Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «По следам "Нани"»
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «По следам «Нани»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа 6-7 лет
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД
Форма организации: групповая
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Тип занятия: Закрепление и совершенствование знаний, умений
Вид занятия: Обобщение материала, практическое применение знаний
Методы и приёмы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов, показ образца, показ способов действия, использование ИКТ
Словесные: рассказывание, сравнение, выводы
Практические: актуализация имеющихся представлений, работа в подгруппах, самостоятельная деятельность детей
Цель: Приобщать детей к традициям коренных малочисленных народов региона, через исследование особенностей культуры и быта нанайского народа.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Уточнять и обобщать знания детей об условиях жизни, обычаях представителей коренных малочисленных народов региона — нанайцах.
Развивать восприятие, внимание, память, мышление, координацию.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Совершенствовать диалогическую речь. Учить поддерживать беседу на предложенную тему.
Выражать свою точку зрения, внятно отвечать на вопросы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Создавать условия для формирования этнотолерантного отношения к малочисленным народностям региона.
Формировать фундаментальные принципы доброты и дружелюбия.
Формировать позитивные установки к различным видам творчества
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на особенности нанайского орнамента, вызвать эмоциональный отклик
Развивать умение слушать музыкальное произведение, синхронно двигаться под музыку.
Планируемый результат:
Умение сосредоточенно действовать в течении всего занятия, стремление создавать выразительный и интересный образ с помощью шаблона, выбирая самостоятельно средства для аппликации; умение самостоятельно делать выводы; активность в продуктивной деятельности, в разговоре
Предварительная работа:
Знакомство с бытом коренных народов ДВ (эвены, эвенки, нанайцы) — слушание традиционных песен, рассматривание иллюстраций, беседы на тему. Чтение художественной литературы: нанайская сказка «Айога»
Оборудование и методический материал: Использование ИКТ (медиа-проектор с интерактивной игрой «По следам «Нани»); карта России; изображения с жилищами, промыслами, оберегами и орнаментом нанайцев; канат для игры, заготовки для подвески, клей, трафареты с орнаментом
ХОД:
Дети заходят в группу, встают полукругом у доски. Включена презентация (слайд 1)
Воспитатель:
-Ребята, скажите как называется страна в которой мы живём?
Дети: Россия!
Воспитатель:
-А какая она Россия?
Дети:
-Сильная, мудрая, богатая, красивая, большая...
Воспитатель:
-Молодцы! А как можно сейчас увидеть её всю сразу?
Дети:
-На глобусе, карте
Воспитатель:
-Давайте подойдём к нашей карте. А кто из вас может найти на карте и показать нам, где находиться наша страна (к карте подходить 1 ребёнок, показывает границы страны)
Ребёнок:
- Нашу страну очень легко найти на карте — она самая большая по территории страна в мире
Воспитатель:
-Молодец! Ты совершенно прав — Россия самая большая страна в мире. Ребята, наша страна это наш общий дом! Наша Родина! Скажите, а что такое Малая Родина?
Дети:
-Малая Родина — это то место, где я родился
-Малая Родина — это то место, где живут мои родные и друзья
-Малая Родина — это то место, где я живу, где мой детский сад. Это мой посёлок
Воспитатель:
-А как называется наш посёлок?
Дети:
-посёлок Приамурский
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, почему наш посёлок получил такое название?
Дети:
-Потому что рядом протекает река Амур
Воспитатель:
-По всему Дальнему Востоку и рядом с нами, по берегам реки Амур с древних времён живут люди. Мы знаем их как малочисленные коренные жители. Посмотрите на нашу карту, кого из них вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:
-А что значит малочисленный? (ответы детей)
-Да вы правы их совсем мало, может случится так что их традиции и обычаи пропадут. Вам ведь этого не хочется? Ответ детей
Тогда нам нужно постараться узнать и сохранить их обычаи. Сегодня я вам предлагаю стать исследователями-краеведами. Мы с вами соберём все знания о народе «Нани» известными нам как нанайцы и поделимся своими знаниями с нашими гостями.
Давайте разделимся на две команды. У нас будет команда «Знатоки» и команда «Эксперты».
(Включается карта заданий игры)
Воспитатель:
- Посмотрите на карту игры, мы с вами будем проходить по следам «Нани» и как настоящие исследователи соберём знания о них. А в конце сможем подойти к этому нанайскому мальчику. Он приготовил для нас подарок. Готовы?
Включается 1 слайд игры — жилище
Воспитатель:
-Представьте что мы находимся в нанайском стойбище. Давайте научимся с вами строить жилища.
-Посмотрите каждой команде представлены картинки с домами. Расскажите:
Первый вопрос: Что за дом на картинке?
Второй: Что за дом на второй?
Общий вопрос: Чем похожи эти дома? В чём их отличия?
Какой из этих домов надо выбрать для нанайцев?
Дополнительный слайд — воспитатель даёт новую информацию о жилищах нанайцев (хурбу, летний шалаш, амбар такто)
(По прохождению испытания на слайде появляется сигнальное изображение об успешном прохождении этапа)
2 слайд — Промыслы
Воспитатель:
-Посмотрите у каждой команды представлены картинки с традиционным нанайским промыслом. Расскажите что это за промысел?
Второй: Что такое рыболовство? Зачем нанайцы добывают рыбу?
Для пропитания и для изготовления одежды
Третий: Что такое охота? Зачем нанайцы добывают зверя?
Для пропитания и для изготовления одежды и оберегов
Давайте с вами поиграем в игру которая хорошо знакома многим народам называется «перетягивание каната» — а у нанайцев эта игра учила мальчишек рыбачить. Своими движениями она была похожа на вытаскивание невода с рыбой.
(По прохождению испытания на слайде появляется сигнальное изображение об успешном прохождении этапа)
3 слайд — Поверья
Воспитатель:
-Найдите на столах изображения животных одна команда — СОБАКА, МЕДВЕДЬ,
вторая БУБЕН и символ СОЛНЦА
Вопрос к первой команде: Как нанайцы относились к каждому из этих животных
Вторая команда: Расскажите про ваши символы. Нанайцы часто обращались к духам природы, чтобы попросить у них помощи в охоте или рыбалке или прося здоровья себе, своим родственникам. А бубен был предметом с которым обращались к духам через песню или танец
Давайте с вами немного разомнёмся и покажем некоторые элементы нанайского танца.
Физминутка — «Хей ни нэ» (приветственная)
(По прохождению испытания на слайде появляется сигнальное изображение об успешном прохождении этапа)
4 слайд — Орнамент
на столах у двух команд по две картинки животных МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, РЫБА, ТИГР
-Ребята задача ваших команд найти пару к картинкам с животными с нанайским орнаментом и может кто-то из вас вспомнит как нанайцы их называют
(По прохождению испытания на слайде появляется сигнальное изображение об успешном прохождении этапа)
Творческая деятельность: изготовление подвески
При прохождении всех этапов на КАРТЕ ЗАДАНИЙ можно открыть изображение ребёнка: подвести детей к изготовлению памятного подарка — подвески-оберег с ликом животного. Детям предлагается на готовую основу подвески выбрать и наклеить орнамент - изображение животного.
Рефлексия:
Молодцы ребята, что мы сегодня с вами делали?. (ответы детей) А что вы узнали нового? (ответы детей)
А сегодня мы с вами ещё и поделились этими знаниями с нашими гостями. Это значит, что традиции этого народа уже не забудутся, не пропадут. А мы как настоящие исследователи-краеведы будем и дальше изучать другие народности, которые живут в нашей большой дружной стране. Согласны? (ответы детей)
А сейчас давайте попрощаемся на нанайском языке: ПЭДЭМ ЭНУРУ (дети повторяют и выходят)
Шабанова Алёна
Халецкая Ирина Сергеевна