"Почему мы видим сны?" (окружающий мир, внеурочная деятельность)
Педагогическое сообщество
«УРОК.РФ»
II Всероссийский конкурс
педагогического мастерства
на лучшую разработку конспекта урока
«Просто о сложном»
Конспект урока
«Почему мы видим сны?»
Автор-составитель:
Вишняк Ольга Вячеславовна,
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования,
психолог-консультант
Кемеровская область
Новокузнецк
2025
Цель: формирование у обучающихся понимание сложного явления простыми словами.
Задачи:
На конкретном примере показать сущность (принцип работы) физиологического состояния.
Развивать у младших школьников познавательный интерес, любознательность, умение слушать и формулировать свои мысли, анализировать и сравнивать.
Воспитывать позитивное отношение к научным знаниям.
УУД:
Личностные:
проявление интереса к изучаемой теме;
понимание связи между изучаемым материалом и его практическим применением;
стремление к достижению учебной цели;
формирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам.
Регулятивные:
принимать учебную задачу, поставленную учителем;
составлять план действий для выполнения учебных заданий;
осуществлять пошаговый контроль своих действий, при необходимости вносить коррективы (например, «я ошибся, нужно переделать»);
выражать свое отношение к результатам своей деятельности («получилось», «не получилось»).
Познавательные:
анализировать информацию, сравнивать составляющие объекта, устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить сложные логические цепочки, делать выводы на основе анализа данных;
самостоятельно выявлять проблемы, формулировать гипотезы, искать пути их решения, применять полученные знания для объяснения новых явлений.
Коммуникативные:
умение самостоятельно организовывать совместную деятельность, распределять задачи, договариваться о способах решения проблем;
формулировать проблемные вопросы, стимулирующие дальнейшее исследование темы;
умение конструктивно разрешать конфликты, находить взаимоприемлемые решения, способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе;
проявлять инициативу в групповой работе, помогать товарищам, брать на себя ответственность за общий результат.
Формы работы:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая (на усмотрение учителя).
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир сновидений.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
-Ребята, Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему мы видим сны?
-Знаете ли Вы, что сны могут цветные и черно-белые?
-Оказывается, мы видим, что вокруг нас происходит много удивительного, но иногда нам кажется, что это просто волшебство.
-Сегодня мы попробуем разгадать некоторые из этих «секретов» и понять, как все устроено на самом деле.
III. Викторина «Сон и все о нем» (фронтальная работа)
Вопросы о функциях сна:
Как Вы думаете, почему мы спим?
Каковы основные функции сна для организма?
Какие процессы происходят в мозге во время сна?
Может ли сон влиять на нашу способность учиться и запоминать информацию? Если да, то как?
Как сон влияет на наше настроение и эмоциональное состояние?
Вопросы о гигиене сна:
Какие факторы могут влиять на качество сна?
Что такое гигиена сна, и какие правила нужно соблюдать, чтобы хорошо высыпаться?
Как свет, шум и температура в спальне влияют на сон?
Как физическая активность и питание влияют на сон?
Вопросы о нарушениях сна:
Какие бывают нарушения сна?
Что такое бессонница, и как с ней бороться?
Что такое апноэ (состояние, при котором во время сна дыхание временно прерывается) сна, и чем оно опасно?
Когда стоит обратиться к врачу, если есть проблемы со сном?
IV. Изучение нового материала
Сны – это загадочное путешествие в мир фантазий, воспоминаний и эмоций, которое мы совершаем каждую ночь. Но почему мы видим сны? Этот вопрос волновал людей с незапамятных времен, и до сих пор ученые не дали однозначного ответа. Однако существует несколько основных теорий, которые помогают нам приоткрыть тайну этого удивительного явления.
Сны как «переработка» информации и эмоций
Одна из самых распространенных теорий гласит, что сны служат своеобразным «психологическим мусорщиком» нашего мозга. Во время бодрствования мы постоянно обрабатываем огромное количество информации, переживаем различные эмоции, сталкиваемся с проблемами. Сны, по мнению сторонников этой теории, помогают нам:
1) упорядочить воспоминания: мозг сортирует и систематизирует полученную за день информацию, укрепляя важные воспоминания и отбрасывая ненужные;
обработать эмоции: сны могут быть способом «прожить» и переработать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, которые мы не смогли полностью выразить в реальной жизни. Это может помочь нам справиться со стрессом, тревогой или даже травматическими событиями;
2) решить проблемы: иногда в снах мы можем найти неожиданные решения проблем, которые мучили нас днем. Мозг, работая в свободном режиме, может создавать новые связи и ассоциации, которые приводят к инсайтам (эмоциональное переживание, человек вдруг схватывает суть проблемы, которая раньше была от него скрыта).
Сны как тренировка для мозга
Другая теория предполагает, что сны играют важную роль в развитии и поддержании когнитивных функций. Во время сна мозг активно работает, и сны могут быть своего рода «тренировкой» для:
1)развития навыков, например, некоторые исследователи считают, что сны могут помогать нам оттачивать навыки, которые мы приобрели в реальной жизни, будь то спортивные, творческие или интеллектуальные;
2)подготовки к опасностям, другими словами, эволюционная теория предполагает, что сны могли развиться как механизм для симуляции опасных ситуаций, позволяя нам «отрепетировать» реакцию на угрозу в безопасной обстановке.
Сны как отражение наших желаний и страхов
Психоаналитические теории, такие как теория Зигмунда Фрейда (австрийский психолог), рассматривают сны как «королевскую дорогу к бессознательному». Согласно этой точке зрения, сны являются зашифрованным выражением наших скрытых желаний, подавленных страхов и неразрешенных конфликтов. Символический язык снов, по мнению Фрейда, может раскрыть нам истинные мотивы нашего поведения.
Сны как случайная активность мозга
Существует и более прагматичная теория, которая предполагает, что сны – это не только случайная нейронная активность, происходящая во время фазы быстрого сна. Мозг генерирует случайные сигналы, а затем пытается «собрать» их в связный сюжет, используя наши воспоминания и эмоции. В этом случае сны не имеют глубокого смысла, а являются лишь нейронным «шумом» нашего мозга.
Сны как способ поддержания баланса
Некоторые ученые полагают, что сны помогают поддерживать баланс в работе мозга, регулируя нейронные связи и предотвращая их «перегрузку».
V. Закрепление изученного материала
-Ребята, Вам предстоит поработать в группах, чтобы найти правильный ответ на загадку.
Я прихожу неслышно, как тень ночная,
Уношу в мир грез, где явь умолкает.
В мои объятия каждый рад упасть,
Забыв про горе, про тревогу, страсть.
Что я, что дарит отдых и покой,
В мир волшебства уводит за собой? (сон)
Что происходит, когда я прихожу?
Мир искажается, меняется, как в шоу.
Драконы в вальсе с феями кружат,
И тайны древние пред нами лежат.
Пространство времени теряет власть,
Когда я правлю, чтоб тебя украсть
Из будней серых в яркий карнавал.
Что я, что грёзы дарит, без прикрас и фальши? (сновидение)
Я – враг бессонницы, друг уставших глаз,
Приют для тех, кто в суете увяз.
Я тихо жду, когда замрет весь мир,
Чтоб всех в свои объятия заключить.
Я лекарь душ, бальзам на раны дня,
Что исцеляет, не тая огня.
Что я, что силы возвращает вновь,
Наутро бодрость, радость и любовь? (сон)
Дополнительный материал (ребусы)
Ответы: сон, мозг, толкование, бодрствование, картинка.
VI. Рефлексия
- Что нового Вы сегодня узнали? Что показалось Вам самым интересным?
- Было ли что-то, что вызвало у Вас затруднение? Над чем нам стоит еще поработать?
- Оцените свою работу на уроке. Что Вам понравилось больше всего?
VII. Подведение итогов работы на уроке
- Надеюсь, сегодняшний урок помог Вам увидеть, что даже самые сложные вещи могут быть понятными, если подойти к ним с любопытством.
-Сегодня мы должны усвоить, что сны индивидуальны; что означает один сон для одного человека, может совершенно иначе пониматься другим.
-Не каждый сон несет в себе глубокий смысл, некоторые могут быть просто отражением повседневных забот или случайных мыслей.
-Исследования в области сновидений продолжаются, и, возможно, в будущем мы узнаем еще больше о снах.
VIII. Домашнее задание
Базовый уровень: найти дополнительную информацию о снах, подготовить сообщение.
Повышенный уровень: нарисовать схему сна, составить кроссворд, провести эксперимент, какой сегодня увижу сон и почему; что он будет означать.