Урок «Живая связь времен» (Окружающий мир, 3 класс)

0
0
Материал опубликован 20 November 2017

Тема: ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН

Цели:

Помочь осознать младшим школьникам причастность к прошлому своей семьи.

Ознакомить учащихся с первичными представлениями о поколении, родословном древе, происхождении имён и фамилий.

Формировать у детей чувство уважения к опыту и жизни предшествующих поколений, как в своей семье, так и в обществе в целом.

Ход урока

Организационный момент

Пусть этот день для вас и для меня будет добрым.

И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать,

понимать и поддерживать друг – друга. (Слайд)

-Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас необычный урок, потому что учить вас буду я, меня зовут Венера Раиловна. И надеюсь вы меня поддержите, будете хорошо работать на уроке! Давайте перед началом урока улыбнемся друг другу, поделимся своим хорошим настроением.

-Выберите тот смайл, который соответствует вашему настроению на данный момент. Начинаем урок.

2.Проверка д/з

- Ребята, домашним заданием было нарисовать свою семью.

- Давайте каждый из вас немного расскажет о своей семье.

(ответы детей)

- А кроме мамы, папы, сестры есть у вас еще родственники?

(ответы детей)

-Ребята, а мама вашей бабушки кем будет для вас? А папа?

(ответы детей)

- правильно, молодцы! прадед и прабабушка

- Что вы можете рассказать о них? (ответы детей)

- А откуда вы знаете о них?(ответы детей)

-Все это история, и мы о своих предках узнаем от наших родителей, дедушек, бабушек.

- 3.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

-Ребята перед вами лежит учебник, давайте его рассмотрим. Откройте стр144 и просмотрим содержание учебника. Чем ж он отличается от первой части? О чем значит мы будем говорить на уроках? (будем говорить о Родине и тд)

-Ребята, как называется страна где мы живем? (Россия)

-республика?

Район?

Село?

-молодцы, вот мы с вами вспомнили и проверили знания о нашей малой родине

а) знакомство с новым предметом

Перед нами протекают времена – река

Полноводна, глубока и широка

Время движется, меняется, течёт

К изучению истории зовёт.

- Ребята значит какой наукой будем знакомиться? (Мое Отечество) или история

- Сегодня мы отправимся в путешествие по реке времени мы научимся считать время, изучать прошлое, объяснять новые слова, изучать разные страны, отличать, как жили люди в разные времена, по году определять век, место события в прошлом.

-Если мы хотим не растерять богатства, накопленные нашими предками, и сохранить их для будущего, нам надо лучше узнать свою страну – её прошлое и настоящее.

Итак, отправляемся в путешествие.

-Можно ли вернуться в прошлое?

- Коллеги, можно ли сказать, что разглядывая старые фотографии, старинные и старые вещи, книги, украшения мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда ваши родители были такими же, как вы сейчас? (фото)

(слайд фото старое и сейчас)

-В прошлое вернуться можно, мы можем просмотреть фотографии, расспросить своих бабушек, дедушек, просмотреть документальные фильмы и т.д

- Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по – настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми?

- Можем ли мы это сделать? (ответы детей)

(Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя, мы можем вернуться в прошлое по воспоминаниям) Слайд 2

-Какую проблему нам нужно сегодня решить?

(Существует ли связь времён,

Связь между прошлым и настоящим?) Слайд 3

2.поиск решения проблемы.

«Что было – видели деды, что будет – увидят внуки».(на обычн доске)

-Давайте прочитаем эту пословицу, и попробуем объяснить смысл.

-Мы сказали о вещах, которые связывают нас с прошлым, но не только ли вещи связывают нас с прошлым. Рассмотрите фотографии на с.8 и найдите в них общее и различное.

азличия: первая фотография цветная, а вторая – чёрно-белая. Вторая фотография кажется более старой, чем первая.

Общее: на обеих фото изображены семьи; можно найти черты сходства между людьми, изображёнными на разных фото: усы у мужчины со 2 фото такие же, как у дедушки с 1-ой, причёска молодой женщины похожа на причёску бабушки с другой фотографии; девочки с обеих фото похожи друг на друга, хотя родители у них явно разные)

Так есть ли связь между этими фотографиями? ((На 1-ой изображены бабушки и дедушка Анюты и Илюши в молодости и их мама в детстве, а на 2-ой – семья Диминых сегодня)

-Молодцы, вы очень наблюдательны. Люди, которые родились и живут в одно время называют поколением.

- Сколько поколений изображено на этом фото? (3)(слайд поколение)

ФИЗМИНУТКА

-Вы когда-нибудь были в школьном музее? Что вы там видели? (Видели старинные вещи, которые принадлежали нашим бабушками прабабушкам, значит частицы прошлого есть и сегодня.)(Слайд музей старинные вещи)

- Но теперь, постарайтесь ответить есть ли связь между прошлым и настоящим? (ответы детей)

- да, есть без прошлого, нет будущего

- У каждого из вас есть своя история, своя семья.

- Ребята, а что такое семья?

Семья - группа людей, состоящая из родителей, из детей, внуков и ближних родственников.

- Давайте попробуем заменить другим словом слово «семья». (ответы детей)

 -Вместо слов «моя семья» можно сказать «мой род».

-Ребята, посмотрите на ЭКРАН, что изображено на рисунке?(ответы детей)(СЛАЙД ШЕЖЕРЕ)

- Это родословная, древо жизни, или говорят генеалогическое древо, шежере.

-Родословная – это поколения одного рода, устанавливающие происхождение и степени родства. (слайд)

- Значит кроме фотографии, старинных вещей, нас с прошлым еще связывает родословная.

- Каждый человек должен гордиться своей семьёй, и вы, ребята учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми. Больше радуйте их, жалейте.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 9.

- Сколько поколений Диминых оно охватывает? Куда оно уходит своими корнями?

(корни уходят в прошлое, в старину, в те времена, когда жили предки Анюты и Илюши.)

2) Происхождение фамилий.(слайд на доске)

- У каждой семьи есть своё особое имя, которое передаётся по наследству,

Как она называется? (фамилия)

- Откуда берётся фамилия?

(Чтение текста на странице 10, учащимися)

- Это слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «семья».

Фамилии появились сравнительно недавно.

Большинство русских фамилий произошли от отчеств (например, Ивановы, Максимовы, Осипов)

- А также фамилии могут происходить от места рождений.

- Фамилии могут образоваться от признаков наружности, черт характера человека, от животных.

Вот известный поэт Михалков даже сочинил про это стихотворение.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин

- Попробуйте вместе с родителями объяснить происхождение своей фамилии.


 

-А сейчас выполним задания к рисунку подбираем из списка подходящую фамилию (Фамил. и картинка)

3) происхождение имени Отчества

-Кроме фамилии у каждого из нас есть свое личное имя А теперь поговорим о личных именах, которые даются при рождении. Современные имена пришли к нам из латинского, греческого и других языков. Каждое имя имеет своё значение.

Давайте узнаем значения некоторых имён.

(Слайд имена и значения)

- Ребята, кто знает значение своего имени? (ответы детей)

- У взрослых, как видите имена обычно двойные, н/р Николай Иванович.(Слайд)

- Откуда берётся первая часть имени? (Дают родители)

- Откуда вторая и как она называется? (Переходит по наследству от отца и называется отчеством)

-Ребята, значит в этой пословице говориться об имени «В лицо ребёнок себя не знает, а имя своё ведает» (на обычн доске)

-да, с раннего детства ребенок может себя не узнать на фото, но имя он свое хорошо знает.


 

5.Групповая работа

-А теперь, мы посмотрим, как вы усвоили новый материал

-Сейчас мы поработаем в группах.

1.задание

- Теперь по работаем в группах (задания на листочке)

1. Отца одного человека зовут Николай Петрович, а сына — Алексей Владимирович. Как зовут этого человека? (Владимир Николаевич)

2. Иван Петрович — отец Нины Ивановны, а Катя — дочь Нины Ивановны. Кем приходится Катя Ивану Петровичу? (внучка)

3. Кто может так сказать : «Ты мне сын, но я тебе не отец».(мать)

 

4. В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть брат и сестра. Другой ребенок говорит, что у него нет сестры. Сколько в семье детей? Сколько мальчиков и сколько девочек?(3 детей, 2 м, 1 дев.)

5. Иванова спросили, кто изображен на портрете в его комнате. Иванов ответил: «Отец изображенного на картине лица является единственным сыном того, кто это говорит». Чей это портрет?(внука)

(Ответы детей)

2. Тестирование (на листочках)

1. Поколение – это люди, ________

2. У каждой семьи есть своё особое имя, которое передаётся по наследству,

это _________________

3. У каждого человека есть своё личное _______, а ____________

каждый человек получает по имени своего отца.

V. Итоги урока.

Рефлексия

- Итак, давайте вернёмся к основному вопросу урока. Что же мы хотели сегодня выяснить?

(Существует ли связь времён между прошлым и настоящим) (слайд)

-Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

Связь между прошлым и настоящим осуществляется через вещи, имена, фамилии, праздники и обычаи, доставшиеся нам от прошлых поколений)

"Каждый человек связан с прошлым непрерывной цепочкой своих предков"

- А это и есть "Живая связь времён". Тема, над которой мы работали.

 

Прикрепляется на доску.

д/зСоставить родословную до 3 поколений и более.

Узнать значение своего имени, значение фамилии

-Ребята, а сейчас давайте определяют свое эмоциональное состояние на конец урока, поднимите соответ. смайл.

- оценим свою работу на уроке, поднимите ту карточку, на сколько вы оцениваете свою работу, если у вас все получилось поднимаем зеленый, если есть над чем еще работать не все поняли желтую, если совсем ничего не поняли красную.

-Молодцы, все хорошо работали, старались! спасибо за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.