Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Оптика и окружающий мир» (8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чуровская школа»
Шекснинского муниципального района
«Оптика и окружающий мир»
Программа внеурочной деятельности
для 8 класса
Автор: Большакова Л.В.
учитель физики
2017 г.
Пояснительная записка
«Модернизация школы предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». (Федеральная программа развития образования). Важную роль в этом играет физика, а связь с другими науками придает ей дополнительную привлекательность, живость, образность, общекультурную значимость, оказывает положительное воздействие на развитие творческих способностей. Еще академик И.Артоболевский писал: «Искусство для ученого – не отдых от напряженных занятий наукой, не только способ подняться к вершинам культуры, а совершенно необходимая составляющая его профессиональной деятельности».
Современный образовательный стандарт по физике акцентирует свое внимание на изучение физики как элемента общей культуры, ориентирует на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, чтобы процесс обучения физике был успешным для всех.
Программа внеурочной деятельности «Оптика и окружающий мир» основывается на фактическом материале курса физики 8 класса. На изучение темы «Геометрическая оптика» отводится 8 учебных часов. За такой короткий промежуток времени практически невозможно выучить законы геометрической оптики, научиться использовать для объяснения природных явлений, рассмотреть применение их в практике (технике, медицине, живописи и т.д.). Данная программа позволяет систематизировать знания, обобщает их, расширяет границы применения физических знаний в области науки и техники, в области культуры.
Проведение занятий внеурочной деятельности предполагает сочетание различных видов деятельности: индивидуальную и групповую. Дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанных с исследовательской и проектной деятельностью, дает представление о методах научного познания природы и современной физической картине мира, о проявлении физических законов и теорий в искусстве. На занятиях учащиеся смогут найти удовлетворение своему стремлению узнать новое, а также постараются устанавливать связь с неизменным, постоянным, вечным и бессмертным, с природой.
Интегративный характер содержания курса предполагает такие формы деятельности, как мини-лекции, конференции, устный журнал, фронтальные эксперименты и опыты, анализ отрывков из художественных произведений, выполнение творческих заданий, составление и разгадывание кроссвордов, написание рефератов и создание проектов.
Данный курс устанавливает межпредметные связи с литературой, историей, биологией, изобразительным искусством.
На внеурочную деятельность по физике отводится 17 часов учебного плана, а материал может применяться самостоятельно на уроках. Курс рассчитан на учащихся 14-15 лет и учитывает возрастные особенности школьников.
Цели и задачи, ожидаемые результаты.
Цель: Формирование научного мировоззрения учащихся, представление о природе, как стройной, гармонически взаимосвязанной системе мироздания, повышение интереса к предмету.
Задачи курса
Обучающие: познакомить учеников с учёными-физиками, которые занимались проблемами изучения световых явлений; дать общее представление о свете и световых явлениях; привести примеры естественных и искусственных источников света; рассказать о том, как воспринимают свет человек и животные; показать важную роль света в жизни растений и человека; рассказать о том, как и где применяют законы оптики.
Воспитательные: воспитать у учеников интерес к изучению физики; развить умение логично и образно выражать свои мысли; воспитать бережное отношение к окружающему миру; показать связь между явлениями природы и человеком; создать в сознании учеников понятия, доказывающие материальность мира и свидетельствующие об отсутствии сверхъестественных сил; развитие функции общения на занятии, воспитание чувства товарищества.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления учащихся при проведении физических опытов, умения самостоятельно получать знания и пользоваться ими; формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания; развивать коммуникативные способности учащихся, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.
Формируемые УУД
Личностные: готовность к самовоспитанию, проявление интереса к новому содержанию
Регулятивные: умение настраиваться на занятие, определять цели учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий, внесение корректив в учебно – познавательную деятельность.
Познавательные: активное слушание, выдвижение предположений о цели исследования, проведение коллективного исследования, конструирование новых способов действия; формулирование собственных ожиданий.
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и высказывать свою точку зрения, понятную для собеседника.
Изучение физических теорий путем наблюдений экспериментов, решения качественных задач приводит к накапливанию опыта эмоционально-оценочной деятельности и вырабатыванию собственных оценочных суждений, стимулирующих учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний.
Тема |
Знать и понимать |
Знать и уметь |
Свет. Источники света Прямолинейное распространение света |
Понятия: свет, источник света, луч, световой пучок, точечный источник света; условия образования тени и полутени, правила их построения; закон прямолинейного распространения света |
Классифицировать источники света, приводить примеры источников света и их практического использования, Объяснять построением образование солнечных и лунных затмений; изготавливать портрет методом силуэтной живописи |
Отражение света. Зеркала |
Понимать смысл зеркального и рассеянного изображений, мнимого изображения в плоском зеркале; знать законы отражения; правило построения светящейся точки в плоском зеркале; свойства изображения предмета в плоском и сферическом зеркале |
Работать с плоскими и сферическими зеркалами; строить изображение в сферическом зеркал выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; получать и объяснять многократное изображение; анализировать художественный текст; использовать приобретенные знания в повседневной жизни |
Преломление света |
Смысл явления преломления света, понятие оптической плотности среды, полного отражения света, явления миража |
Проводить исследования хода луча в разных оптических системах, выявлять зависимость в направлении между падающим лучом и преломленным; использовать приобретенные знания для объяснения явления миража и применения волоконной оптики |
Линзы. |
Построение изображений в линзах, свойство собирающей линзы; понимать смысл явлений инерции, |
Строить изображения в линзах; осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников; применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений |
Глаз как оптический аппарат и как орган зрения |
Физиологическое строение глаза; физическую природу явлений близорукости и дальнозоркости, ночного и дневного зрения |
объяснять использование линз при дефектах зрения; |
Дисперсия света |
Понятия: дисперсия, спектр. Понимать смысл явления дисперсии, образования радуги. |
Объяснять разнообразие цветов в природе и их использование в живописи; находить примеры этих явлений в природе и повседневной жизни. |
Оптические приборы |
Устройство и принцип получения изображений с помощью приборов (лупа, фотоаппарат, очки, телескоп, перископ) |
Строить изображения в линзах; осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников; |
Оптические иллюзии |
Понятие оптической иллюзии, группы иллюзий |
Объяснять иллюзии зрения |
Физика и живопись |
Известные и неизвестные работы известных художников (Куинджи А.И., Сурикова, Айвазовского И.К., Репина И.Е. и других). Художники Вологодчины (Сергеев В.А., Соколов Е.А., Тимофеев В.В.) и их полотна. Ученых, занимающихся живописью (А. Леонов, В. Джанибеков, М.В. Ломоносов и т.д.) |
Смешивать краски при написании картин, находить физические явления в произведениях живописи. |
Итоговое занятие |
Защита проектов |
Применять приобретенные знания при объяснении наблюдаемых явлений и решении задач. Распознавать и объяснять световые явления в загадках, пословицах и поговорках; проводить анализ и обработку материала, полученного из дополнительных источников. Анализировать и высказывать свою точку зрения по проблеме. |
Содержание «Оптика и окружающий мир»
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. (1ч)
Понятия: свет, источник света, луч, световой пучок, точечный источник света; условия образования тени и полутени, правила их построения; закон прямолинейного распространения света. Солнечные и лунные затмения.
Практические работы
№1. Изучение зависимости размеров тени и полутени от размеров препятствия, от расстояний между источником света и препятствием, экраном и препятствием.
№2. «Изготовление портрета методом силуэтной живописи».
Отражение света. Зеркала вогнутые и выпуклые. (2ч)
Понятия зеркального и рассеянного изображений, мнимого изображения в плоском зеркале; законы отражения; правило построения светящейся точки в плоском зеркале; свойства изображения предмета в плоском и сферическом зеркале.
Экспериментальные работы:
№1. «Наблюдение изображения, полученного с помощью плоского зеркала»,
№2. «Наблюдение изображения, полученного с помощью двугранного зеркала».
Преломление света. Миражи. (1ч)
Явление преломления света, понятие оптической плотности среды, полного отражения света, явления миража.
Экспериментальная работа «Исследование хода луча в стеклянной пластине с параллельными гранями, треугольной призме». Волоконная оптика.
Линзы. (1ч)
Понятие линзы, построение изображений в линзах.
Практическая работа «Определение фокусного расстояния собирающей линзы».
Глаз как оптический аппарат и как орган зрения (2ч)
Глаз как оптический аппарат и орган зрения, дефекты зрения, исправление зрения, аккомодация. Офтальмологические приборы. Микроскоп, телескоп. Использование в медицине. Мир глазами животных.
Практические работы:
№1. «Определение остроты зрения»,
№2 «Исследование скорости адаптации глаза».
Дисперсия света (2ч).
Понятия: дисперсия, спектр. Понимать смысл явления дисперсии, образования радуги. Многообразие красок, сложение цветов. Цвет и жизнь. Использование художниками для написания картин, особенности зрения
Экспериментальная работа «Получение цветного образа одного и того же объекта»
Оптические приборы (2ч).
Устройство и принцип получения изображений с помощью приборов: лупа, фотоаппарат, очки, телескоп, перископ.
Практическая работа «Изучение устройства и принципа действия фотоаппарата».
Оптические иллюзии (1ч).
Понятие оптической иллюзии, группы иллюзий.
Физика и живопись (3ч)
Известные и неизвестные работы известных художников (Куинджи А.И., Сурикова, Айвазовского И.К., Репина И.Е. и других). Художников Вологодчины (Сергеева В.А., Соколова Е.А., Тимофеева В.В.) и их полотна. Ученых, занимающихся живописью (А. Леонов, В. Джанибеков, М.В. Ломоносов и т.д.)
Практическая работа №5 «Отыскание на картинах изображенных физических явлений»
10. Заключительное мероприятие (2ч).
Тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п |
Тема занятия |
Часы |
1 |
Свет. Источники света. Законы распространения света (прямолинейное распространение, использование для объяснения затмений, образования тени и полутени.) |
1 |
2 |
Отражение света (оптические явления, построение изображения в плоском зеркале, характеристики) Зеркала вогнутые и выпуклые. Использование в повседневной жизни. |
2 |
3 |
Преломление света (призмы поворотные). Оптические явления. Миражи. |
1 |
4 |
Линзы: ход лучей, построение изображений, использование в практике. |
1 |
5 |
Глаз как оптический аппарат и орган зрения ( дефекты зрения, исправление зрения, аккомодация). Офтальмологические приборы. Микроскоп, телескоп. Использование в медицине. Мир глазами животных. |
2 |
6 |
Дисперсия света Многообразие красок, сложение цветов. Цвет и жизнь. Использование художниками для написания картин, особенности зрения. |
2 |
7 |
Оптические приборы: лупа, фотоаппарат, очки, телескоп. Перископ |
2 |
8 |
Оптические иллюзии |
1 |
9 |
Физика и живопись. Известные и неизвестные работы известных художников. Художники Вологодчины и их полотна. Кисть в руках ученого |
3 |
10 |
Заключительное мероприятие «Защита проектов» |
2 |
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
«Оптика и окружающий мир» по физике, 8 класс
№ п/п |
Тема занятия, кол-во часов, тип урока |
Содержание занятий |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Промежуточный контроль |
Итоговый контроль. Домашние работы. |
1/1 |
Свет. Источники света. Законы распространения света, 1 час Урок открытия новых знаний |
Понятия: свет, источник света, луч, световой пучок, точечный источник света; условия образования тени и полутени, правила их построения; закон прямолинейного распространения света |
Мини лекция с элементами беседы, наблюдение за деятельностью учащихся. |
Выполнение экспериментальных задач получения теней на экране. Исслед./р «Изучение зависимости размеров тени и полутени от размеров препятствия, от расстояний между источником света и препятствием, экраном и препятствием)». |
Пр./р №1«Изготовление портрета методом силуэтной живописи» |
Приготовить сообщение «Театр теней» |
2/1 |
Отражение света. Зеркала вогнутые и выпуклые. 2 часа Уроки открытия новых знаний |
Понимать смысл зеркального и рассеянного изображений, мнимого изображения в плоском зеркале; знать законы отражения; правило построения светящейся точки в плоском зеркале; |
Мини лекция с элементами беседы. |
Построение светящейся точки в плоском и сферическом зеркалах, объяснение природных явлений. |
Экс/р №1:«Наблюдение изображения, полученного с помощью плоского зеркала» |
Исследовательская работа №2 «Получи фигуры с помощью зеркала, поставленного на квадрат». |
3/2 |
Знать свойства изображения предмета в плоском и сферическом зеркале. Использовать для объяснения природных явлений. |
Наблюдение за деятельностью учащихся. |
Экспериментальная работа №2 «Наблюдение изображения, полученного с помощью двугранного зеркала» |
Представление результатов работы |
Поиск информации о применении плоских и сферических зеркал |
|
4 |
Преломление света. Миражи, 1 час Урок открытия новых знаний |
Смысл явления преломления света, понятие оптической плотности среды, полного отражения света, явления миража |
Беседа, контроль за соблюдением ТБ |
выполнение экспериментальной работы №3 «Исследование хода луча в стеклянной пластине с параллельными гранями, треугольной призме». |
Игра «Звездный час» по теме « Оптика в загадках, пословицах, поговорках» |
Проект по теме « Оптика и оптические явления в сказках», Применение волоконной оптики |
5 |
Линзы. 1 час Урок систематизации знаний |
Построение изображений в линзах. Свойство собирающей линзы. Понимать смысл явления инерции . |
Беседа, контроль за соблюдением ТБ |
п/р №2«Определение фокусного расстояния собирающей линзы» |
Уметь строить изображения в линзах, |
к/р «Построение изображений в линзах», составление кроссворда « Законы геометрической оптики» |
6/1 |
Глаз как оптический аппарат и как орган зрения, 2 часа Урок обобщения знаний |
Физиологическое строение глаза; физическую природу явлений близорукости и дальнозоркости. ночного и дневного зрения |
Мини лекция с элементами беседы. |
Устный журнал «Глаз и зрение» |
иссл./р №2 «Исследование скорости адаптации глаза». |
Оформление результатов работы в виде таблиц |
7/2 |
П/р3. «Определение остроты зрения» |
контроль за соблюдением ТБ |
П/р3. «Определение остроты зрения» |
Оформление результатов работы в виде таблиц |
Проект «Зрение в нашей жизни» |
|
8/1 |
Дисперсия света, 2 часа Урок открытия новых знаний |
Понятия: дисперсия, спектр. Понимать смысл явления дисперсии, образования радуги. Многообразие красок, сложение цветов. |
Мини-лекция, |
Творческие конкурсы «Мастерская начинающего художника», |
Итоги творческих конкусов |
|
9/2 |
Цвет и жизнь. Использование цвета художниками для написания картин, особенности зрения. |
контроль за соблюдением ТБ |
эксперим. работа «Получение цветного образа одного и того же объекта» |
Конкурс рисунков на свободную тему |
||
10/1 |
Оптические приборы, 2 часа Урок открытия новых знаний |
Устройство и принцип получения изображений с помощью приборов (лупа, очки, фотоаппарат,телескоп, перископ) |
Контроль за соблюдением ТБ |
Практическая работа №4 «Изучение устройства и принципа действия фотоаппарата», |
Подготовить проекты по теме «Оптические приборы в нашей жизни» |
|
11/2 |
«Оптические приборы в нашей жизни» (защита проектов) |
Организация работы , сопровождение |
Конференция «Оптические приборы в нашей жизни» (защита проектов) |
Приготовить интересные факты об оптических иллюзиях |
||
12 |
Оптические иллюзии, 1 час Урок открытия новых знаний |
Понятие оптической иллюзии, группы иллюзий |
Мини-лекция с элементами беседы. |
выступления с сообщениями, рефератами, составление буклетов по теме «Оптические иллюзии» |
Сообщение «Мой любимый художник» |
|
13/1 |
Физика и живопись, 3 часа Урок открытия новых знаний |
Известные и неизвестные работы известных художников (Куинджи А.И., Сурикова, Айвазовского И.К., Репина И.Е. и других). |
Организация просмотров видео, наблюдение за деятельностью учащихся. |
Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею, «Художники России» (видеофильмы), |
Конкурс рисунков по теме «Времена года» |
д/з. Найти вырезки из газет и журналов о художниках. |
14/2 |
Художники Вологодчины (Сергеев В.А., Соколов Е.А., Тимофеев В.В.и другие) и их полотна. |
Мини-лекция с элементами беседы. |
Включение учащихся в беседу с презентацией «Вологодские художники» |
Экскурсия в музей |
Написание проектов по теме «Вологодские художники |
|
15/3 |
Ученые, занимавшиеся живописью (А. Леонов, В. Джанибеков, М.В. Ломоносов и т.д.) |
наблюдение за деятельностью учащихся. |
Групповая творческая работа №5 «Отыскание на картинах изображенных физических явлений» |
Умение анализировать увиденное, отстаивать свою точку зрения. |
Подготовиться к защите проектов |
|
16/1 17/2 |
Итоговое занятие, 2 часа Уроки контроля , рефлексии |
Защита проектов по теме «Оптика и окружающий мир», выставка рисунков и творческих работ учащихся. |
||||
Подведение итогов работы, рефлексия: Что понравилось (не понравилось) на занятиях; что узнали нового; чему научились; ваши предложения и пожелания. Учитель: корректирует и направляет деятельность учащихся. Учащиеся: анализируют проекты, высказывают свои замечания, отвечают на вопросы рефлексии, учатся вести беседу. |
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|||
Мини лекции |
Практические |
Игры, экскурсии и т.д. |
Самост. деятельность |
||||
1 |
Свет. Источники света. Законы распространения света |
1 |
+ |
+ |
+ |
Пр/р, сообщение |
|
2 |
Отражение света. Зеркала вогнутые и выпуклые |
2 |
+ |
+ |
+ |
Пр/р |
|
3 |
Преломление света. Миражи. |
1 |
+ |
+ |
Интеллектуал. игра |
проект |
|
4 |
Линзы |
1 |
+ |
+ |
К/Р, составл. кроссворда |
||
5 |
Глаз как оптический аппарат и как орган зрения |
2 |
+ |
Устный журнал |
+ |
Оформление таблиц, проект |
|
6 |
Дисперсия света |
2 |
+ |
+ |
+ |
Конкурс рисунков |
|
7 |
Оптические приборы: |
2 |
+ |
+ |
+ |
проекты |
|
8 |
Оптические иллюзии |
1 |
+ |
+ |
сообщения |
||
9 |
Физика и живопись |
3 |
+ |
+ |
Экскурсии 2 |
+ |
Конкурс рисунков |
10 |
Итоговое занятие |
2 |
+ |
+ |
|||
Итого |
17 |
6 |
8 |
9 |
Материально – техническое оборудование:
Компьютер,
Колонки для воспроизведения звука
Мультимедиа проектор
Экран навесной.
Демонстрационное, лабораторное оборудование, необходимое для реализации программы
Дидактические материалы:
Контролирующие материалы
Экспериментальные работы для учащихся,
карточки – задания для индивидуальной работы,
разработки занятий,
презентации по темам.
видеофильмы для проведения заочной экскурсии.
Картины художников у учителя ИЗО.
Литература для учащихся:
Блудов М.И. Беседы по физике. Кн.2 – М.: Просвещение 1985.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике-7-9. - М.: Просвещение, 2001.
Перельман И.Я. Занимательная физика.-М.: Наука, 1972-Кн. 2
Учебники по физике.
Дополнительная информация (Интернет, учебная литература по биологии, литературе)
Литература для учителя
Буров В.А., Иванов А.И., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. 10 кл.: Дидакт. материал: Пособие для учителя: Под ред. В.А.Бурова. - М.: Просвещение, 1987.
Буров В.А., Зворыкин Б.С., Кузьмин А.П. и др. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей // Под ред. А.А.Покровского. – М.: Просвещение, 1979.
Калъотти Дж. От восприятия к мысли. О динамике неоднозначного и нарушениях симметрии в науке и искусстве. - М.: Мир, 1998.
Иоголевич И.А. Лабораторная работа по теме «Плоское зеркало». - Физика в школе, 2005, № 4.
Ланина И.Я. Не уроком единым. – М.: Просвещение, 1991.
ЛукашикВ.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физи-ке-7-9. - М.: Просвещение, 2001.
Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
Пёрышкин А.В. Физика-8: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2002.
Перельман И.Я. Занимательная физика.-М.: Наука, 1972-Кн. 2
Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей. Кн. для учителя: Сост. Э.М.Браверман, под ред. В.Г.Разумовского. — М.: Просвещение, 1993.
Сикл Э. Оптические иллюзии. - М.: ACT Астрель, 2003.
“Энциклопедия для детей”. Т7 “Изобразительное искусство”. – М: Аванта 2001г
http:// ru/wikipedia.org/wiki.
http:// elkin52/narod.ru.
а также материалы интернет-ресурсов, находящихся в открытом доступе.
Приложения: 1
Контролирующие материалы
Тема: Отражение света.
1. За 30 с найдите среди «картинок» те, на которых отражение света изображено правильно.
2. Угол между падающим и отраженным лучами равен 200 . Под каким углом к зеркалу падает свет? ( 800 )
3. Прочитай надпись:
4. При помощи плоского зеркала прочитайте наибольшее число слов (физических терминов, единиц физических величин и т.д.) (2 мин)
Ответы: Анод, атом, вес, воск, дата, звонок, ландшафт, носок, нота, Ом, план, помпа, талант, тон, тонна, флот, фото, фотон, шаттл, эхо.
5. Построй изображение стрелки в зеркале.
Тема: Преломление света
Вопросы:
Какое явление называется преломлением света?
Что такое угол преломления света?
Как читаются законы преломления света?
В каком случае угол преломления больше угла падения?
Почему в жаркий день очертания предметов над нагретой почвой кажутся колеблющимися?
Задание: Лучи света падают на ряд прозрачных стеклянных деталей. Укажите дальнейший ход луча в каждом случае.
Тема: Линзы:
Найдите построением фокус линзы
Покажи дальнейший ход лучей
Тема: Оптические приборы, глаз, очки
Ответь на вопросы:
Какой прибор называют лупой и для чего он служит?
Что такое микроскоп? Для чего он предназначен?
Что представляет собой фотоаппарат?
Что такое проекционный аппарат? Его назначение?
Как вы объясните термин «аккомодация глаза»?
Что называется углом зрения?
Что такое а) близорукость, б) дальнозоркость?
Задания:
Ответь на вопросы:
Какой недостаток зрения у человека, для которого расстояние наилучшего зрения 12,5 см?
Почему в качестве объектива фотоаппарата используют короткофокусную систему линз?
Как изменится кривизна хрусталика глаза, если перевести взгляд с облаков на проезжающую рядом машину?
Почему проекционный аппарат дает увеличенное изображение предмета?
Рассчитайте оптическую силу линз с фокусным расстоянием а) 1,25 м; б) 0,8 м.
Поясните: какие очки применяются для исправления а) близорукости, б) дальнозоркости.
Имеется две пары очков: у одних оптическая сила - 3дптр., а у других +3 дптр. Посоветуйте, для устранения каких дефектов зрения их можно применить.
Приложения: 2
Карточки-задания для индивидуальной работы
Задачи для любителя наблюдений
Почему летом в средней полосе России ночи более темные, чем зимой? (Летом нет отражения лунного света от белого снежного покрова Земли. )
Что больше: облако или его тень? (2 Солнечные лучи, падающие на Землю, практически параллельны, поэтому размеры контура тени почти равны размерам контура облака.)
Понаблюдайте за оконным стеклом,
а) Если из комнаты смотреть, то в солнечный день стекло покажется совсем прозрачным, невидимым; ночью же на нем будут отчетливо видны зеркальные изображения находящихся в комнате предметов, (Днем свет, идущий в комнату с улицы, очень ярок, и он почти весь проходит в комнату — стекло кажется прозрачным; ночью же за окном темно, там нет ярких источников света, и мы воспринимаем лучи, попавшие на стекло от предметов, находящихся в комнате, отраженными от стекла, как от зеркала.)
б) Если же стоять снаружи, отражения предметов (уличных) видны днем, а не ночью. Объясните, почему? (Когда мы днем стоим снаружи и смотрим в окно, то яркость лучей, отраженных от стекла, оказывается больше яркости лучей, пришедших из комнаты; поэтому мы видим отражения наружных предметов.)
Задачи автогонщика
1. Почему в свете фар автомобиля лужа на асфальте ночью кажется водителю темным пятном? (Потому что свет автомобильных фар, отражаясь от гладкой поверхности лужи, не попадает в глаза водителю.)
2. В солнечный летний день асфальтовое шоссе блестит, если смотреть на него вдаль. Почему? (В летний солнечный день асфальт сильно нагревается, воздух вблизи него становится теплым, а значит, оптически менее плотным, чем в других местах. Это создает условия для полного отражения солнечных лучей от прогретых слоев придорожного воздуха, как от зеркала.)
3. Для чего боковые зеркала автомобилей делают слегка выпуклыми? Какое неудобство при этом возникает? (Чтобы увеличить угол обзора. Благодаря выпуклой поверхности стекла в глаза водителя попадают лучи от большего количества предметов: увеличивается обзор. Возникающее неудобство: изображения предметов в зеркале получаются немного искаженными.)
Задачи хозяюшки
Почему многие хорошие хозяйки любят, чтобы у них в доме «все блестело»? (Если поверхность блестит, значит, она гладкая и отражает лучи. Следовательно, на ней нет пыли, которая рассеивает свет и в которой могут находиться вредные микроорганизмы.)
Зачем в шкафах для посуды часто вместо задней стенки устанавливают плоское зеркало? (Изображение посуды в зеркале создает иллюзию большего объема шкафа и большего количества посуды; зеркало также дает дополнительную подсветку предметам.)
3. Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле? (Банка, имеющая внешнюю выпуклую боковую поверхность и наполненная жидкостью, преломляет лучи — мы видим предметы в банке как бы через собирающую линзу, которая дает увеличенное изображение.)