Лекция «Поддержка детей с расстройствами аутистического спектра в управлении дошкольным образованием»

3
0
Материал опубликован 6 November 2023


В дошкольном образовании сегодня участвуют не только дети с нарушениями речи, мышечной дистрофией, нарушениями слуха и зрения, но и категории детей, у которых не было возможности учиться и адаптироваться к нормальным домашним условиям детства, - дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это специфический тип расстройства когнитивного развития с несуществующей структурой различных когнитивных функций, а также когнитивными, вербальными и когнитивно-познавательными нарушениями, которые часто приводят к тяжелой негативной социальной адаптации.

Дети с РАС имеют целый ряд нарушений развития, которые представляют собой различные проявления основ когнитивной и поведенческой сфер, а также поведения в целом. Это своего рода "губернатор" штата. Легкая их форма (как при болезни Аспергера и "гладких" вариантах детского аутизма) характеризуется трудностями общения, неспособностью понять психологический и социальный контекст заболевания, социальной нестабильностью, неожиданным поведением и другими проявлениями.

Наиболее тяжелые можно обнаружить в изоляции, неспособности понимать эмоции других, особенностях реакции на комфорт и дискомфорт и одно и то же поведенческое состояние, наличии множественных диагнозов, вспышках тревоги и других поведенческих расстройствах.

Проблема коррекционной помощи детям с РАС в России стала более острой. Это было связано с увеличением числа таких детей в высших и специальных учебных заведениях, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В этой ситуации необходимо создать условия для их физического, умственного, духовного и социального развития, выздоровления и интеграции в общество.

Это организация совместного обучения (co-educational), которая работает над развитием сверстников и детей с ограниченными возможностями, в том числе учащихся с РАС.

У детей этой категории наблюдаются проблемы коммуникативных процессов, трудности в формировании психологического контакта с другими людьми и, как следствие, нарушение социальной адаптации.

Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания специфических факторов, которые могут сочетать когнитивную, образовательную, медицинскую и другие формы помощи, когда можно контролировать интенсивность развития каждого учащегося.


Работа с этой категорией детей будет проводиться по следующим направлениям:

осуществление комплексных коррекционных мероприятий с детьми, направленных на восстановление когнитивного развития ребенка, социальную адаптацию и, возможно, интеграцию в общество;

разработка и реализация программ воспитания и образования детей на основе запланированных программ воспитания и развития;

отношения между родителями и родительницами;

психологическая и общеобразовательная помощь семье, обучение родителей и других членов семьи правилам взаимодействия с ребенком, страдающим РАС;

взаимодействуйте с независимыми врачами для наблюдения за здоровьем детей и своевременного оказания помощи;

это образовательное мероприятие, посвященное проблемам детей с РАС и их семей посредством встреч и дискуссий.

Целью работы специалистов, сопровождающих ребенка, страдающего РАС, является включение его в группу сверстников и образовательный процесс.

Создание коррекционных и развивающих мероприятий в соответствии с этими инструкциями обеспечивает наиболее полное проявление потенциальных возможностей развития каждого ребенка.

Очень важно быть терпеливым, продолжать действовать медленно и потратить время на то, чтобы познакомить этого ребенка с окружением нормальных друзей. Важно, чтобы ребенок заранее знал учителя и класс и сам выбирал для себя место.

Поначалу ребенок оставался в дошкольном учреждении полный рабочий день, но только в течение нескольких часов (или многочасовок), становясь все более "избыточным" и вынужденный проводить большую часть своего времени в обычном дошкольном учреждении. Да, я бы хотела, чтобы ребенка сопровождал тренер, по крайней мере, на период адаптации или в течение первых нескольких месяцев.

Две области корректирующих действий в отношении детей с РАС:

Установите психологический контакт, преодолейте жестокое обращение с детьми в общении со взрослыми, уменьшите душевную боль, устраните страхи.

Преодолевая трудности целенаправленной деятельности ребенка, он учит правильному поведению.

Первым шагом к работе с ребенком является мысленный контакт с ним. Для этого мы организуем аспект общения таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, его поддерживали приятные мысли, и он не нуждался ни в какой форме общения друг с другом.

При работе с детьми с РАС желательно придерживаться следующих правил:

Взаимодействуйте с ребенком, когда он или она будут к этому готовы.

Принимается таким, какой он есть.

Чтобы научиться замечать изменения в поведении ребенка, не позволяйте ему выходить на работу разрушительным образом.

Придерживайтесь распорядка дня.

Следуйте ежедневным правилам.

Свяжитесь с ребенком, когда он или она попросит о большем.

Не повышайте голос и не производите слишком много шума.

Не выпускайте ребенка из виду. Убедитесь, что ребенок знает, что он может связаться с вами в любое время.

Чтобы отслеживать потенциал развития и выбирать наиболее оптимальные методы индивидуального подхода в обучении и воспитании, специалисты проводят "Скрининговые серии", "индивидуальные комплексные планы" и "планы развития" для каждого ребенка.

Важной частью работы по реинтеграции и развитию является проведение интеграционных занятий, знакомящих ребенка с РАС с окружением здоровых сверстников. Этим детям трудно переносить жизненные навыки, которым они уже научились, в новые ситуации.

В этой ситуации одной из главных задач проводимой работы является содействие обеспечению того, чтобы типы поведения были приемлемыми для общества и других детей.

Благодаря прямому и регулярному общению ребенок с РАС может развить коммуникативные навыки, способность слушать и адаптироваться к роли оратора.

Занятия смешанного типа также направлены на то, чтобы научить обычных детей признавать и понимать проблемного ребенка, помогать и поддерживать его или ее.

Мы признаем, что детям этой категории в будущем будет очень трудно выезжать за пределы дома, поскольку у них будет мало автономии в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и работать в будущем, без опыта местных игр и коворкинга - привычной ситуации.

Известно, что развитие навыков социальной жизни будет успешным, если они будут развиваться при правильной поддержке в условиях реальной, нормальной жизни, станут независимыми.


Основным акцентом в деятельности дошкольного учреждения при школе, реализующего Закон об инклюзии, является руководство по "включению" детей с РАС в группу общих партнеров по развитию с "равными" правами.

Работа экспертов с участием детей с РАС

Когнитивная функция

Психолог является основным носителем представлений об особых потребностях воспитания ребенка и общества, консультирует и выполняет работу других специалистов – терапевта, учителя, логопеда, педагога-дефектолога.

У ребенка, страдающего РАС в дошкольном учреждении, в школе могут возникнуть значительные проблемы с социальной и когнитивной адаптацией, поэтому необходима специальная психологическая помощь. Работа психолога - это совсем другое:

* создание транзакционных зон;

* помощь в организации обучения (при отсутствии поддержки учителей) в рамках начальной подготовки;

* формирование навыков общения в физических ситуациях и их гибкое изменение;

* работайте с ребенком самостоятельно, стремясь внести предложения для себя и других;

* создание функций программирования и управления;

* работа с семьей и обеспечение ее взаимодействия с экспертами;

* работайте с друзьями ребенка (или мини-группой).

Последний шаг требует разработки методов групповой работы для формирования взаимодействия человека и ребенка, занятий с психологом для формирования коммуникативных навыков, навыков взаимодействия детей в группе, в том числе ребенка с РАС.

Психолог помогает ребенку сформировать границы общения, сформировать простые отношения с детьми и взрослыми, а также учитывать некоторые правила поведения, которые не отменяют потребностей другого человека.

Некоторые из них, включая простые игровые подходы и интерактивные техники, помогают детям с РАС осознать границы взаимодействия и преодолеть дистанцию в общении. Такие отношения обычно легче выстраиваются со взрослыми.

Только после того, как для ребенка с РАС станут возможны гибкие отношения с детьми и учителем (в рамках обновленных характеристик), упражнения можно будет использовать для формирования навыков взаимодействия и коммуникативных умений в детской среде. Это включает в себя использование методов групповой работы внутри группы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации