12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ»


Подготовка к ЕГЭ

по литературе


Справочные материалы

Задание 15


t1598189180aa.jpg


2018




Задание 15

Важно помнить, что сочинения задания 15 – это не развернутое сочинение, а последовательный и точный ответ на поставленный вопрос в заданном аспекте.

Ознакомьтесь с критериями.

Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.

Оценка выполнения задания 15, требующего написания развёрнутого ответа в объёме 

5–10 предложений.

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается.

Критерии

Баллы

1. Соответствие ответа заданию


Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена

2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения,
И/ИЛИ
авторская позиция искажена

1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации


Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

2

Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,
И/ИЛИ
допущена одна фактическая ошибка

1

Суждения не аргументированы текстом произведения,
И/ИЛИ
допущено две и более фактические ошибки

0

3. Логичность и соблюдение речевых норм


Отсутствуют логические, речевые ошибки

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок

1

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

0

Максимальный балл

6


Алгоритм выполнения.

О чем вас спрашивают? Подчеркните главные, ключевые слова вопроса.

Прочитайте предложенное стихотворение, подчеркивая слова, словосочетания, предложения, которые помогут ответить на поставленный вопрос.

Сформулируйте тезис-ответ (или несколько тезисов).

Сформулируйте аргументы, проверьте их убедительность.

Подтвердите свои размышления цитатами.

Сделайте вывод (он должен носить обобщающий характер, соотноситься с вопросом задания).

Перечитайте свои ответы к заданиям №10-14. (Иногда в этих заданиях можно найти необходимые термины, которые помогут построить собственное высказывание).

Перечитайте сочинение, исправьте речевые ошибки.

Необходимо помнить о том, что сочинения по заданию 15 не должно быть большим по объему. В пяти предложения можно достаточно полно изложить свои суждения.


Формулировки к заданию 15 могут быть разнотипными:

1 тип - ответ на проблемный вопрос по анализу текста, понимание текста.

«Какими чувствами проникнуто обращение поэта к России?»

«Какие чувства к Родине испытывает лирический герой?»

2 тип – ориентирование на авторскую позицию.

«Какими способами выражается во фрагменте стихотворения «Валерик» М.Ю. Лермонтова авторское отношение к войне?»

«Как в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?»

«В чем неоднозначность лирической героини с точки зрения автора?»

3 тип – понятия теории литературы.

«Как кольцевая композиция помогает понять стихотворение?»

«Что дает основание отнести стихотворение М. Ю. Лермонтова "Тучи" к жанру элегии?»

Обратите внимание!

1.Если вопрос начинается со слова  КАК,

«Как в стихотворении Есенина сопряжены темы прошлого и настоящего?»

«Как в стихотворении Тютчева «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?»,

то в сочинении необходимо указать  не только тему  и идею, но и средства выразительности.


Примерная структура сочинения.

Учитывая, что это всё же сочинение с ответом на вопрос по тексту, вступление должно содержать: обобщенный ответ на вопрос, перефразированный вопрос или может отсутствовать вовсе.

Например, "В данном стихотворении обращение поэта к России проникнуто чувством…», то есть вступление - это просто перефразированное предложение из вопросительного в повествовательное. Клише, которыми можно воспользоваться: "В приведенном стихотворении автор обращается к

теме ...", "В данном стихотворении содержатся черты ...", "Данное стихотворение раскрывает ..." и т. д в зависимости от формулировки вопроса.

Желательно привести два тезиса. Каждый из тезисов - это некий "аргумент", который доказывает то, о чем говорится во вступлении. Например, "Автор не дает четкого описания героя… В выводе обобщаем всё вышесказанное, можно взять строчку из вступления. Например,"Таким образом, А.А. Блок передает угнетение рабочих. Автор противопоставляет народу силу, которой он не в силах противостоять и которая повелевает всеми, но не имеет четкого облика".

Например, «Почему стихотворение Жуковского можно назвать философским?»

Ключевое слово в задании «философское», поэтому сразу нужно дать обоснование тезиса. («Море» К. Жуковского можно отнести к философской лирике, потому что автор рассматривает основные проблемы бытия.) Затем необходимо выстроить развернутую систему аргументов, которая будет подтверждать выдвинутый тезис. (Во-первых, это осмысление человеком собственного внутреннего мира. «Бездна» моря сопоставляется с лирическим «я». Для Жуковского это две равноправные стихии, одновременно они предстают как единое целое. Во-вторых, это стремление к недостижимому идеалу, оно создает романтическое двоемирие в стихотворении. Как море «тянет из земныя неволи» небо, так и человек мечтает достичь своего абсолюта. В-третьих, вечная проблема борьбы добра и зла. Поэт противопоставляет «лазурному морю» «враждебную мглу». В результате борьбы побеждают светлые силы и «тучи уходят»).

В каждый аргумент включены точечные цитаты. Это не пересказ, а анализ с пояснением цитат, с общими суждениями. Сочинение должно иметь вывод, который возвращает нас к поставленному вопросу. Это помогает ребенку увидеть, не отклонился ли он от темы сочинения. (Таким образом, данное стихотворение можно отнести к философской лирике).

Формулировки проблемных вопросов.

Очень часто в заданиях 15 встречаются вопросы, связанные с характеристикой литературного героя:

«Какие черты характера героя раскрываются в данном стихотворении?»

«Каким предстает герой в стихотворении?»

«Каков внутренний облик лирического героя?»

В анализе лирического произведения часто встречаются темы:

  • связанные с состоянием, чувствами, настроением лирического героя:

«Охарактеризуйте внутреннее состояние лирического героя».

«Какие чувства пробуждает в лирическом герое созерцание морской стихии?»

«Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б. П. Пастернака «Июль?»

«Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?»

  • связанные с отношением автора к герою:

«В чем проявляется авторское отношение к лирическому герою?»

«Как в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?»


Словарик для ответа на вопрос о настроении и чувствах лирического героя.

О хорошем настроении

Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, жизнерадостное, игривое, изумительное, легкое, мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, радостное, радужное, светлое, смешливое,  спокойное, умиротворенное, хорошее, чистое, чудесное.

О плохом, грустном, озлобленном настроении

Безотрадное, безрадостное, вялое, гнетущее, желчное, злобное, злое, меланхолическое, мрачное, невеселое, нехорошее, озабоченное, озлобленное, осеннее, отчаянное, пасмурное, пессимистическое, подавленное, раздражительное, скверное, тоскливое, сумрачное, траурное, удрученное, тягостное, унылое, хмурое, холодное.

О мечтательном настроении

Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое.

Авторское отношение

Сочинение - характеристика авторского отношения также нуждается в своих точных формулировках. Здесь тоже можно использовать словарик, этот словарь будет состоять преимущественно из глаголов:

  • Сочувствует, жалеет, сопереживает, разделяет боль, сетует.
  • Положительно оценивает, идеализирует, восхищается, любуется, с симпатией относится, любит.
  • Не согласен,  порицает, осуждает, обличает,  негодует, не скрывает неприязнь, неодобрительно относится.

Но, к сожалению, и  глаголы не в полной мере могут выполнять свою функцию, поэтому в ответе мы можем пользоваться косвенными формулировками. Они используются тогда, когда мы понимаем, каков герой, но трудно сформулировать к нему авторское отношение. Например, клише таких формулировок могут звучать так:

  • автор подчеркивает внутреннюю несостоятельность…;
  • автор акцентирует внимание на такой черте, как…;
  • автор наделяет героя как положительными, так и отрицательными чертами.
  • авторское отношение может быть и неоднозначным, тогда можно использовать клише такого типа:
  • автор прямо не высказывает своего отношения к героям;
  • авторское отношение двойственно, противоречиво;
  • авторская позиция неоднозначно, сложна, многомерна;
  • мы чувствуем, как меняется авторское отношение.

Наиболее сложные вопросы – это вопросы о функции и роли художественных средств выразительности в произведении. Когда перед учеником стоит такой вопрос, он должен ответить на ряд вопросов: Что делает? Что воплощает? Что передает автор с помощью этого художественного средства? Часто помогают ответить на эти вопросы формулировки заданий №16, потому что задания №15 и 16 взаимосвязаны.

Например, «Каковы функции пейзажной зарисовки, которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви?»

Задание №16. «В каких произведениях русских поэтов использование образов природы помогает передать внутренние переживания человека?»

Отвечая на вопрос задания №15, можно опереться на формулировку задания №16, пейзаж помогает передать внутреннее переживание человека. Это будет тезис сочинения, который можно будет истолковать и подтвердить примерами из текста.

Тренировочные задания

«Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов

15.Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный
мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет
мыслящий тростник?

И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?

Ф.И. Тютчев


15.Что даёт основание отнести данное стихотворение к ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из-под таинственной, холодной полумаски

Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

М.Ю. Лермонтов

15. Как сочетается «телесное» и «духовное» в облике героини?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

.....

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеи́л?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

...

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Ф. И. Тютчев

15. Как в данном стихотворении изображён конфликт человека и природы?


Приложение

Примеры сочинения


15.Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»?

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» пронизано яркими красочными образами и радостной интонацией, что создаёт особое настроение произведению.

Лирический герой восторженно восклицает: «Мороз и солнце; день чудесный!» Он счастлив – новый день несёт радость и свет в отличие от вчерашнего – «сквозь тучи мрачные» желтела луна, похожая на «бледное пятно». Мрачное настроение усиливают олицетворения: «вьюга злилась», «луна … желтела», «мгла носилась».

Приём антитезы помогает создать многогранный, а оттого и гармоничный «портрет» мира: мрачный, бледный вечер резко контрастирует с ярким, красочным пейзажем утра, несмотря на то что в таком тепле и уюте было бы «приятно думать у лежанки», герой стремится из дома насладиться красотой русской зимы и с восторгом мечтает, «скользя по утреннему снегу» предаться «бегу нетерпеливого коня». «Зимнее утро» А.С. Пушкина наполнено оптимизмом, любовью к жизни и русской природе.


15.Каким чувством проникнуто обращение поэта к России в стихотворении Блока «Россия»?

Стихотворение «Россия» проникнуто чувством искренней любви к своей стране. Россия Блока – его гордость: «крест свой бережно несу». Несмотря на царившую нищету, несправедливость, герой, в котором мы угадываем «я» самого автора, как истинный патриот любит свою родную землю. Он видит красоту и величие России во всём: в «расписных спицах», в природе: лесах да полях, в прекрасных чертах и даже в «серых избах» и «ветровых песнях», которые напоминают ему первую любовь. Лирический герой верит, что для России еще наступят хорошие времена: «И невозможное возможно». Блок сравнивает Россию с женщиной: она красива «разбойной красой», у неё «прекрасные черты», «плат узорный до бровей». Все использованные поэтом средства выразительности выражают искреннюю, глубокую любовь поэта к Родине.


Каким предстаёт внутренний облик лирической героини в стихотворении А.А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?

Стихотворение построено на антитезе: противопоставляется внешний мир и внутреннее «я» лирической героини. Она слышит голос внешнего мира, манящий в другую, благополучную жизнь, он говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль: «Оставь свой край глухой и грешный». Здесь отчётливо звучит мотив искушения. Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины. «Но равнодушно и спокойно / Руками я замкнула слух», - говорит героиня. У неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Ей присуще чувство долга, ответственности за родину.


15.Почему стихотворение "Море" В.А. Жуковского можно назвать философским?

"Море" В.А. Жуковского можно отнести к философской лирике, так как автор затрагивает в нём важные проблемы. Во-первых, это осмысление человеком собственного бытия, внутреннего мира. "Бездна" моря сопоставляется с лирическим "я". Для Жуковского это две равноправные стихии, в то же время предстающие как одно целое. Во-вторых, это вечная проблема стремления к идеалу, раскрывающаяся посредством введения романтического двоемирия в стихотворение. Как море "тянет из земныя неволи" небо, так и человек желает достичь своего абсолюта.

В-третьих, это вечная проблема добра и зла. Поэт противопоставляет "лазурному морю" "враждебную мглу". Но побеждают "светлые силы", и "тучи уходят".

Как видим, данное стихотворение можно отнести к философской лирике.

15. «Времена года» – одна из главных тем лирики Б.А. Ахмадулиной. В каких стихотворениях поэтессы она получает своё развитие?

Тема «времён года» в лирике Б.А. Ахмадулиной имеет широкий диапазон — «Декабрь», «Январь со мной любезен, как весна…», «Зима на юге. Далеко зашло…», «Зимняя замкнутость», «Весной, весной, в её начале…», «Апрель», «В тот месяц май, в тот месяц май…», «Опять сентябрь, как тьму времён назад…», «Осень». Поэтесса «по-пушкински» изображает лето и морозы в своём лирическом «календаре». Через зимние забавы её героиня пытается постичь смысл бытия. Снег окрашен у неё в тона любовного чувства. Эмоциональное переживание усиливает мотив любви-игры, превращения в детей. Приём остранения позволяет увидеть обычные природные явления сквозь призму поэтической фантазии. «Неосторожный беженец зимы», героиня Ахмадулиной принимает «странного гостя», кокетничает с ангиной. В осенние дни она готова «подслушивать сад» и собирать, как А.С. Пушкин, творческий урожай. Весной лирическая героиня обострённо чувствует слитность, родство с маем и дарит нам самоощущение щедрости, «причастность к тайнам дня», «избыток боли и любви».

15. Как в стихотворении О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени?

Входящее в так называемый «волчий цикл» мандельштамовское стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков…» призвано чётко обозначить позицию его автора в историческом контексте жестокого времени. Когда-то, в 1918 году, О. Э. Мандельштам дал метафорическое определение веку – «сумерки свободы», призывая восславить в неканонической оде «глухие годы». Поэт, всю жизнь прислушавшийся к «шуму времени», в 1931 году, незадолго до появления «За гремучую доблесть грядущих веков…», пишет произведение «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…», в котором иронично высказывается по поводу своего места в эпохе: «Пора вам знать: я тоже современник. Я человек эпохи Москвошвея… Попробуйте меня от века оторвать, Ручаюсь вам – себе свернёте шею» . «сумерки» 1920-х гг. сменились вскоре тьмой 1930-х

гг., аллегорически выраженной в символе «века-волкодава».Лирический герой О. Э. Мандельштама заявляет, с уверенностью отчуждая себя от течения времени: «Но не волк я по крови своей».

Мы убеждаемся в том, что поэт доверяется судьбе:

Уведи меня в ночь, где течёт Енисей

И сосна до звезды достаёт,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьёт.

В мировоззренческой и человеческой позиции О. Э. Мандельштама проявляются готовность принять венец мученичества и стойкости.

15. Каким настроением окрашено стихотворение Н.А. Заболоцкого «Над морем»?

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Над морем» окрашено настроением торжества. Описывая морской пейзаж, автор сравнивает его с симфоническим оркестром. Мы находимся в пространстве, наполненном невероятными звуками и движениями. Волны бьются о скалы, и вокруг стоит грохот подобный грому пушек, носятся синицы, все танцует и поет. Автор посредством сравнений передает нам эту торжественную атмосферу, которая царит над морем. Использованное автором олицетворение, позволяет нам воспринимать море, как нечто живое, трепещущее. Однако же за всем грохотом в то же время, таится покой «Здесь время не спешит», - говорит нам автор. Кольцевая композиция позволяет нам прочувствовать пространство, в котором происходит действие. Начало перекликается с концом, лирический герой находится у высоких скал, которые дремлют вечным сном и тут лирический герой с этих скал смотрит на бурлящее море. Настроение меняется в течение стихотворения, но в целом сохраняется ощущение торжества и возвышенности.

Примерные формулировки задания 15

Какую роль в размышлениях поэта об отчизне играет прием антитезы?

Какими способами выражается во фрагменте стихотворения «Валерик» М.Ю. Лермонтова авторское отношение к войне?

Какими чувствами проникнуто обращение поэта к России?

Какие чувства к Родине испытывает лирический герой?

Каким предстаёт внутренний мир лирической героини стихотворения М. И. Цветаевой?

В чем некрасовский Гражданин видит высшее предназначение поэта?

Как меняется эмоциональное настроение лирического героя от начала к концу стихотворения?

Что дает основание отнести стихотворение «Тучи» к элегии?

Каким содержанием наполнен у А.А Блока традиционный для поэзии образ весны?

Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В.Маяковского «Нате!»?

Что скрывается за «спокойствием» лирической героини в стихотворении Ахматовой?

Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение С. А. Есенина к философской лирике?

Почему Ф. И Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию?

Что дает основание отнести стихотворение М. Ю. Лермонтова "Тучи" к жанру элегии?

Как в стихотворении «Сосны» Б.Л.Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б. П. Пастернака?

Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

Как решается тема поэта и поэзии в стихотворении Н. А. Некрасова?

Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения М. Ю. Лермонтова?

Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. (По И.Бунину) 2893

В чем необычность звучания социальной темы в стихотворении А. А. Блока "Фабрика"?

Каково внутреннее состояние лирического героя А. С. Пушкина?

Какие свойства души героя раскрываются в его монологе, обращенном к звездам?

Как в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» решена тема поколений?

В чем драматизм звучания любовной темы в стихотворении Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей...»?

Как в стихотворении «Сосны» Б.Л.Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

Тема возвышенной любви в творчестве А. А. Фета.


















































































Опубликовано в группе «Литература ЕГЭ»


Комментарии (4)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.