Урок во 2 классе на тему «По следам исчезающих животных Тюменской области»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 34
города Тюмени
Интегрированный урок окружающего мира,
русского языка и технологии
«По следам исчезающих животных Тюменской области»
2 класс
Автор: Козубенко Марина Григорьевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей № 34 г. Тюмени
Интегрированный урок окружающего мира,
русского языка и технологии
Предмет: окружающий мир, русский язык, технология.
Класс: 2
УМК: Образовательная система «Школа 2100».
Тема: «Красная книга Тюменской области».
Тип урока: урок систематизации и обобщения, изучения нового материала.
Вид урока: интегрированный.
Цель урока: обобщить и углубить знания о Красной книге, о причинах занесения животных в Красную книгу.
Задачи урока
Образовательные:
познакомить учащихся с животными Красной книги Тюменской области, с причинами сокращения их численности;
закрепить знания о правилах правописания словарных слов, слов с безударным гласным звуком в корне слова, предлогов со словами;
формировать у учащихся умения самостоятельно извлекать информацию из различных источников и представлять результаты своей деятельности.
Развивающие:
развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам);
развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;
развивать орфографическую зоркость;
развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растений и животных.
Воспитательные:
воспитывать у детей чувства ответственности и бережного отношения к природе, осознания своей значимости в решении экологических проблем;
воспитывать интереса к изучению природы родного края;
воспитывать культуру общения, самоконтроль, аккуратность, расширять кругозор.
Планируемые результаты
Личностные:
развивать мотивы учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формировать личностный смысл учения;
проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету;
сформировать основные морально-этические нормы поведения.
Предметные:
учить уважительному отношению к живым организмам;
создать оптимальные условия для проявления каждым учеником творчества, изобретательности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
продолжать развивать память, внимание, мышление, речь.
Регулятивные УУД:
продолжать учиться принимать и сохранять учебную задачу;
принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
продолжать учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению.
Средства обучения: презентация «Животные Тюменской области»; раздаточный материал.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Организационный момент
Учитель:
Что же, прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
II. Актуализация знаний
Учитель:
- И одну из загадок я предлагаю вам отгадать.
В книге этой ни былины, и ни детские рассказы,
Нет здесь ни стихотворений, ни приключений и ни сказов.
В этой книге животных не счесть,
Хорошо, что пока на Земле они есть.
Все они собраны в книге опасной,
И она называется…(красной).
(слайд 2)
Учитель:
- Объясните, мне, а что такое «красная книга»?
Ответы детей.
Учитель:
- Красные книги бывают различного уровня:
международная Красная книга - это книга, в которую занесены животные и растения, со всего мира. Международная Красная книга была создана 70 лет тому назад (1948 г.)
национальная Красная книга – это Красная книга определённой страны. В России Красная книга была создана 40 лет тому назад (1978 г.)
региональная Красная книга - это книга, в которую занесены животные и растения определённого региона или области.
III. Формулирование темы и целей урока.
Учитель:
- Ну, а по страницам какой книги мы будем сегодня путешествовать, вы должны определить сами. Перед вами пазлы, собрав их, вы определите маршрут нашего путешествия!
Учащиеся собирают из пазлов целостное изображение – границы Тюменской области.
(слайд 3)
Учитель:
- Я предлагаю вам определить тему нашего урока!
Дети:
- Тема нашего урока «Красная книга Тюменской области».
(слайд 4)
Учитель:
- А как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой.
Дети:
- Узнать, какие животные занесены в Красную книгу Тюменской области.
Учитель:
- Очень многие животные Тюменской области занесены в Красную книгу, сегодня с некоторыми из них мы познакомимся более подробно. А помогут нам в этом тексты, которые вы видите у себя на столах.
IV. Систематизация, повторение, изучение нового материала.
Учитель:
- Прочтите текст и определите, какое задание вы должны выполнить!
Дети:
- Найти ошибки, допущенные в тексте и исправить их.
Учитель:
- Верно, вы должны найти ошибки в тексте и исправить их. А на что указывают цифры возле каждого предложения?
Дети:
- На количество ошибок, допущенных в каждом предложении.
Учитель:
- Сначала каждый из вас работает с текстом самостоятельно, затем в группе, вы обсуждаете, все ли ошибки исправлены верно.
- Хочу обратить внимание, что в словах подчёркнуты и написаны верно орфограммы, с правописанием которых мы ещё не знакомы. У всех групп разные тексты. По окончанию работы, каждая группа расскажет о своём животном, выразительно прочитав текст.
Текст 1
Рысь.
Рыс – эта лисная кошка (3). Рыс харашо лазает па диревям, долеко и высако прыгает (8). Ана отличный пловец (1). Рыс можэт убит чиловека не толко сваими острыми зубами, но и ударом силной лапы (7).
Днём лисная кошка скрывается в сваей наре, а ночю выходит наохоту (5). Добычей рыси можэт стат заец, лисные птицы, алинёнок или лесёнок (7).
Чилавек убевает рыс из – за её богатого меха (4).
Текст 2
Лось.
Лос – эта крупнае жывотнае (5). Идят лоси трову, молодыи деревя и кустарники, любят речьные водоросли и гребы (6). Лоси любители паплават, и если находят любимые водоросли врике или озере, могут дажэ нырнуть за ними (5).
Увзрослых самцов бальшые рага (4). Но почти каждый гот лос сбрасывает их внаибре и ходит без них до мая месяца (5).
Люди убевают ласей из – за мяса и красивых рагов (3).
Текст 3
Медведь.
Мидведь — грозный лисной жытель (3). Мидветь харашо плавает и лазает подиревям (7). Адним ударом он можэт пагубить другое жывотнае (5). Хотя мидветь и хищник, он очинь любит слаткое – мёт и ягады (6).
Вканцэ земы вберлоге появляются 1 или 2 маленьких мидвижонка (7). Квисне ани подрастают и выходят смидведицэй изберлоги (7).
Люди убевают мидведей из – за мяса и богатой шкуры (2).
Текст 4
Моржи.
Маржы – эта марские великаны (3). Морш можэт не вылизать извады несколько дней (5). Вваде он отдыхает и дажэ спит (3). Надне океана морш ловит моллюсков, рачьков ирыбу (4).
Клыки маржа – эта грозное оружие (2). Этих клыков опосается дажэ белый мидветь (4). Маржы харошые радители (5).
Ани оберигают сваего единственного дитёныша (4).
Люди убевают маржэй из – за мяса и клыков (3).
Текст 5
Куница.
Куница – эта кросивый и хищьный звирек (4). Вес ден куница спит, а ночю выходит наохоту (4). Ана отличьно лазает подиревям (5). Обязателно заглянет во все беличи дупла, проверит птичи гнёзда (3). Птицы ибэлки - эта иё добычя (5). Охотится куница не толко надеревях, но и назимле (5). Ана наподает назайцэв, мышэй илигушэк (8).
Сваи жылищя куницы устраивают вдупле дерева (4).
Луди убевают лисную куницу из – за цэнного меха (4).
Каждая группа презентует «своё» животное.
(слайд 5) – рысь
(слайд 6) – лось
(слайд 7) – медведь
(слайд 8) – моржи
(слайд 9) – куница
Учитель:
- Ну, а я предлагаю вам ответить на некоторые мои вопросы, чтобы определить, какие же ещё животные нашего региона занесены в Красную книгу.
Про него обычно говорят, что летом он серый, а зимой белый.
(слайд 10) – заяц
Интересные факты: средняя продолжительность жизни зайца составляет 5 – 9 лет. Зайцы разделяются на беляков (шуба меняет цвет в зиму) и русаков (цвет меха не изменяется). В Тюменской области, как, вы видите обитает заяц – беляк.
Главное средство передвижения народов севера.
(слайд 11) – северный олень
Интересные факты: питание северного оленя разнообразно, вопреки распространенному заблуждению о том, что это травоядные животные. Да, растительная пища составляет основу их рациона, но в него также входят мелкие птицы и млекопитающие. Лишайники, а именно, ягель – олени чувствуют даже под толстым слоем снега, с легкостью раскапывают его своим толстыми копытами. Вещества, которые содержатся в лишайниках, не только помогают оленям утолить голод, но и спасают их от кишечных инфекций. Воду в холодной, практически постоянно заснеженной местности найти сложно, поэтому жажду олени утоляют снегом.
Тюлень, тело которого природа разрисовала кольцами разных форм и размеров.
(слайд 12) – кольчатая нерпа
Детёныш кольчатой нерпы появляется на свет белым и лишь взрослея меняет окраску.
(слайд 13) – детёныш кольчатой нерпы
Его называют строителем речных плотин.
(слайд 14) – бобёр
Интересные факты: веки у бобров прозрачные, что позволяет им без проблем видеть под водой и защищать глаза. Бобёр - это самый крупный грызун в России, его вес может достигать веса 8летнего ребёнка.
Его мордашка, как и у зебры разлинована чёрно – белыми полосками.
(слайд 15) – барсук
Интересные факты: барсуки роют обширные и глубокие норы, если углубиться в землю, то можно обнаружить гнездовые камеры, где могут жить до 20 барсуков.
Его называют «белым хозяином Арктики».
(слайд 16) – белый медведь
Интересные факты: белые медведи строят многокомнатные берлоги в снегу, которые защищают их от снежных метелей.
Этот зверь похож на сразу на двух животных – енота и собаку, поэтому его именно так и назвали…
(слайд 17) – енотовидная собака
Интересные факты: самка енотовидной собаки способна родить до19 щенят. Свое потомство отец и мать воспитывают вместе.
Самый популярный зверёк, из меха которого шьют шубы и шапки
(слайд 18) – европейская норка
Интересные факты: норка – это близкая родственница куницы. Этот зверёк очень хорошо плавает и считается самым игривым лесным обитателем.
Физ. минутка «Зверобика»
Учитель:
- Ребята, те животными, с которыми мы сегодня познакомились, это лишь малая часть животных, находящихся на грани исчезновения, всего же Красная книга Тюменской области содержит 711 видов животных, больше 250 видов растений. А как вы думаете, почему эти животные находятся на грани исчезновения?
Ответы детей
Учитель:
- А что необходимо сделать человеку, чтобы они не исчезли с лица Земли, а навсегда остались с нами на нашей планете?
Ответы детей
Учитель:
- Ну, а я предлагаю вам поселить этих животных рядом с нами, создав коллективную аппликацию, назвать которую я предлагаю вам.
Дети:
- «Животные Тюменской области». «Братья наши меньшие». «Животные Красной книги Тюменской области»...
На столах лежат раскраски с изображением фигур животных,
обитающих в Тюменской области.
Учитель:
- Я предлагаю вам аккуратно раскрасить, вырезать и наклеить фигурку животного на общий плакат.
Совместная творческая работа над созданием коллективной аппликации.
Учитель:
- Красивым стал наш лес? А кто же «сделал» его таким живым, красивым и звонким?
Дети:
- Животные и растения.
Учитель:
- Да, именно животные и растения делают нашу планету неповторимой, и сберечь их – это наша с вами обязанность. Я предлагаю вам послушать стихотворение Ефима Шкловского.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
V. Итог урока
Учитель:
- Ребята, в заключении нашего урока, я хотела бы вас спросить, как вы понимаете смысл выражения «За то, что происходит на планете мы в ответе»?
Ответы детей
Учитель:
- Что сегодня каждый из вас понял для себя?
Ответы детей
Учитель:
- Во всё мире, огромное количество животных и растений находятся на грани исчезновения. А что они хотят нам сказать, я думаю вы сможете понять сами, заглянув в их глаза в музыкальном клипе Олега Газманова «Красная книга