Найдите площадь каждой фигуры на рисунке (Слайд № 9): |
Читаю текст учебника.
Записывают формулу.
Отвечают на вопрос. Записывают в тетрадь формулы.
Отвечают на вопрос. Записывают в тетрадь свойства.
Решают задание , результат записывают в Лист самоконтроля
Решают задание , результат записывают в Лист самоконтроля
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд № 10) |
Выполняют упражнения |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Выполните задание № 709(устно). - Определите площадь прямоугольников, если их стороны : 6см и 4см; 14см и 10см; 16дм и 5см; 7см и 80мм. Проверка (Слайд № 11): - Посмотрите на рисунок. Площадь каких фигур равна 12см2? - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу. Выполним мини самостоятельную работу с последующей проверкой Слайд № 12): 1. Запишите формулу площади прямоугольника. 2. а = 15см, в = 4см. S = ? 3. Площадь прямоугольника 56см2, длина равна 14см. Найдите ширину. Проверка(Слайд № 13): |
Выполняют задание.
Решают, результат записывают в Лист самоконтроля.
Решают, результат записывают в Лист самоконтроля.
Решают с последующей проверкой, результат записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником). -Давайте повторим(Слайд № 14): - Выберите верное утверждение (Слайд № 15): |
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально.
Решают с последующей проверкой, результат записывают в Лист
|
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 2) с последующей проверкой.
|
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 723- устно по цепочке , 2) № 734(а), 3) № 736(1). - Давайте повторим (Слайд № 16): |
Выполняют задания № 734(а), 736(1) записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №17): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №18). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №19) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 737, 742(а), 744(а), 745(а). |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Устный счет |
2 |
||
Решение задачи №712 |
1 |
||
Найдите площадь фигуры |
2 |
||
Найдите площадь прямоугольников |
2 |
||
Площадь каких фигур равна 12см2 |
2 |
||
Мини самостоятельная работа |
3 |
||
Выберите верное утверждение |
1 |
||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Решение № 734(а) |
2 |
||
Решение № 736(1) |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
1вариант
1) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 5см и 8см.
2) Найдите сторону квадрата, если его площадь равна 64см2.
2вариант
1) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6см и 7см.
2) Найдите сторону квадрата, если его площадь равна 81см2.
презентация к уроку
PPT / 2.58 Мб