Квест-игра «По тропинке безопасности»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №94
Квест-игра
по формированию навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях для детей старшего дошкольного возраста
« По тропинке безопасности»
Выполнила: Комова Н.И, воспитатель.
г. Рыбинск
2021г.
Квест-игра
по формированию навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях для старшего дошкольного возраста «По тропинке безопасности»
Тема: безопасное поведение в опасных ситуациях социального характера (соблюдение правил безопасности в общественных местах, на улице, в подъезде, в квартире).
Авторы-составители: Комова Н.И, воспитатель.
Возрастная группа: дети седьмого года жизни.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип занятия: закрепление и повторение.
Цель: систематизация представлений детей о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья в опасных ситуациях социального характера на основе квест-игры.
Образовательные:
1. Закрепить и обобщить знания детей о правилах личной безопасности в опасных ситуациях, которые могут возникнуть в быту.
2. Формировать у детей навык отвечать на вопросы полным предложением, выстраивая логическое умозаключение.
3. Формировать умение выполнять ролевые действия персонажей при игре- инсценировке.
4. Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия: личностная безопасность, опасные предметы, незнакомец, опасность на природе.
Развивающие:
1. Продолжить формировать у детей навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, дома, на природе.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, аргументировать свои предположения, делать выводы по обыгранным сюжетам.
3. Развивать умение детей предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения со сверстниками.
2. Воспитывать у детей ответственность за себя и других, взаимовыручку, уважение к правилам личной безопасности.
Методы и приёмы: игровой момент, сюрпризный момент, вопросы и ответы детей, наглядный материал, метод проблемного вопроса, инсценировка.
Материал и оборудование: конверт с письмом, 4 конверта с номерами телефонов, дидактическая игра «Огонь -добрый, огонь-злой», 2 телефона: сотовый и стационарный, карточки с заданиями, формы полицейского, пожарного, лесника, светофор, карточки с правилами поведения на природе.
Предварительная работа: беседы о соблюдении мер безопасности в быту, в детском саду, на улице; рассматривание альбомов «Безопасность»; обыгрывание «опасных ситуаций» в театрализованной деятельности; чтение и разучивание стихов по безопасности.
Сценарий проведения квест-игры.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнёмся, чтобы у нас было хорошее настроение.
«Небо синее, солнце ясное, (стоят, держась за руки; сцепленные руки - вверх)
Хорошо на свете жить! (качают сцепленными руками)
Только случаи несчастные
Радость могут омрачить. (грозят)
Чтоб не случались несчастья эти, (грозят)
Мы повторим для ясности, (разводят руками)
Вспомним, милые дети (хлопают в такт словам)
Правила безопасности!».
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по азбуке безопасности. Мы сегодня поговорим с вами о защите детей.
- А как вы думаете, от кого или от чего нужно защищать детей? (От пожара, от ДТП, от травм, от нехороших людей, от болезней и т. д.)
- А можете ли вы – дети сами защитить себя? Сегодня мы это проверим и еще раз потренируемся, как нужно вести себя в опасных, сложных ситуациях.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад почтальон принёс необычное письмо от сказочника, давайте прочтём, что он пишет.(открывает письмо)
«Дорогие ребята, я очень взволнован тем, что некоторые герои сказок не знают правила безопасного поведения, очень прошу их научить, как себя вести в разных опасных ситуациях и подсказать по какому номеру надо позвонить, если попал в беду.»
-Готовы помочь героям сказок? (Да)
- Чтобы помочь им, нам предстоит пройти по станциям и выполнить интересные испытания и задания.
Если вы справитесь с заданием, то получите конвертик с подсказкой.
Эти подсказки станут ключом к разгадке и помогут вам помочь героям сказок.
(На первой станции встречает воспитатель одетый в форму пожарного)
Пожарный: Приглашаю вас на первую станцию, которая называется «Осторожно – пожар!»
-Занимайте свои места на стульчиках. Все удобно сели?
Я- огонь! Я - друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
-Все вы знаете, что огонь может быть, как полезным, так и очень опасным.
Вот сейчас мы посмотрим, как вы справитесь с первым заданием, которое называется:
«Огонь добрый — Огонь злой».
На столе лежат изображения «доброго» и «злого» огонька, вы должны выбрать из подготовленных карточек картинки и разместить их около нужного "огонька".
Будьте внимательны, не ошибитесь! (Дети раскладывают картинки, затем проверяют правильность выполнения задания и обсуждают несколько картинок.)
-Чтобы не случился пожар лучше не трогать те предметы, которые могут его вызвать.
-Ребята, а если, вдруг, такая ситуация случиться и начнется пожар? Сможете позвонить в пожарную охрану? Давайте посмотрим, как вы будете действовать.
-Я буду выполнять роль диспетчера пожарной охраны, а кто-то из вас будет вызывать пожарных.
Игра – инсценировка «Звонок в пожарную охрану». (На столе расположены два телефона, стационарный и сотовый. Ребенок самостоятельно выбирает, по какому телефону сделать звонок).
В. - Алло, «Пожарная охрана» слушает.
Д.- Помогите, у нас пожар!
В.- Дома есть взрослые?
Д.- Нет, мама и папа на работе.
В.- Что горит?
Д.-____________
В.- Назови свой адрес, имя и фамилию.
Д.-_____________
В.- Жди в безопасном месте, пожарная бригада уже выехала.
Анализ игры-инсценировки.
- По какому номеру ты звонил? (По домашнему телефону 01, по сотовому 101).
-Что необходимо сообщить пожарным по телефону? (Адрес, имя и фамилию).
Прежде, чем уйти со станции «Осторожно – пожар!» Давайте подведем итог.
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
Позвони скорей туда
Если к вам пришла беда.
-Поздравляю, первое задание вы выполнили и получаете первую подсказку (выдается конверт, внутри которого лежит подсказка). Она нам пригодится в самом конце.
Ведущий: Приглашаю вас на вторую станцию, которая называется «Один дома».
(Встречает взрослый в одежде полицейского)
Полицейский: Ребята, но чтобы нам попасть на следующую станцию, надо внимательно подумать и назвать сказки, в которых герои остались дома одни, без взрослых. ( «Волк и семеро козлят», «Гуси — лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.).
- Этот герой попал в беду, потому что отправился один гулять без взрослых. («Колобок»)
- В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь. («Волк и 7 козлят»)
-Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. («Кот, петух, лиса»)
- А этот герой поверил обманщикам коту Базилио, лисе Алисе. («Приключение Буратино»)
- Героиня этой сказки попала в беду, потому что разговаривала с волком и рассказала, где живет бабушка. («Красная Шапочка»)
- А в этой сказке сестра оставила брата без присмотра, а сама ушла гулять. («Гуси – лебеди»)
Молодцы, названия сказок вы назвали правильно. Как вы думаете, почему герои сказок попали в беду? (Ответы детей)
-Послушайте стихотворение, чтобы знать, как вести себя, если в дверь к вам позвонили.
Коль дверной звенит звонок -
Посмотри, сперва, в глазок.
Кто пришел к тебе, узнай.
Но чужим не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда.
А не станут отвечать -
Дверь не вздумай открывать!
Если в дверь начнут ломиться -
То звони скорей в полицию!
-Ведущий: Да, ребята, нельзя открывать дверь незнакомому человеку, как бы он себя не представлял.
Но опасность может подстерегать не только за дверью дома, но и внутри.
Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
1. Дома острые ножи
Ты на полку … (ПОЛОЖИ).
2. Если ножницы достал
Убери, откуда …(ВЗЯЛ).
3. Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону …(01).
4. Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил…(УТЮГ).
5. Если младшие сестренки
Зажигают дома спички,
Что должны вы предпринять?
Сразу спички…(ОТОБРАТЬ),
6. Пальчик или гвоздик
В розетку не совать –
Электричество опасно.
Это каждый должен…(ЗНАТЬ).
7. Кто с огнем неосторожен,
У кого пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить… (С ОГНЕМ).
- Поздравляю, второе задание вы выполнили и получаете вторую подсказку.
Приглашаю вас на третью станцию, которая называется
«Правила Дорожного Движения»
(Встречает детей взрослый в костюме светофора)
Светофор: Чтоб получить третий конверт, необходимо правильно ответить на вопросы.
Если ты спешишь в пути через улицу пройти,
Там иди, где весь народ, там, где знак есть ... (Переход)
Ты должен твердо знать всегда:
Для машин есть мостовая, для прохожих ... (Тротуар)
Домой добраться я хочу
И педалями кручу.
Вовсе это не мопед,
Это….(Велосипед)
Заучи закон простой:
Красный свет зажегся – «Стой!»
А зеленый впереди –
Говорит он всем… (Иди)
Следующее задание «Дорожные знаки».
Ребята, на дорогах есть у нас помощники - дорожные знаки, лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге. Вам надо собрать дорожные знаки и назвать их. (Дети собирают предупреждающие знаки (треугольники красного цвета), запрещающие (круги красного цвета), 3- информационно-указательные (прямоугольники синего цвета).
Очень важная наука
Правила движения
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Поздравляю, третий этап пройден, и вы получаете третью подсказку. Приглашаем на четвёртую станцию «Опасность на природе».
(На четвёртой станции встречает детей взрослый в одежде лесника)
- Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть вас у меня в гостях. Прежде, чем войдёте в лес, вспомните «лесные правила», как нужно вести себя на природе. В лесу бывают разные опасности. Послушайте мой рассказ про ёжика и зайчика и скажите, правильно ли поступили зверюшки.
Ёжик с зайкою решили
На прогулку в лес пойти.
Захотелось им орехов,
Земляники принести.
По туману, до рассвета,
Чтоб не пели петухи,
И дары, сюрпризом, маме
К вечеру преподнести.
Никому не рассказали,
Чтоб завидовать не стали.
Умысел здесь был простой,
Никого не брать с собой.
Хоть скрывать и не годиться,
Но пришлось бы ведь делиться!
А так - всё себе домой!
- Какое правило безопасности нарушили ёжик и зайчик? (Ушли в лес одни без разрешения)
- Какие опасности они могли встретить в лесу? (ответы детей)
-Со взрослыми смело по лесу броди,
Но только всегда осторожно ходи.
- Я хочу проверить, как вы знаете правила поведения в лесу.(Проводится игра)
Дидактическая игра «Лесник»
-Лесник: У меня есть много экологических знаков, я прошу вас рассказать мне, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами. (Дети берут знак, рассказывают, что означает этот знак и как надо себя вести.)
С этим заданием справились, а теперь следующее задание: внимательно послушайте ситуации, если ситуация правильная – хлопайте в ладоши, неверная – топайте ногами.
-Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами.
-Ходить с подружками и друзьями.
-Ездить с родителями в лес.
-Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.
-Все время находиться вместе с родителями.
-Рвать цветы.
-Разжигать костры возле деревьев.
-Забирать мусор после отдыха.
-Собирать в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!
-Разорять муравейник.
-Не трогать гнёзда птиц.
Ведущий: Поздравляю, четвертое задание вы выполнили и получаете четвертую (последнюю) подсказку и теперь все 4 конверта у вас. (В конверте номера телефонов: 01, 02, 03, 04)
Вы с успехом прошли все испытания и получили все подсказки, и теперь мы сможем помочь героям сказок. Послушайте стихотворение и покажите
по какому номеру героям сказок надо позвонить.
-А рядом бегемотики, схватились за животики,
У них, у бегемотиков, животики болят. (03)
-Я кровожадный, я беспощадный
Я злой разбойник Бармалей
И мне не надо, ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, да маленьких детей (02)
-Тили-бом, тили бом
Загорелся Кошкин дом…. (01)
-Что случилось, на вокзале
Плачет мальчик-лет пяти
Потерял он маму в зале
Как теперь ее найти (02)
Итог:
-Поздравляем, вы смогли помочь героям сказок! Скажите, ребята, вам понравилось выполнять задания? Какие задания вам показались сложными? А что было самым интересным?
Литература: Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М.,2008.
Боровлева А. Пожарная безопасность//Дошкольное воспитание. 2007.№4.с.114,
Авдеева Н. Н. , Князева Н. Л. , Стеркина Р. Б. . Основы безопасности детей дошкольного возраста
СПб.: «Детство-пресс», 2007,
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М.,2009.
Цыферов Г.Н. Жил на свете слонёнок,
Лев Толстой. Пожарные собаки.
Сказки «Волк и семеро козлят», «Гуси — лебеди», «Кот, петух и лиса» , «Красная шапочка», «Приключение буратино»).
Интернет ресурс.