Урок «Почва-кормилица» (Окружающий мир, 3 класс)

0
0
Материал опубликован 14 December 2017

Тема: Почва-кормилица. (3 класс )

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о почве, ее составе, свойствах и охране.

Задачи:

сформировать представление о процессе образования почвы, о её составе и свойствах;

формировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве;

продолжить формирование умений работать с учебным текстом и схемами,

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведённых опытов;

воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям; желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование представления о почве и ее образовании;

ознакомить учащихся со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы;

объяснить причину плодородия почв.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в виде схемы; создать кластер “Состав почвы”

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

создать слайд презентации по теме урока;

находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в группе;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Регулятивные УУД

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

формирование уважительного отношения к иному мнению

принятие и освоение социальной роли обучающегося

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Тип урока: урок новых знаний

Аннотация урока

Учащиеся делятся на группы, исследующие различные аспекты данного урока. Сначала дети исследуют свойства почвы (2 свойства - самостоятельно и 3 свойства совместно с учителем). Итогом работы будет кластер (или “карта ума”). Планирую, чтобы сделали совместно, все группы создали одну.

Затем каждая группа получает опорную карточку. Материал самостоятельно изучается, обсуждается в группе. Дети готовят краткие сообщения и 1 слайд в общей Google-презентации, доступ к которой учитель дает заранее каждой группе детей.

В течении урока проводится формирующее оценивание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей!

Введение в тему.

Какой раздел мы изучаем? (Путешествие в мир веществ)

Какие вещества мы изучили? (вода, воздух)

Что о них узнали? (их свойства, значение и охрана)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны окружающего мира.

Слайд 1

Посмотрите на доску, прочитаем диалог школьников. Как вы продолжите слова мальчика? Куда надо сажать растения? Какова же проблема урока? (Почему растениям нужна земля?)

Слайд 2

Посмотрите на доску: Подумайте, как написать слово “земля” в каждом предложении.

Почему так написали? (Слово «земля» означает сушу, а «Земля» - всю нашу планету вместе с морями, океанами и глубокими недрами)

Мы видим, что у слова “земля” несколько лексических значений. Как вы думаете, какое интересует нас? (почва, потому что это тоже вещество, а мы изучаем эту тему)

Какова тема нашего урока?

Слайд 3

Заполните первые две колонки таблицы ЗИУ (знаю - интересуюсь - узнал)

- Что вы знаете о почве?

- Что хотите узнать? Составим план урока.

С чего начнем? (дать научное определение почве) Что еще хотели бы узнать о почве?

Что мы сейчас делали? (назвали тему, определили проблему, наметили план)

Какое умение формировали? (умение организовывать свою работу)

Итак, тема нашего урока: Почва-кормилица. Слайд 4.

Мы с вами сегодня научные сотрудники. Наш класс на 45 минут станет научной лабораторией. Как и положено исследователям, все свои наблюдения и выводы будем заносить в лабораторные журналы (см. Приложение 1)

Приступим к работе, следуя составленному плану. Слайд 4

III. Изучение нового материала.

- Так, что же такое почва?

Где мы можем узнать научное значение слова “почва”? (словарь; учебник с.111)

Что такое почва? Как вы понимаете слово “плодородный”?

Ответили на первый пункт плана? (Да)

Переходим к следующему вопросу: Состав почвы.

А как узнать состав почвы? Какую работу, как ученые, мы должны проделать? (надо провести опыты)

Открываем наши лабораторные журналы. Какое 1 задание. Слайд 4 шторка

Цель этого задания? (узнать какие вещества входят в состав почвы)

Пробегите глазами лист: Сколько опытов вам предстоит провести самостоятельно?

Работая в группе, выполните опыт 1 и 2. Внимательно читайте задание, выполняйте его, делайте выводы. Не забывайте вести записи в журнале.

Помните о правилах дружной работы!

Проверка работы

Какой вывод по 1 опыту сделали?

Для чего нужен воздух в почве? (корням растений нужен воздух)

Какой вывод по 2 опыту?

Где расположились песок и глина, когда размешали почву в стакане с водой?

Посмотрите на мой стаканчик: в нем хорошо видны слои расположения глины и песка.

Продолжение опытов

Следующие опыты буду проводить я, а вы будете наблюдать и отражать выводы в своих лабораторных журналах.

Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (тигель - специальная емкость для нагрева, спиртовка, стекло).

Как вы думаете, почему опыты буду проводить я? (они опасны)

В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?

Опыт 3

Я положила в тигель немного почвы и теперь нагрею её. Над почвой помещу стекло.

Какова цель опыта? Понаблюдайте, появятся ли капельки воды на стекле.

Какой вывод сделаем? (в почве есть вода).

Зачем в почве вода?

Опыт 4

Продолжу прокаливать почву.

Прочитайте, что будете наблюдать (Понаблюдайте, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных)

Какой вывод сделаем? (в почве имеются остатки растительных и животных организмов)

Опыт 5.

Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу стекло над огнем.

Что происходит с водой? (Вода испаряется)

Что видим на стекле? (на стекле остаются белый налет).

У вас был похожий опыт в теме “Превращение воды” На что похож налет.

Да, это минеральные соли. Предположите, зачем в почве нужны соли.

(соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Соли растворяются в воде).

Теперь вам предстоит обобщить все наблюдения.

Прочитайте задание 2. Слайд 4 шторка

Создайте “карту ума”. Как она будет называться? Работать будем на МакБуках в программе FreeMind

Работайте, не пропустите ни одного свойства. На работу 3-4 мин

Сверьте с образцом. Слайд 5

Расскажите по схеме: Что входит в состав почвы?

Какая группа хочет оценить свою работу?

Оценивание по плану:

1. В чем заключалось задание? Какая была цель?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

4. Какое умение формировали?

Закройте МакБуки.

Посмотрим на ПЛАН урока. На какой вопрос мы ответили?

Физкультминутка для глаз (Тренажер Базарного)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец!

Работа в группах

Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на группы. Слайд 6

Будет 4 группы ученых: геологи (КР), почвоведы (Ж), биологи (С) и экологи (З). Каждая группа изучает свой вопрос.

 

Разделимся в соответствии с цветом. Цвет конуса на столе и кружочка на стуле сзади должны совпадать, т.е. если на стуле желтый кружок, то вы идете к желтому конусу, красный к красному и т.д. Найдите свою группу.

Давайте подумаем, что будут изучать геологи.

Как образуется почва?

Почвоведы? Как вы понимаете значение этого слова?

Какие почвы самые плодородные?

Биологи?

Обитатели почвы

Экологи?

Что может разрушить почву?

Каждая группа работает с лабораторным журналом (см. Приложение 2): там даны все инструкции. Рассмотрите таблицу. Расскажите, как будем работать. (читаем источник информации, ищем ответы на вопросы и составляем 1 слайд презентации)

Не забудьте выбрать выступающего. На работу 10 минут.

Дети изучают информацию и делают по шаблону слайд презентации в Google (доступ к документу дан заранее)

Проверка работы

Выступление каждой группы.

Геологам вопрос: какую одну из составляющих состава почвы теперь можно изменить, назвав научным словом? остатки растений и животных называется гумус или перегной)

IV. Рефлексия.

Давайте подведём итог. Слайд 7

Возвращение к таблице ЗИУ

Что вы узнали на уроке?

Если вам пока не удалось получить ответ на ваш вопрос, вы можете поискать самостоятельно дома в книгах, спросить у взрослых, в Интернете, а на следующем уроке расскажете нам о своих открытиях.

Оценивание

У вас на столе лежит лист оценивания. Заполните его. Внимательно читайте утверждения и ставьте галочки рядом с тем утверждением, которое вам ближе на сегодняшний момент, т.е. как вы поняли материал урока (см. Приложение 3).

Есть желающие высказаться по листу?

V. Домашнее задание.

Все материалы сегодняшнего урока будут в блоге “Наш класс”: карта ума, презентация. Вы сможете повторить материал, а по результатам листа оценивания вы определитесь над какому вопросу стоит уделить больше внимания.

Р.т. 44, 45

По желанию: создать кроссворд с новыми научными словами

Приложение 1

Лабораторный журнал

1. Исследуй состав почвы

Описание опыта

Что наблюдали?

Вывод

Опыт 1

Положи в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдай, появились пузырьки воздуха?

   

Опыт 2

Размешай почву в стакане. Дай воде отстояться. Наблюдай, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана.

   

Опыт 3 (проводит учитель)

Положим на сковородку немного почвы и нагреем ее. Наблюдай, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.

   

Опыт 4 (проводит учитель)

Продолжим прокаливать почву. Наблюдай, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.

   

Опыт 5 (проводит учитель)

Насыплем остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Размешаем, профильтруем воду и нальём немного на стекло. Наблюдай, что останется на стекле после испарения воды.

   

2. Создай “карту ума”

Приложение 2

Группа ГЕОЛОГИ

Вопрос: Как образуется почва

Источник информации

Цель

Результат (+ -)

Учебник с. 111

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Как почва образовалась?

2. Какое значение имеют живые существа в образовании почвы?

3. Что такое гумус?

4. Быстро или медленно создается плодородный слой земли?

 

Группа ПОЧВОВЕДЫ

Вопрос: Какие почвы самые плодородные

Источник информации

Цель

Результат (+ -)

Учебник с. 113

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. В чем главное отличие почвы от горной породы?

2. Какими бывают почвы?

3. Какая почва самая плодородная?

4. Можно ли улучшить плодородие почвы?

 

Группа БИОЛОГИ

Вопрос: Обитатели почвы

Источник информации

Цель

Результат (+ -)

Учебник с. 115-117

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Значение почвы в жизни растений и животных.

2. Какие организмы очищают землю?

3. Что такое круговорот веществ в природе?

 

Группа ЭКОЛОГИ

Вопрос: Что может разрушить почву

Источник информации

Цель

Результат (+ -)

Учебник с. 118-119

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Какие природные явления разрушают почву?

2. Как деятельность людей разрушает почву?

3. Как наши предки сохраняли плодородие почвы?

 

Приложение 3

Лист оценивания

Фамилия, имя

 

На уроке я узнал(а) новое

На уроке я ничего нового не узнал (а)

Я умею работать в группе согласованно

Пока мне легче работать самостоятельно

Я могу назвать состав почвы

Я пока не могу назвать состав почвы

Я могу составить “карту ума” “Состав почвы”

Я пока не могу составить “карту ума” “Состав почвы”

Я понял, как образовалась почва

Я пока не могу сказать, как образовалась почва

Я знаю какая почва сама плодородная

Я пока не могу назвать самую плодородную почву

Я понял что такое круговорот веществ в природе

Я пока не понял, что такое круговорот веществ в природе

Я понял, что может разрушать почву

Я пока не понял, что может разрушать почву

Я понял, как люди сохраняют почву

Я пока не понял, как люди сохраняют почву

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.