12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс

Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе. Анализ поэтического текста

I. Содержание

 

II. Форма (средства воплощения идеи)

 

1. Композиция – построение стихотворения

3. Морфологические средства

Активизация существительных (статика) усиливает предметность изображения, иногда создает ощущение «смены декораций», перемены угла зрения.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Преобладание глаголов (динамика) создает ощущение движения, непрерывного действия.

Я рано встал, недолги были сборы,

Я вышел в путь, чуть занялась заря;

Переходил я пропасти и горы,

Переплывал я реки и моря;

Боролся я, один и безоружен,

С толпой врагов; не унывал в беде

И не роптал. Но стал мне отдых нужен –

И не нашел приюта я нигде.

Следует обратить внимание также на вид и время глаголов. Несовершенный вид обозначает длительное, повторяющееся действие, совершенный – кратковременное, быстрое, завершенное действие («Репка»: «тянут (нес. в. – долгое действие), потянут (сов. в. – ощущение рывка) - вытянуть не могут»).

Сочетание глаголов разного времени создает ощущение длящегося времени, в течение которого происходят различные изменения. Вспомните пушкинское «Вновь я посетил»: в первой части преобладают глаголы настоящего времени, во второй – прошедшего, а в третьей – будущего.

Обилие прилагательных (причастий) отражает внимание к определенным признакам, характерным для предмета или явления.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Риторические вопросы

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Риторические обращения

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Риторические восклицания

Как прекрасен этот мир!

Задача этих синтаксических средств – увеличивая эмоциональность, привлечь внимание читателя, заставить задуматься о чем-либо.

Повторы – неоднократное упорядоченное повторение слов и словосочетаний, обращающие на себя внимание.

Виды повторов:

Анафораединоначатие.

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей.

Эпифора единство концовок.

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь…

Кольцо – повтор в начале и в конце строфы, стихотворения.

Все вокруг меня, как прежде, -

Пестрота и блеск в долинах…

Лес опять тенист и зелен,

И шумит в его вершинах…

……………………………….

А вокруг меня, как прежде, -

Пестрота и блеск в долинах!

Лес опять тенист и зелен,

И шумит в его вершинах!

Спираль – повтор одной из первых строк стихотворения.

Выйдем с тобой побродить

В лунном сиянии!

Долго ли душу томить

В томном молчании!

Пруд как блестящая сталь,

Травы в рыдании,

Мельница, речка и даль

В лунном сиянии!

Рефрен – повтор композиционно обособленного фрагмента (песенный припев).

Стык – повтор последних слов строки в начале следующей.

О весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта!

 

Схема – клише анализа стихотворения

Для анализа мной выбрано стихотворение «…» …, потому что… . Читая это произведение, я испытывал такие чувства, как … . К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что… (К этому стихотворению нельзя сделать иллюстрацию, потому что…).

Это стихотворение рассказывает о … . Лирический герой стихотворения – … .

Композиционно стихотворение делится на … части, так как… (в каждой части своё настроение, в каждой – свой сюжет, в каждой – свой образ). Первая часть стихотворения вызывает чувства… Помогает их выразить такие ключевые слова, как … . В этой части мы видим картину … . Эту часть произведения нужно читать с … интонацией. Центральным образом первой части является образ …, созданный при помощи таких художественных средств: метафор (…), эпитетов (…), сравнений (…), олицетворений (…). С помощью этих выразительных средств автор передаёт такие чувства, как … .

В основе второй части лежит приём: … (антитезы, гиперболы, звукописи, метафоры - процитировать). С помощью этого приёма поэт выражает … . В этой строфе интонационно можно выделить такие слова: «…», «…», «…». С их помощью автору удаётся передать … . В этой части центральными являются образы …, помогающие акцентировать внимание читателя на … . Душевное состояние и настроение лирического героя меняется (не меняется) на протяжении всего текста. (Если меняется, показать как: с … на …).

Стихотворение «…» … заставило меня задуматься над … Мне кажется, что основная мысль этого произведения в том, что … . Больше всего мне запомнились такие строчки: … . Именно в них автор … . Я разделяю (не разделяю) эмоциональный настрой лирического героя и автора, потому что … .

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.

В 10 классе представления учащихся о творчестве Лермонтова поднимаются на новый уровень. Они не просто изучают отдельные стихотворения, а определяют основные мотивы его поэзии, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества.

Вопросы и задания к стихотворению "Выхожу один я на дорогу..."

1.   Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?

2.   Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами "один", "кремнистый путь", "пустыня"? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова "дорога" и "путь"? Каков философский смысл этих предметных реалий?

3.  В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического "я" во 2-й строфе?

4.    Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?

5.    Какие элементы художественной формы 1--3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?

6.   Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4--5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением "Благодарность"), а высшей ценностью называет любовь?

7.   Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

8. Индивидуальное заданиеСопоставьте стихотворения Лермонтова 1841 года "Выхожу один я на дорогу..." и "Любовь мертвеца". В чем разница в отношении лирического "я" к Богу в этих стихотворениях?

Вопросы и задания к стихотворению "Я не унижусь пред тобою..."

1.   Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами? Стихотворение явно делится на части, так как в них меняется настроение лирического субъекта.

2.  Каково настроение и ключевые образы 1--3-го катренов? Главные образы -- Я и Ты, но "мы -- чужие", "я не отдам  своей свободы", "я целый мир возненавидел". Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?

3.   Как в 4--7-м катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7 катрен с финалом стихотворения Пушкина "Я вас любил...". Есть ли здесь основания для сопоставления?

4.    Каковы ключевые слова 8--10-го катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? "Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?".

5.  Каков общий вывод стихотворения в 11--12-м катренах? "Тебе я душу отдавал", но только потому, что ошибся --"я тебя не знал". Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического "я"?

Вопросы и задания к стихотворению "Как часто, пестрою толпою окружен..."

1. Какие два мира владеют чувствами лирического "я"?

2.  Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир наполнен неприятными для лирического "я" резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится "как будто бы сквозь сон". Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый.

3.  Как характеризует реальный мир глагольная лексика? Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" в "Думе".

4.  1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, -- это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.

5.   Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? Мир как бы неуклонно сужается; руки "красавиц городских" касаются рук лирического "я", и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.

6.  Каким предстает внутренний мир лирического "я", мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? Мир воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности (3--4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.

7.  Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, "старины", "старинной мечты".

8. Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово "люблю" повторяется дважды.

9.   Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? Это "царство дивное", в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что он лишен "тягостных сомнений и страстей".

10.  Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического "я" и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта -- робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она "незванная гостья". В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего "смутить веселость" бездушной толпы "железным стихом". Именно стихом, то есть одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.

Вопросы и задания к стихотворению "Сон" (1841)

1.  В чем особенности композиции этого стихотворения?

2.  Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?

3.  Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который "в родимой стороне" видит его подруга?

4.  В чем трагичность общения их душ?

5.  В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?

6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Сон" 1841 года со стихотворением 1830--1831 года с тем же названием ("Я видел сон: прохладный гаснул день..."). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?

Вопросы и задания к стихотворению "Завещание" (1840)

1.В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?

2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?

3.  Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?

4.  Докажите что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.

5.  В чем отличие лирического "я" стихотворения "Завещание" от героя ранней лирики Лермонтова?

6.  Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Завещание" 1840 года с ранним стихотворением -- переводом из Гёте -- с тем же названием ("Есть место: близ тропы глухой..."). Сделайте вывод о том, как изменился облик лирического "я" в ранней и зрелой лирике.

Вопросы и задания к стихотворению "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..."

1. Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к "матери Божьей", к Богородице?

2 Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе "девы невинной"?

3.На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?

4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического "я"?

5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

7.  Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..." с другими "Молитвами" Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического "я" все меньше просьб в Богу. Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

Вопросы и задания к стихотворению "Нет, я не Байрон, я другой..." (1832)

1.  В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается? Он, как и Байрон, -- "избранник" и "гонимый миром странник", но он "другой", он "с русскою душой", он "раньше начал" свой путь и уверен, что "кончит ране", то есть предсказывает свою короткую жизнь.

2.  Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли. Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум "немного совершит", поэт подчеркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз "надежд разбитых", поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, "думах", о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог -- "никто"!

3.  Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию? Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.

4.   Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?

5.  Индивидуальное задание. Что общего в поэтическом смысле образа океана в стихотворении Лермонтова "Нет, я не Байрон, я другой..." и стихотворении Пушкина "Погасло дневное светило..."?

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Грибанова Ирина Эдуардовна, 20.06.16 в 21:13 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Дания Рашитовна! Спасибо за хороший материал, хотела позаимствовать для себя, но, к сожалению, почему-то не копируются все схемы. Если нетрудно, не могли бы вы переслать файл по электронке: ir.gribanova@yandex.ru. Заранее благодарна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.