12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Вениаминовна Чурина14171
учитель математики
Россия, Ивановская обл., Южа

МБОУСОШ №1 г. Южи Ивановской области

Чурина Елена Вениаминовна, учитель математики

Зачем нужно учить математику?

В текущем учебном году в 10 классе две профильные группы: физико-математическая, социально-гуманитарная.

Вхожу в кабинет на урок математики в 10 классе, в социально –гуманитарной группе задолго до звонка. Одна из учащихся списывает домашнее задание с решебника через просмотр инетернет-страниц на экране своего телефона. На моем лице появляется удивление. Девушка не теряется и говорит мне: Зачем нужно учить математику? С развитием компьютеров и электронных гаджетов любую задачку можно решить за доли минуты, а современные шпаргалки могут обвести вокруг пальца любого учителя.

Я парирую: Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, которого в особой любви к математике не заподозришь  (химик и физик, астроном, философ, поэт, создатель первого в России учебника грамматики, основатель Московского государственного университета  и др.), написал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

Планы на перемены и на многие другие перемены изменились.

Я продолжала, что если говорить более подробно и оперировать конкретными навыками, то математика поможет человеку развить следующие интеллектуальные способности.

Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.

Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.

Умение находить закономерности.

Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.

Способность быстро соображать и принимать решения.

Навык планирования наперед, способность удерживать в голове несколько последовательных шагов.

Навыки концептуального и абстрактного мышления: умение последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.

Вышеназванные качества, конечно, развиваются не только решением задач из разных разделов математики, а при изучении и тех областей знаний, где применяется математический метод и господствует точность, порядок и логика.

А ещё математика учит человека терпению и последовательности.

Это одна из немногих наук, которую нельзя начинать изучать, например, с  9 класса, когда ученик осознал значимость этого предмета, но «критическая масса» ошибок и пробелов почти достигла своего апогея. Придется начать с самого начала, терпеливо, тщательно исправляя все свои пробелы.

Вопрос, зачем нужна математика, не задают те люди, которые выбрали своей профессией программирование, конструирование, строительство, авиастроение, экономику и финансы, да и многие другие. Ответ на этот вопрос понятен: чтобы составлять сложнейшие алгоритмы программ, проводить расчеты на прочность, конструировать сложные механизмы, заниматься анализом и прогнозированием экономических ситуаций в стране и за рубежом и т.д.

Я слышала про блестящих юристов, которые помимо юридического образования получили, вдобавок, физико-математическое. Это помогло им, подобно хорошим шахматистам, выстраивать сложные комбинации вариантов защиты в суде

И десятиклассники стали искать следы математики в других науках. Анфиса нашла в литературе, через три дня она остановила меня в коридоре и попросила придти перед уроком в кабинет пораньше. Она начала свой рассказ мне и группе: «Я думала, что поэзия — сплошная романтика и вдохновение, в ней нет места анализу и расчету». А оказывается: Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога. Это не что иное, как симметрические правила. Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии!»

Анфиса так же сказала, что для писателя или психолога часто важны такие понятия, как достоверность информации, единичный случай, обобщение и так далее. Все они либо напрямую являются математическими, либо строятся на основе закономерностей, разработанных математикой, существуют благодаря ей и по ее правилам.

И вот вступила в разговор Оля и поведала присутствующим, что психология родилась на стыке гуманитарных и естественных наук. Все ее направления, даже те, что работают исключительно с образами, опираются на наблюдение, анализ данных, их обобщение и верификацию. Здесь используется и моделирование, и прогнозирование, и статистические методы.

Через неделю разговор продолжился. Павел нам рассказал о художнике Эшере, Мауриц Корнелисе. Творчество Эшера раньше других оценили представители естественных наук, математики и психологи. Считается, что его следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и тому подобных открытий в области соотношений пространства, времени и их тождественности.

В гравюре "Рептилии" маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры. Мозаику рептилий Эшер использовал во многих своих работах. 

Регулярное разбиение плоскости, называемое "мозаикой" - это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники.

В своем эссе о мозаиках Эшер написал: «В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим?»

В свои изыскания учащиеся социально – гуманитарной группы посвятили и одноклассников из физико-математической. Все вместе мы сделали вывод: Математика очень важная наука, которая применяется во многих сферах нашей жизни: начиная от бытовых задач и заканчивая всевозможными делами, решающимися на работе. Эта наука позволяет развивать гибкость ума, что нужно для принятия объективного решения любой задачи. Эта не только задачи математического характера, но и различные жизненные ситуации, требующие рассмотрения «под разными углами». Известно, что математика никогда не бывает одна, она всегда к чему-то прикладывается! Это говорит о том, что ни одна другая наука не может существовать без математики. Следовательно, если бы человечество не создало мира математики, то оно никогда не смогло бы обладать наукой! 
Математика всегда была неотъемлемой и составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса.

Наши поиски следов математики в других науках продолжаются.

Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Анатольевна, 02.12.17 в 14:58 1Ответить Пожаловаться
Отлично, в избранное. Я как портрет Ломоносова увидела-испугалась слегка- неужели юбилей и надо будет чего-то за него дописывать. Сейчас дочь позову читать.
Елена Вениаминовна Чурина, 10.07.18 в 11:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Анатольевна, за теплые слова.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.