"Почему мы видим сны?" (окружающий мир, внеурочная деятельность)

9
0
Материал опубликован 12 September

Педагогическое сообщество

«УРОК.РФ»



II Всероссийский конкурс

педагогического мастерства

на лучшую разработку конспекта урока

«Просто о сложном»



Конспект урока

«Почему мы видим сны?»



Автор-составитель:

Вишняк Ольга Вячеславовна,

учитель начальных классов,

педагог дополнительного образования,

психолог-консультант

t1757674126aa.png














Кемеровская область

Новокузнецк

2025

Цель: формирование у обучающихся понимание сложного явления простыми словами.

Задачи:

На конкретном примере показать сущность (принцип работы) физиологического состояния.

Развивать у младших школьников познавательный интерес, любознательность, умение слушать и формулировать свои мысли, анализировать и сравнивать.

Воспитывать позитивное отношение к научным знаниям.

УУД:

Личностные:

проявление интереса к изучаемой теме;

понимание связи между изучаемым материалом и его практическим применением;

стремление к достижению учебной цели;

формирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, поставленную учителем;

составлять план действий для выполнения учебных заданий;

осуществлять пошаговый контроль своих действий, при необходимости вносить коррективы (например, «я ошибся, нужно переделать»);

выражать свое отношение к результатам своей деятельности («получилось», «не получилось»).

Познавательные:

анализировать информацию, сравнивать составляющие объекта, устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить сложные логические цепочки, делать выводы на основе анализа данных;

самостоятельно выявлять проблемы, формулировать гипотезы, искать пути их решения, применять полученные знания для объяснения новых явлений.

Коммуникативные:

умение самостоятельно организовывать совместную деятельность, распределять задачи, договариваться о способах решения проблем;

формулировать проблемные вопросы, стимулирующие дальнейшее исследование темы;

умение конструктивно разрешать конфликты, находить взаимоприемлемые решения, способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе;

проявлять инициативу в групповой работе, помогать товарищам, брать на себя ответственность за общий результат.

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

групповая (на усмотрение учителя).


Ход урока


I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир сновидений.


II. Актуализация знаний и постановка проблемы

-Ребята, Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему мы видим сны?

-Знаете ли Вы, что сны могут цветные и черно-белые?

-Оказывается, мы видим, что вокруг нас происходит много удивительного, но иногда нам кажется, что это просто волшебство.

-Сегодня мы попробуем разгадать некоторые из этих «секретов» и понять, как все устроено на самом деле.


III. Викторина «Сон и все о нем» (фронтальная работа)

Вопросы о функциях сна:

Как Вы думаете, почему мы спим?

Каковы основные функции сна для организма?

Какие процессы происходят в мозге во время сна?

Может ли сон влиять на нашу способность учиться и запоминать информацию? Если да, то как?

Как сон влияет на наше настроение и эмоциональное состояние?

Вопросы о гигиене сна:

Какие факторы могут влиять на качество сна?

Что такое гигиена сна, и какие правила нужно соблюдать, чтобы хорошо высыпаться?

Как свет, шум и температура в спальне влияют на сон?

Как физическая активность и питание влияют на сон?

Вопросы о нарушениях сна:

Какие бывают нарушения сна?

Что такое бессонница, и как с ней бороться?

Что такое апноэ (состояние, при котором во время сна дыхание временно прерывается) сна, и чем оно опасно?

Когда стоит обратиться к врачу, если есть проблемы со сном?


IV. Изучение нового материала

Сны – это загадочное путешествие в мир фантазий, воспоминаний и эмоций, которое мы совершаем каждую ночь. Но почему мы видим сны? Этот вопрос волновал людей с незапамятных времен, и до сих пор ученые не дали однозначного ответа. Однако существует несколько основных теорий, которые помогают нам приоткрыть тайну этого удивительного явления.


Сны как «переработка» информации и эмоций

Одна из самых распространенных теорий гласит, что сны служат своеобразным «психологическим мусорщиком» нашего мозга. Во время бодрствования мы постоянно обрабатываем огромное количество информации, переживаем различные эмоции, сталкиваемся с проблемами. Сны, по мнению сторонников этой теории, помогают нам:

 1) упорядочить воспоминания: мозг сортирует и систематизирует полученную за день информацию, укрепляя важные воспоминания и отбрасывая ненужные;

обработать эмоции: сны могут быть способом «прожить» и переработать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, которые мы не смогли полностью выразить в реальной жизни. Это может помочь нам справиться со стрессом, тревогой или даже травматическими событиями;

2) решить проблемы: иногда в снах мы можем найти неожиданные решения проблем, которые мучили нас днем. Мозг, работая в свободном режиме, может создавать новые связи и ассоциации, которые приводят к инсайтам (эмоциональное переживание, человек вдруг схватывает суть проблемы, которая раньше была от него скрыта). 

Сны как тренировка для мозга

Другая теория предполагает, что сны играют важную роль в развитии и поддержании когнитивных функций. Во время сна мозг активно работает, и сны могут быть своего рода «тренировкой» для:

1)развития навыков, например, некоторые исследователи считают, что сны могут помогать нам оттачивать навыки, которые мы приобрели в реальной жизни, будь то спортивные, творческие или интеллектуальные;

2)подготовки к опасностям, другими словами, эволюционная теория предполагает, что сны могли развиться как механизм для симуляции опасных ситуаций, позволяя нам «отрепетировать» реакцию на угрозу в безопасной обстановке.

Сны как отражение наших желаний и страхов

Психоаналитические теории, такие как теория Зигмунда Фрейда (австрийский психолог), рассматривают сны как «королевскую дорогу к бессознательному». Согласно этой точке зрения, сны являются зашифрованным выражением наших скрытых желаний, подавленных страхов и неразрешенных конфликтов. Символический язык снов, по мнению Фрейда, может раскрыть нам истинные мотивы нашего поведения.


Сны как случайная активность мозга

Существует и более прагматичная теория, которая предполагает, что сны – это не только случайная нейронная активность, происходящая во время фазы быстрого сна. Мозг генерирует случайные сигналы, а затем пытается «собрать» их в связный сюжет, используя наши воспоминания и эмоции. В этом случае сны не имеют глубокого смысла, а являются лишь нейронным «шумом» нашего мозга.


Сны как способ поддержания баланса

Некоторые ученые полагают, что сны помогают поддерживать баланс в работе мозга, регулируя нейронные связи и предотвращая их «перегрузку».


V. Закрепление изученного материала

-Ребята, Вам предстоит поработать в группах, чтобы найти правильный ответ на загадку.


Я прихожу неслышно, как тень ночная,

Уношу в мир грез, где явь умолкает.

В мои объятия каждый рад упасть,

Забыв про горе, про тревогу, страсть.

Что я, что дарит отдых и покой,

В мир волшебства уводит за собой? (сон)


Что происходит, когда я прихожу?

Мир искажается, меняется, как в шоу.

Драконы в вальсе с феями кружат,

И тайны древние пред нами лежат.

Пространство времени теряет власть,

Когда я правлю, чтоб тебя украсть

Из будней серых в яркий карнавал.

Что я, что грёзы дарит, без прикрас и фальши? (сновидение)


Я – враг бессонницы, друг уставших глаз,

Приют для тех, кто в суете увяз.

Я тихо жду, когда замрет весь мир,

Чтоб всех в свои объятия заключить.

Я лекарь душ, бальзам на раны дня,

Что исцеляет, не тая огня.

Что я, что силы возвращает вновь,

Наутро бодрость, радость и любовь? (сон)


Дополнительный материал (ребусы)

t1757674126ab.gift1757674126ac.gif

t1757674126ad.gif
t1757674126ae.gif

t1757674126af.gif

Ответы: сон, мозг, толкование, бодрствование, картинка.

VI. Рефлексия

- Что нового Вы сегодня узнали? Что показалось Вам самым интересным?

- Было ли что-то, что вызвало у Вас затруднение? Над чем нам стоит еще поработать?

- Оцените свою работу на уроке. Что Вам понравилось больше всего?


VII. Подведение итогов работы на уроке

- Надеюсь, сегодняшний урок помог Вам увидеть, что даже самые сложные вещи могут быть понятными, если подойти к ним с любопытством.

-Сегодня мы должны усвоить, что сны индивидуальны; что означает один сон для одного человека, может совершенно иначе пониматься другим.

-Не каждый сон несет в себе глубокий смысл, некоторые могут быть просто отражением повседневных забот или случайных мыслей.

-Исследования в области сновидений продолжаются, и, возможно, в будущем мы узнаем еще больше о снах.


VIII. Домашнее задание

Базовый уровень: найти дополнительную информацию о снах, подготовить сообщение.

Повышенный уровень: нарисовать схему сна, составить кроссворд, провести эксперимент, какой сегодня увижу сон и почему; что он будет означать.




t1757674126ag.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.