Мастер-класс «Система уровневых заданий при подготовке к ЕГЭ по литературе»
Система уровневых заданий при подготовке к ЕГЭ по литературе
Ильинова Саргылана Николаевна, учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №20 г.Якутск
Единый государственный экзамен по литературе – это сложное испытание для выпускников. И чтобы его выдержать достойно, необходимо серьезно отнестись к подготовке к нему. Но это испытание и для учителя тоже. У каждого учителя старших классов, чьи ученики выбрали литературу, возникает вопрос: с чего начать? Как эффективно и качественно помочь ученикам? Следует подчеркнуть, что целенаправленно и осознанно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену в 10-11 классах. В 2020 году в связи с пандемией Covid остро встал вопрос, как готовить детей в таких условиях. Я искала различные способы, методы, приемы подготовки , дальше обучилась на курсах у эксперта ЕГЭ Санкт-Петербурга Алексеевой Виктории Вадимовны и пришла к выводу, что наилучшим выходом из сложившейся ситуации является система уровневых заданий. Задания собраны в рабочие тетради. (Рабочая тетрадь «Поэзия», Рабочая тетрадь по роману И.А.Гончарова «Обломов» и т.д.)
Система подготовки к ЕГЭ рассчитана на два года — 10, 11 классы. Принцип распределения прост: от заданий базового уровня - к повышенному, а затем к заданию высокого уровня сложности (сочинению). Считаю, что в 10 классе должны быть хорошо отработаны задания тестового характера и сформированы навыки выполнения заданий 5,6,10 (развёрнутый ответ ограниченного объёма). Всю работу 11 класса сосредоточила на сопоставительном анализе лирических произведений (задание 11) и большом сочинении.
Педагогический опыт и результаты ЕГЭ показывают, что главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текстов произведений, это чтение, чтение и еще раз чтение полного текста произведений. Ни в коем случае не краткое содержание. Именно такое чтение во многом определяет успешность на экзамене. Поэтому задания 1 уровня на знание текста и на повторение теоретико-литературных понятий, необходимых выпускнику для написания экзаменационной работы. Знание терминологии обязательно для выполнения всех заданий ЕГЭ. Например:
-Напиши биографию Раскольникова. Где он родился, как воспитывался, когда придумал теорию?
-Почему Раскольников совершает убийство? Перечисли все причины.
-Какой цвет преобладает в Петербурге? Что он символизирует? Приведи примеры.
-В чём смысл убийства Лизаветы?
-Как первый сон (часть 1, глава 5) помогает раскрыть характер Раскольникова?Можно ли назвать этот сон символичным? Какова цветопись сна? Почему?
-Обрати внимание на такую деталь. Когда Раскольников идёт по Николаевскому мосту, его сначала бьют кнутом, а потом дают двугривенный . Почему важны эти детали?
-В чем смысл теории «целого кафтана»? Что такое теория разумного эгоизма?
В 10 классе надо начать подготовку по выполнению заданий с развёрнутым ответом с объёмом 5-10 предложений (№5) с целью подготовить базу для объемного сочинения (№12). Это задания повышенного 2 уровня сложности. Например:
-Как ты думаешь, достаточно ли сказать, что преступление, которое совершил Раскольников, — это убийство старухи-процентщицы?
-Опиши Петербург в романе Ф.М. Достоевского? В чём особенность образа? Кто ещё из писателей создавал образ этого города?
-Что общего между Соней и Раскольниковым? Чем они отличаются?
-Как ты думаешь, можно ли назвать фамилии героев «говорящими»? Приведи несколько примеров и поясни их.
В 11 классе учимся сопоставлять произведения. Задание № 6 считается одним из самых сложных. Это задание высокого 3 уровня сложности. Например:
6. В каких произведениях русской литературы герои проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым?
Героя романа ≪Преступление и наказание≫ Раскольникова можно сопоставить с Андреем Болконским из романа-эпопеи Л.Н. Толстого≪Война и мир≫, потому что они отказываются от своих идеи и находят новый смысл жизни. В начале произведений оба героя полностью захвачены идеей, вдохновлённой Наполеоном (Болконский мечтает о
≪Тулоне≫, а Раскольников хочет проверить, тварь он дрожащая или ≪право имеет≫). Но потом они оба понимают, несостоятельность своей теории Болконский осознаёт ничтожность стремления к земной славе, а Раскольников на каторге во сне видит, к чему могла бы привести его теория. Оба героя проходят путь серьёзных нравственных испытаний. Болконский последовательно отказывается от стремления к славе, мечты о семейной жизни, попыток приносить пользу на политическом поприще, а Раскольников тяжело и трудно осознаёт, что сама идея разделения людей на два класса — страшное нравственное преступлени).
И конечно же, большое сочинение . Здесь мы работаем так. Например:
Попробуй составить тезис. Постарайся найти три разных ответа на вопрос темы (придумай три тезиса-вагончика).
-Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?
Тезис: В ≪Преступлении и наказании≫ Достоевского, прежде всего, интересует внутренний мир человека, преступившего моральный закон. И аргументы с 3-х разных сторон:
1. Противоречивость фигуры Раскольникова. Борьба между умом и сердцем.
2. Роль Порфирия Петровича в развенчании теории
3. Главная идея романа — необходимость покаяния и искупления греха страданием.
В рабочей тетради прилагается пример реальной работы ЕГЭ моей ученицы Постниковой Дайааны (100 б).
Задания по лирическому произведению имеют тоже 3 уровня. Анализ лирики дается ученикам намного сложнее, чем анализ отрывка из эпического или драматического произведения. Связано это со спецификой стихотворного текста (сложная образность, символичность, ассоциативность). 1 уровень на знание теории (7-9 задания ЕГЭ). Например:
-Как ты думаешь, достаточно ли сказать, что преступление, которое совершил Раскольников, — это убийство старухи-процентщицы?
-Опиши Петербург в романе Ф.М. Достоевского? В чём особенность образа? Кто ещё из писателей создавал образ этого города?
-Что общего между Соней и Раскольниковым? Чем они отличаются?
-Как ты думаешь, можно ли назвать фамилии героев «говорящими»? Приведи несколько примеров и поясни их.
2 уровень заданий на анализ стихотворного текста. На начальном этапе предлагается выполнить с подсказками. Например:
Сначала тебе предлагаются вопросы для анализа стихотворения. Если есть силы и знания, ответ пиши самостоятельно. Если пока сложно, переходи к следующему заданию и заполняй пропуски в уже готовом ответе.
- В стихотворении пять строф, но его можно разделить на две части. Какие и почему?
- Какую роль играет союз «но»?
- Изменилось бы наше восприятие, если не было первых четырех строф?
Первые 4 строфы стихотворения А.С.Пушкина «Деревня» _______________________ последней, самой большой по объему строфе. Вначале стихотворения поэт рисует __________ уголок, где может найти покой и гармонию человек, уставший от _____________________________________________. Пушкин создает __________________ пейзаж, что подчеркивают ____________ «светлые ручьи», «лучезарные равнины», а также __________________ «следы довольства и труда». В этом краю ____________________________________ обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты и на лоне природы ____________________________________ («Учуся в истине блаженство находить»).
_____ совсем другая сторона жизни в деревне изображается в пятой строфе, где поэт ____________ вскрывает уродство социальных отношений, произвол ___________________ и бесправное положение ___________. «Барство дикое» и «рабство тощее» воплощают «невежества убийственный позор», _______________________________________________________-.
Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются _____________________________________, _____________________ друг другу. На фоне ____________________________________, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир __________________________ второй выглядит особенно __________________________________-. Поэт использует прием ________________________-, чтобы подчеркнуть основную идею произведения — ________________________________________.
В 11 классе учащиеся выполняют задания высокого 3 уровня сложности. Главной задачей на этом этапе является подготовка обучающихся к выполнению заданий №11 и №12.
В рабочей тетради задание №11 на первом этапе дано с подсказками. Так намного легче его отрабатывать. Потом уже на самостоятельное выполнение. Например:
11. Прочитай стихотворения А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати» и Д. Самойлова «Слова», и сочинение ученика на тему «В каких произведениях отечественных поэтов звучит тема поэтического творчества и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д. Самойлова». Вставь пропущенные цитаты и пересказ (опору на текст).
Во многих произведениях отечественной лирики звучат размышления о сути поэтического творчества.
Для сопоставлением со стихотворением «Слова» Д. Самойлова можно выбрать стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати», на основании того, что оба автора считают источниками поэзии что-то обыденное. Для героя Д.Самойлова это ____________________________________________________, а для героини А.А. Ахматовой_____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Оба героя считают, что поэзия не должна быть излишне усложнена («________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»,«____________________________________________________________________________________________________________________________»). Однако, если герой Д.Самойлова считает, что поэт — «_______________________________», который «________________________________» всё будничное и обыденное, то лирическая героиня А.А. Ахматовой пишет стихотворения просто для того, чтобы сделать мир лучше
Следует учитывать, что в задании №12 нет текста произведения, а само задание является более сложным, представляя собой проблемный вопрос, требующий достаточно подробного и аргументированного ответа. Для того чтобы успешно выполнить это задание, необходимо учитывать специфику экзаменационного сочинения в формате ЕГЭ, что отражается в критериях его оценки. Среди пяти критериев главным является Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие». В соответствии с этим критерием оцениваются глубина и самостоятельность понимания проблемы, сформулированной в теме сочинения. То есть необходимо не только выдвинуть основной тезис, но и привести аргументы, которые подтверждаются примерами, ссылками на текст. Такая работа требует тщательного обдумывания не только того, что доказывать в сочинении, но и как выстраивать систему доказательств. Например:
Подумай над темой сочинения «Какую роль в поэзии Ф.И. Тютчева играет приём противопоставления? Заполни таблицу и напиши вывод.
Название стих-я |
1 стих-е |
2 стих-е |
3 стих-е |
Основная мысль |
|
|
|
Термины |
|
|
|
Опора на текст |
|
|
|
В заключение хотелось бы отметить, такая система уровневых заданий помогает ученику эффективно подготовиться к ЕГЭ и сдать его на максимальные баллы.