Лекция «Поддержка детей с расстройствами аутистического спектра в управлении дошкольным образованием»
В дошкольном образовании сегодня участвуют не только дети с нарушениями речи, мышечной дистрофией, нарушениями слуха и зрения, но и категории детей, у которых не было возможности учиться и адаптироваться к нормальным домашним условиям детства, - дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это специфический тип расстройства когнитивного развития с несуществующей структурой различных когнитивных функций, а также когнитивными, вербальными и когнитивно-познавательными нарушениями, которые часто приводят к тяжелой негативной социальной адаптации.
Дети с РАС имеют целый ряд нарушений развития, которые представляют собой различные проявления основ когнитивной и поведенческой сфер, а также поведения в целом. Это своего рода "губернатор" штата. Легкая их форма (как при болезни Аспергера и "гладких" вариантах детского аутизма) характеризуется трудностями общения, неспособностью понять психологический и социальный контекст заболевания, социальной нестабильностью, неожиданным поведением и другими проявлениями.
Наиболее тяжелые можно обнаружить в изоляции, неспособности понимать эмоции других, особенностях реакции на комфорт и дискомфорт и одно и то же поведенческое состояние, наличии множественных диагнозов, вспышках тревоги и других поведенческих расстройствах.
Проблема коррекционной помощи детям с РАС в России стала более острой. Это было связано с увеличением числа таких детей в высших и специальных учебных заведениях, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В этой ситуации необходимо создать условия для их физического, умственного, духовного и социального развития, выздоровления и интеграции в общество.
Это организация совместного обучения (co-educational), которая работает над развитием сверстников и детей с ограниченными возможностями, в том числе учащихся с РАС.
У детей этой категории наблюдаются проблемы коммуникативных процессов, трудности в формировании психологического контакта с другими людьми и, как следствие, нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания специфических факторов, которые могут сочетать когнитивную, образовательную, медицинскую и другие формы помощи, когда можно контролировать интенсивность развития каждого учащегося.
Работа с этой категорией детей будет проводиться по следующим направлениям:
осуществление комплексных коррекционных мероприятий с детьми, направленных на восстановление когнитивного развития ребенка, социальную адаптацию и, возможно, интеграцию в общество;
разработка и реализация программ воспитания и образования детей на основе запланированных программ воспитания и развития;
отношения между родителями и родительницами;
психологическая и общеобразовательная помощь семье, обучение родителей и других членов семьи правилам взаимодействия с ребенком, страдающим РАС;
взаимодействуйте с независимыми врачами для наблюдения за здоровьем детей и своевременного оказания помощи;
это образовательное мероприятие, посвященное проблемам детей с РАС и их семей посредством встреч и дискуссий.
Целью работы специалистов, сопровождающих ребенка, страдающего РАС, является включение его в группу сверстников и образовательный процесс.
Создание коррекционных и развивающих мероприятий в соответствии с этими инструкциями обеспечивает наиболее полное проявление потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
Очень важно быть терпеливым, продолжать действовать медленно и потратить время на то, чтобы познакомить этого ребенка с окружением нормальных друзей. Важно, чтобы ребенок заранее знал учителя и класс и сам выбирал для себя место.
Поначалу ребенок оставался в дошкольном учреждении полный рабочий день, но только в течение нескольких часов (или многочасовок), становясь все более "избыточным" и вынужденный проводить большую часть своего времени в обычном дошкольном учреждении. Да, я бы хотела, чтобы ребенка сопровождал тренер, по крайней мере, на период адаптации или в течение первых нескольких месяцев.
Две области корректирующих действий в отношении детей с РАС:
Установите психологический контакт, преодолейте жестокое обращение с детьми в общении со взрослыми, уменьшите душевную боль, устраните страхи.
Преодолевая трудности целенаправленной деятельности ребенка, он учит правильному поведению.
Первым шагом к работе с ребенком является мысленный контакт с ним. Для этого мы организуем аспект общения таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, его поддерживали приятные мысли, и он не нуждался ни в какой форме общения друг с другом.
При работе с детьми с РАС желательно придерживаться следующих правил:
Взаимодействуйте с ребенком, когда он или она будут к этому готовы.
Принимается таким, какой он есть.
Чтобы научиться замечать изменения в поведении ребенка, не позволяйте ему выходить на работу разрушительным образом.
Придерживайтесь распорядка дня.
Следуйте ежедневным правилам.
Свяжитесь с ребенком, когда он или она попросит о большем.
Не повышайте голос и не производите слишком много шума.
Не выпускайте ребенка из виду. Убедитесь, что ребенок знает, что он может связаться с вами в любое время.
Чтобы отслеживать потенциал развития и выбирать наиболее оптимальные методы индивидуального подхода в обучении и воспитании, специалисты проводят "Скрининговые серии", "индивидуальные комплексные планы" и "планы развития" для каждого ребенка.
Важной частью работы по реинтеграции и развитию является проведение интеграционных занятий, знакомящих ребенка с РАС с окружением здоровых сверстников. Этим детям трудно переносить жизненные навыки, которым они уже научились, в новые ситуации.
В этой ситуации одной из главных задач проводимой работы является содействие обеспечению того, чтобы типы поведения были приемлемыми для общества и других детей.
Благодаря прямому и регулярному общению ребенок с РАС может развить коммуникативные навыки, способность слушать и адаптироваться к роли оратора.
Занятия смешанного типа также направлены на то, чтобы научить обычных детей признавать и понимать проблемного ребенка, помогать и поддерживать его или ее.
Мы признаем, что детям этой категории в будущем будет очень трудно выезжать за пределы дома, поскольку у них будет мало автономии в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и работать в будущем, без опыта местных игр и коворкинга - привычной ситуации.
Известно, что развитие навыков социальной жизни будет успешным, если они будут развиваться при правильной поддержке в условиях реальной, нормальной жизни, станут независимыми.
Основным акцентом в деятельности дошкольного учреждения при школе, реализующего Закон об инклюзии, является руководство по "включению" детей с РАС в группу общих партнеров по развитию с "равными" правами.
Работа экспертов с участием детей с РАС
Когнитивная функция
Психолог является основным носителем представлений об особых потребностях воспитания ребенка и общества, консультирует и выполняет работу других специалистов – терапевта, учителя, логопеда, педагога-дефектолога.
У ребенка, страдающего РАС в дошкольном учреждении, в школе могут возникнуть значительные проблемы с социальной и когнитивной адаптацией, поэтому необходима специальная психологическая помощь. Работа психолога - это совсем другое:
* создание транзакционных зон;
* помощь в организации обучения (при отсутствии поддержки учителей) в рамках начальной подготовки;
* формирование навыков общения в физических ситуациях и их гибкое изменение;
* работайте с ребенком самостоятельно, стремясь внести предложения для себя и других;
* создание функций программирования и управления;
* работа с семьей и обеспечение ее взаимодействия с экспертами;
* работайте с друзьями ребенка (или мини-группой).
Последний шаг требует разработки методов групповой работы для формирования взаимодействия человека и ребенка, занятий с психологом для формирования коммуникативных навыков, навыков взаимодействия детей в группе, в том числе ребенка с РАС.
Психолог помогает ребенку сформировать границы общения, сформировать простые отношения с детьми и взрослыми, а также учитывать некоторые правила поведения, которые не отменяют потребностей другого человека.
Некоторые из них, включая простые игровые подходы и интерактивные техники, помогают детям с РАС осознать границы взаимодействия и преодолеть дистанцию в общении. Такие отношения обычно легче выстраиваются со взрослыми.
Только после того, как для ребенка с РАС станут возможны гибкие отношения с детьми и учителем (в рамках обновленных характеристик), упражнения можно будет использовать для формирования навыков взаимодействия и коммуникативных умений в детской среде. Это включает в себя использование методов групповой работы внутри группы.