Подборка методических разработок для педагогов на тему «Дикие животные»
Подборка методических разработок для педагогов по теме
«Дикие животные».
Пояснительная записка.
Современный педагог старается в своей работе использовать разнообразные методы и формы работы для успешного освоения детьми материала и развития малышей. Порой на подготовку может уйти очень много времени. Хочется, чтобы занятие или урок были не только информативны, но и интересны детям. Тогда и материал малышами воспринимается лучше и качественнее. Чтобы помочь педагогам, я составила данную подборку материалов по теме «Дикие животные». Здесь вы можете увидеть наборы загадок, загадок с рифмой, загадок – обманок, игру «Угадай-ка», лабиринты и путаницы, пальчиковая гимнастика, набор тестов для определения уровня развития внимания и мышления детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь, моя работа будет полезна для педагогов детского сада, может пригодиться учителям начальной школы, студентам, педагогам коррекционной работы с детьми.
Загадки о диких животных
Любой педагог всегда легко и без особых проблем использует на занятиях с дошкольниками или младшими школьниками загадки. Их можно использовать и в начале занятия и в конце, как закрепляющий материал. Загадки не только развивают мышление детей, но и речь, воображение.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком. (волк)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (белка)
3. Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ёжик)
Длинноухий трусишка
Залез в огород,
Увидел морковку,
Хвать быстро – и в рот. (заяц)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (лиса)
Загадки с рифмами о диких животных
Эти загадки помогут педагогу в речевом развитии детей. Они легко запоминаются благодаря рифме, и в дальнейшем дети самостоятельно смогут их рассказывать, как стихи.
Твёрдый серенький орех,
Разгрызая без помех,
Словно огненная стрелка,
Прыгнула на ветку……….(белка)
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую…………….(лису)
Ты куда бежишь так быстро?
Яблочко кому несёшь?
Рассердился и свернулся,
Став клубком колючим…….(Ёж)
Он в дупло засунул лапу
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же ты сластёна,
Косолапенький…………..(медведь)
Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел.
Прыг – и позади лужайка –
Спрятался от волка…..(зайка)
Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щёлк да щёлк?
Вы, конечно, догадались:
Это злющий, страшный…..(волк)
Л. Беллина «Отгадай-ка»
Загадки – обманки
Эта форма загадок самая сложная для детей дошкольного возраста. Поэтому её используют только в подготовительной группе. Используя их, мы можем развивать у детей мышление, внимание, речь и конечно чувство юмора.
Быстрее всех от страха
Несётся ……… (заяц)
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый, косолапый……(медведь)
По горной круче проходил
Обросший шерстью………(баран)
В тёплой лужице своей
Громко квакал………. (лягушонок)
С пальмы вниз
На пальму снова
Ловко прыгает……. (обезьяна)
Над лесной поляной ночью
Долго слышался кошмар:
Ухал, ахал, выл по-волчьи
И пугал зверей……. (волк)
Владимир Борисов
Игра «Угадай-ка»
Цель: Развитие у дошкольников мышления, фантазии, внимания и речи.
Ход игры:
Перед воспитанниками карточки с изображением животных можно разложить и перевернуть, чтобы дети не видели изображение или поместить карточки в «Чудесный мешочек». Дети выбирают одну из карточек, никому не показывая, рассказывают о животном, которое видят на картинке, не называя его. Остальные дошкольники должны догадаться по описанию и угадать животное. Затем, выходит следующий воспитанник и выбирает другую карточку с изображением животного. Игра продолжается, пока дети расскажут обо всех животных на карточках.
Лабиринты и путаницы.
Для развития у дошкольников внимания и ориентировки в пространстве можно использовать игры и упражнения типа Лабиринты и путаницы. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием играют в такие игры и тренируют этим свои навыки. Если на картинках будут использованы дикие животные, то легко можно придумать интересный сюжет с данными героями. Таких упражнений может быть масса, например, помоги Ёжику попасть домой (В лес, на Ёлку, в детский сад, в магазин и т.п.)
Пальчиковая гимнастика.
Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте широкое применение пальчиковой гимнастики помогает развивать у детей многие психические процессы. Это развитие речи и моторных особенностей, координированности, согласованности, точности движений, расширение словарного запаса, выразительности речи. Кроме того, если на занятии присутствует группа детей, то ещё развивается умение гармонично взаимодействовать со сверстниками, что не мало важно в детском коллективе.
Мишка.
Мишка в гости к зайке шёл,
На тропинке он нашёл
(«идём» всеми пальчиками по бедру до коленочки, затем кисть собираем в кулачок, но каждую строчку стихотворения, начиная с большого пальчика, разгибаем пальчик, растираем верхнюю фалангу круговыми движениями правой руки)
Хлопушку
(большой палец правой руки),
Ватрушку
(указательный палец левой руки),
Корзинку
(средний палец левой руки),
Флажок
(безымянный палец левой руки),
Вкусный сладкий пирожок
(мизинец левой руки).
Зайка.
Зайка по тропинке шёл,
На тропинке он нашёл:
(«идём» всеми пальчиками по бедру до коленочки, затем кисть собираем в кулачок, но каждую строчку стихотворения, начиная с большого пальчика, разгибаем пальчик, растираем верхнюю фалангу круговыми движениями левой руки)
Верёвку
(большой палец правой руки),
Морковку
(указательный палец правой руки),
Клубочек
(средний палец правой руки),
Носочек
(безымянный палец правой руки),
И шоколадной конфеты кусочек
(мизинец правой руки).
Лягушата.
Лягушата в лодке плыли
(ладошки сложены «лодочкой»)
И комариков ловили
(хлопаем в ладоши).
Лапкой
(по очереди чередуем правую и левую руку)
Шапкой
(гладим ладошкой по голове),
И сачком
(переплетаем пальцы правой и левой руки в «замок»),
Самый ловкий – язычком
(показать язычок)!
(С. Буланова)
Белочка и бельчата.
Скачет белочка по веткам
(растираем ладошки между собой до тепла 5-10 сек),
А за ней бельчата детки
(собираем кисть в кулак),
Один рыженький
(поднимаем вверх большой палец правой/левой руки),
Второй пушистенький
(поднимаем вверх указательный палец правой/левой руки)
Третий усатенький
(поднимаем вверх средний палец)
Четвёртый мохнатенький
(поднимаем вверх безымянный палец)
Ой! Смотрите, он отстал
И за мамой поскакал
(сгибание и разгибание мизинца, остальные пальцы сжаты в кулак)
Быстрей! Быстрей!
Маму белочку догнал,
Крепко мамочку обнял.
(пальцы 2 рук скрещиваются в объятиях).
Ёжик.
Этот ёжик танцевал
(большой палец левой руки),
Этот ёжик в мяч играл
(указательный палец левой руки),
Этот ёжик песни пел
(средний палец),
Этот ёжик супчик ел
(безымянный палец),
Самый маленький ежонок
Спал под ёлочкой зелёной
(мизинец).
Т.П.Трясорукова «Эффективное развитие: мышление, движение, речь» Ростов – на – Дону «Феникс»
Диагностика у дошкольников процессов внимания и мышления.
Внимание – это уникальное свойство психики. Оно необходимо в любой детской деятельности. Высокий уровень развития внимания у дошкольника создаёт условия для успешного освоения различных видов деятельности и в дальнейшем успешного обучения в школе. Низкий уровень развития внимания может тормозить освоение новых знаний и умений.
Мышление – это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Развитие мышления у ребёнка происходит непрерывно.
Данный игровой тест поможет педагогам и родителям в лёгкой непринуждённой форме провести оценку развития дошкольников. Педагог, играя с детьми в 2 игры в день, может наблюдать за выполнением заданий и выделить: заинтересованность детей, как они усваивают инструкцию, насколько самостоятельны, аккуратны и какое время затрачивают на выполнение задания.
Заинтересованность ребёнка оценивается тем, как он проявляет свою активность. Этот показатель говорит о наличии у ребёнка познавательной активности и формирования предпосылок к учебной деятельности.
Усвоение инструкции к выполнению задания показывает как быстро понимает инструкцию малыш, потребовались ли дополнительные разъяснения, уточнения или даже показ.
Самостоятельность выполнения дошкольником задания, нуждается ли он в помощи педагога.
Осмысленность проявляется, если дошкольник выполняет задание правильно, целеустремлённо, действует по инструкции или ребёнок действует путём проб и ошибок, при этом замечает ошибки и может их самостоятельно исправить. Наблюдая, педагог может судить о способностях ребёнка управлять своей умственной деятельностью.
Время, необходимое для выполнения задания, покажет наличие у ребёнка умения доводить начатое до конца и оценить устойчивость внимания.
Качество выполнения малышом задания показывает, насколько ребёнок аккуратен, умеет удерживать внимание на деталях.
Т.П.Трясорукова «Развитие мышления и внимания» Феникс, Ростов – на - Дону
Заключение.
Данная подборка может помочь педагогам и студентам в составлении занятий, уроков или для свободного времени дошкольников и младших школьников. Кроме того, можно использовать в коррекционной и диагностической деятельности.