12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соловьева Виктория Владимировна673
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Эссе «Почему, зачем и как нужно формировать инклюзивную культуру»

       Эссе на тему 

«Почему, зачем и как нужно формировать

инклюзивную культуру»

 

 

                                          Выполнила

                                                                             учитель начальных классов

                                                                      МБОУ «СОШ №15» г.Череповца

                                                                           Соловьева Виктория Владимировна

 

 

Современная система образования предполагает с одной стороны, обеспечение равных возможностей детей в отношении получения образования, с другой стороны, призвана соответствовать индивидуальным потребностям личности. Существует группа детей, обладающих образовательными потребностями, обусловленными не просто личностными особенностями, но и особенностями психического и (или) физического развития. Это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития.

В Законе об образовании РФ говорится о том, что в целях реализации права каждого человека на образование «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Не всегда для детей с ОВЗ рядом с местом их проживания существуют специализированные учебные заведения. Но даже если они и есть, то в них ребенок с ОВЗ оторван от реальной жизни, не имеет возможности получить опыт социальной адаптации. Большим потенциалом обладает инклюзивное образование. Дети получают возможность пройти естественный путь развития.

Под инклюзивным образованием понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Следовательно, для обеспечения образовательных потребностей любого человека, в том числе и детей с ОВЗ, должны быть созданы максимально комфортные условия. Приведение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствие с  потребностями детей, которые там обучаются, ведется по мере финансовых возможностей.  А вот создание психологически комфортной среды может вызывать гораздо больше затруднений, которые невозможно решить только материальными средствами. Это связано с тем, что в нашем обществе на сегодняшний день не каждый человек готов принять в свой коллектив людей чем-либо отличающихся. Довольно трудно искоренить давно сложившийся стереотип: «человек с ограниченными возможностями здоровья», «инвалид» - это человек, который не может полноценно действовать, человек, который создает определенные трудности в общении и взаимодействии. Вот из этой ситуации и вытекает необходимость формирования инклюзивной культуры общества в целом и школьного коллектива в частности.

Под инклюзивной культурой школьного коллектива понимается такой уровень развития, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом отношении к любому члену коллектива, ценности каждой личности, в построении любого взаимодействия на основе принципов инклюзивного образования.

Инклюзивное образование основано на следующих принципах:

·        ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

·        каждый человек способен чувствовать и думать;

·        каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

·        все люди нуждаются друг в друге;

·        подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

·        все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

·        для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

·        разнообразие усиливает все стороны жизни.

Как же формировать инклюзивную культуру? Инклюзивная культура – это духовно-нравственная сфера личности. Она связана с формированием системы ценностей и норм человека, с его мировоззрением, осознанием своего места в окружающем мире и обществе.

В образовательной организации работа по формированию инклюзивной культуры должна быть системной, должна быть направлена на всех членов коллектива (на  работников образовательного учреждения, на детей и их родителей).

Обязательно для педагогических работников должны проводиться конференции, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации по вопросам работы с детьми с ОВЗ. Если педагог будет знать, как ему действовать в различных ситуациях, будет обладать большим спектром форм, методов и приемов по работе с детьми с ОВЗ, понимать, каким образом добиться успешности всех учеников при инклюзивном образовании, то у него не будет возникать негативного отношения к инклюзивному образованию.

В детском возрасте идет формирование системы ценностей и норм  личности, на основе которых человек осуществляет свою деятельность, свое общение в социуме. Поэтому очень важно вести разговор с учащимися на соответствующие темы, привлекать к совместной деятельности детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких проблем. Необходимо сформировать у детей понимание, что каждый человек индивидуален, у каждого свои особенности, свои способности, и только объединив в совместной деятельности свои возможности и оказав друг другу посильную помощь, можно добиться успешных результатов для каждого участника деятельности.

Кроме того, для того, чтобы не возникало градации детей по какому-либо признаку, в том числе деления на детей «нормальных» и «особенных», нужно, прежде всего, взрослым не осуществлять этого деления, а воспринимать всех детей, как личностей со своими индивидуальными чертами. Тогда и дети не станут воспринимать особенности в психическом или физическом развитии как причину для непринятия человека.

Работа с детьми по формированию инклюзивной культуры не возможна без  работы с родителями. Очень большое влияние семья имеет на становление системы ценностей ребенка. Поэтому необходимо проводить беседы с родителями, организовывать семинары, обсуждать вопросы, связанные с инклюзивным образованием. Обязательно необходимо привлекать родителей к совместным мероприятиям с детьми, чтобы они видели положительные моменты в общении, в совместной деятельности детей.

Работа по формированию инклюзивной культуры требует временных затрат, она не может быть осуществлена одномоментно. Важно чтобы все участники учебного процесса были включены в совместную деятельность постоянно и видели положительные моменты инклюзивного образования для каждого.

Без инклюзивной культуры не возможно инклюзивное образование.

 

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.