12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Нина Петровна501
Россия, Крым респ., Красноперекопск
1

Урок «В царстве грибов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

муниципального образования городской округ

Красноперекопск Республики Крым

Открытый урок

по окружающему миру в 3 классе

Тема: « В царстве грибов»

Подготовила

учитель начальных классов

Смирнова Нина Петровна

 

Красноперекопск, 2016

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе

Тема: « В царстве грибов»

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».

Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

 Задачи:

образовательные:

актуализировать знания детей о грибах;

сформулировать правила сбора грибов;

создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;

различать части гриба;

приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

расширить знания о ядовитых грибах

развивающие:

содействовать формированию критического мышления;

развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

воспитывать умение дружить и взаимодействовать;

создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;

способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

- знать правила сбора грибов.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Предметные:

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Организация образовательного процесса

Оборудование:

- телевизор; доска; ноутбук учителя; научные статьи о грибах.

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

Ход урока

  • Организационный этап.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наш урок начнем мы с упражнения «Звездопад». Закройте глаза и представьте небо с бесчисленным количеством звезд. И вот одна из них падает. А когда звезда падает, мы загадываем желание. Загадайте, каким сегодня будет наш урок? (я хочу, чтобы наш урок был сегодня … )

- При каких условиях урок будет удачным? (Урок будет удачным тогда, когда …)

- А сейчас угадайте, на какой урок я приглашаю вас. Послушайте:

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорее все за дело.

(на контрольную, урок новых знаний, урок повторение)

- Как вы определили?

- Сформулируйте цели урока?

(получить новые знания)

3.Актуализация знаний. Тема урока.

-Определите, что это за звуки? (звуки природы)

- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

-Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.

- На какие 2 группы вы их распределили? (Растения и животные).

- Как ученые договорились их называть? (Царство растений, царство животных,).

- По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?

- Найдите карточку с признаками царства растений:

 

1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются растворенными минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.


 

 

 

(дети подходят и прикрепляют карточки).

-Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:

 

1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4. Могут жить и развиваться в различных условиях.


 

 

 

3. Создание проблемной ситуации.

- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?(покажите)

- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

Вывод: грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство. Тема нашего урока В царстве грибов.

4. Первичное усвоение новых знаний.

4.1. Исследование в малых группах

- Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах. (по 4 человека)

- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.

- Инструкцию будет читать один человек, и задавать вопросы группе – это мои консультанты.

- Они же будет отвечать.

- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

- Для правильного ответа используйте карточку

«Помощник ответа».

Работа в группах. Обмен информацией.

1 группа

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

План – ответ.

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

1)

2)

3)

2 группа

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества грибы и почему?

План-ответ.

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

3 группа

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы.

План-ответ

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .

4 группа

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..

5 группа

Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия. Грибы бывают трубчатые (белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) – у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.

План- ответ:

Грибы бывают ……… и …….. .

Группа 6.

Выступления учащихся: инсценировка «Встреча на полянке».

Бледная поганка. Я стройная бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Меня не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой. А признаки мои: шляпка зеленовато-голубоватая или белая, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки – кольцо, точно мини-юбочка. Меня часто путают с шампиньоном.

Загадка:

А этот красавец на беленькой ножке,

он в красненькой шляпке, на шляпке – горошки. (Мухомор.)

Мухомор. Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Но я приношу и пользу: для оленей и лосей я служу лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости эти крупные животные легко находят меня и с удовольствием съедают. для лечения больных суставов используют мухоморы. И не вздумайте сбивать меня ногой в лесу! Я нужный!

Загадка:

Царь грибов на толстой ножке, самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело, потому что гриб он… (белый).

Белый гриб. Вы что тут расшумелись в лесу? Это я – белый гриб-боровик, самая желанная находка грибника. Я красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название «белый» я получил из-за своей мякоти. Если меня сварят или посушат, то я всё равно останусь беленьким, не потемнею.

В нижней части шляпки у меня слой трубочек жёлтого цвета. Верхняя часть шляпки – коричневая, так как я родился в сосновом лесу. А вот мой братец вырос в берёзовом лесу, и поэтому он в светлой шапочке. А ножка у меня солидная, толстая. Расту я с июня по октябрь.

Какие бывают грибы?

Вывод:

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2.Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются останками живых существ.

4. Питаются солями из почвы.

5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

6. Самостоятельно не передвигаются.

7.Размножаются спорами.

8. Бывают трубчатые и пластинчатые

9. Съедобные и несъедобные.

V. Закрепление изученного материала.

Игра «Собери грибы».

Вы хорошо поработали, молодцы! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Собери грибы».

Физкультминутка

Дима шел, шел, шел, Берём? Берём!

Белый гриб нашел. И дальше идем.

А теперь я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, – разводите руки в стороны.

белый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички.

Да, действительно, не все грибы можно собирать.

7. Работа по учебнику. Грибы - двойники. Чтение текста с пометками. (Прием инсерт)

V- информация мне известна

+- узнал что-то новое

- -думал иначе

- Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники?

С некоторыми мы сейчас познакомимся.

Первая пара: Желчный белый гриб

- Различить очень трудно. Желчный гриб имеет трубочки и поры розового цвета. А белый- зеленовато – желтые.

Вторая пара: Ложные опята Опенок осенний

- Что общего у этих грибов?

- Чем они отличаются? ( отличаются цветом шляпки и гладкостью шляпки)

Третья пара: Бледная поганка шампиньон

-Как отличить эти грибы?(Отсутствие клубневидного утолщения у основания ножки).

8.Составление правил сбора грибов

- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?

-Прочитайте статью на стр. 115 и сформулируйте эти правила.

Презентация на экране:

Правила сбора грибов

Собирай только хорошо знакомые грибы!

Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!

Не бери старые грибы – в них яд.

Грибы срезай ножом или выкручивай!

Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!

- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)

Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

9.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы

Тестовая работа

1. Тест

1. Чем размножаются шляпочные грибы?

а) семечками; б) отростками; в) спорами.

2. Какая часть у грибов самая важная?

а) грибница; б) шляпка; в) ножка.

3. Можно ли собирать все грибы подряд?

а) да, все пригодятся для питания;

б) нет, только знакомые съедобные грибы.

4. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?

а) одни лесные грибы у нас на столе;

б) употребляем в пищу не только лесные грибы.

5. Как правильно собирать грибы?

а) раскидать листву, разрыть мох;

б) собирать только самые крупные грибы;

в) срезать грибы ножиком.

10.Рефлексия

- А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»

Итак, верите ли вы, что…:

грибы относятся к живой природе? Да

грибы относятся к царству растений? Нет

шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да

плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да

грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.

что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет

грибы – это богатство леса? Да

13) что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет

 

Дополните предложения:

 

 

 

Я научился

На уроке мне было …

Я узнал

11 .Домашнее задание

 

Стр. 112-116, прочитать , выполнить задание «Проверь себя» стр.116


Презентация к уроку окружающего мира 3 класс
PPT / 4.19 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.