Подготовка к ГВЭ по русскому языку. Работа над изложением текста

22
12
Материал опубликован 7 June в группе

Название ресурса

Подготовка к ГВЭ по русскому языку.

Работа над изложением текста

Предмет

Русский язык

Раздел

Развитие речи. Сжатое изложение

Целевая аудитория

8 - 9 классы

Планируемые результаты


Личностные: 

Стремиться к самоконтролю и анализу своих действий; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий


Регулятивные:

Предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

Объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности

Предметные:

Понимать содержание прослушанных и прочитанных художественных текстов различных типов речи объёмом не менее 150 слов: формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста.

Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.

Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного художественного текста; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика

Источники информации

https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/01_ФРП_Русский-язык_5-9-классы.pdf?ysclid=lx21yewtbc485340193


Изображение

https://cojo.ru/wp-content/uploads/2022/12/chelovechek-24.webp



h1717771350.png

Текст для сжатого изложения


Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Нет, не на родине, не в Сибири, а в подмосковном лесу встретил. Ехал из аэропорта Домодедово* и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Время от времени мужчина и женщина наклонялись, поднимали с земли и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет, фольгу, обрывки полиэтилена, раскисшие куски хлеба, старую обувь, тряпки – всё, чем сорит вокруг себя человек.

Видал чокнутых? – почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву.

Я поглядел на него вопросительно.

Академик с женой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор соберут, так сожгут возле речки. Что-то выправят, что-то закопают. Цветы рвать не дают, прямо за грудки берут! А разве за нами всё приберёшь?

Он резко крутанул руль, и двое пожилых людей исчезли за поворотом.

И теперь всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костра над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю о тех незнакомых мне терпеливых людях. Они делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.

(По В.П. Астафьеву)

207 слов



1) Задание, направленное на проверку глубины и точности восприятия исходного текста.

Прослушайте текст и ответьте на вопросы теста.

1) Где встретил автор текста людей, которые не только сорят, но и убирают?

А) на своей родине

Б) в Сибири

В) в подмосковном лесу

Г) никогда таких не видел


2) Что делали мужчина и женщина в берёзовой роще?

А) собирали грибы и ягоды

Б) поднимали с земли и складывали в мешок мусор

В) гуляли и дышали чистым воздухом

Г) катались на лыжах


3) Что сказал шофёр такси, вёзший автора текста в Москву, о дачниках?

А) назвал их чокнутыми

Б) похвалил, что не мусорят в лесу

В) радовался, что каждый день видит здесь разных людей, собирающих мусор

Г) шофёр не заметил дачников, он смотрел на дорогу


4) Что делали дачники с бумагой, обрывками полиэтилена, старой обувью, которые находили в роще?

А) продавали по сходной цене

Б) сжигали возле речки или закапывали

В) отдавали нуждающимся

Г) складывали в кучи у домов тех, кто оставил это в лесу


5) Как автор текста отнёсся к людям, которых увидел на опушке рощи?

А) как только двое пожилых людей исчезли за поворотом, автор о них никогда больше не вспомнил

Б) считает, что они делают непосильную работу, так необходимую уставшей земле

В) автор с тихой радостью думает о тех незнакомых людях

Г) автор текста так же, как шофёр, который вёз его из аэропорта Домодедово, со злостью посмотрел на двух чудаков



2) «Реставрация» - задание на восстановление деформированного текста. 

Восстановите текст изложения после того, как прослушали его (вставьте пропущенные слова)

     Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и _________. Нет, не на родине, не в Сибири, а в ___________________ встретил. Ехал из аэропорта Домодедово* и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого _______ с полиэтиленовым _________, в резиновых перчатках, и __________, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с __________ .

     Они _____________ двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Время от времени мужчина и женщина ____________, __________ с земли и складывали в ________ бумагу, коробки _________, фольгу, обрывки полиэтилена, раскисшие куски хлеба, старую ______ , тряпки – всё, чем сорит вокруг себя _________.

Видал _________? – почему-то со злобой воскликнул _________, вёзший меня _________.

    Я поглядел на него вопросительно.

Академик с женой своей. _________ у них тут недалеко. Как идут на ________, прихватывают с собой ________ и _______. Какой мусор соберут, так _________ возле речки. Что-то выправят, что-то __________ . ________ рвать не дают, прямо за ________ берут! А разве за нами всё приберёшь?

     Он резко крутанул руль, и ________________ исчезли за поворотом.

    И теперь всякий раз, как еду в аэропорт __________ и вижу ___________ над речкой Пахрой, с тихой __________ думаю о тех незнакомых мне терпеливых _________. Они делают _________ добровольную ________, так необходимую уставшей ___________.



3) Расположите части готового сжатого изложения по тексту В. П. Астафьева в нужной последовательности.


1)

Я узнал, что это академик с женой, дача которых стоит неподалёку. Когда они идут на прогулку, то прихватывают с собой мешки и лопату. Мусор жгут потом возле речки или закапывают.


2)

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Иногда мужчина и женщина поднимали с земли и складывали в мешок разный мусор.

3)

Теперь, когда еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костра над речкой, с радостью думаю о тех незнакомых людях. Они делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.

4)

Когда ехал из аэропорта Домодедово, в подмосковном лесу я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Возле берёзовой рощи я увидел мужчину и женщину. Оба были в перчатках и с полиэтиленовыми мешками.


Верная последовательность: № 4,2,1,3



4) Напишите сжатое изложение, пользуясь подсказками.

     Когда ехал (откуда?) __________, (где?) _________ я встретил тех, кто не только сорит, но и (что делает?) _________. Возле (какой?) __________рощи я увидел (кого?) ___________ и _________. Оба были в перчатках и с (какими?) _____________ мешками.

     Они (как?) ___________ двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Иногда (кто?) _______ и ________ поднимали с земли и (что делали?) _________ в мешок разный (что?) _______.

     Я узнал, что это академик с (кем?) _________ , дача которых стоит неподалёку. Когда они идут на (куда?) ________, то прихватывают с собой мешки и (что ещё?) ________. Мусор жгут потом (где? ) ________ или закапывают.

     Теперь, когда еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костра над речкой, (как?) _________ думаю о (ком?) _________. Они делают (какую?) ____________ работу, так необходимую уставшей земле.



ПриложениеPDF / 125.24 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Юлия Васильевна, нужный материал!

7 June

Вам спасибо, Вера Сергеевна!

7 June

Благодарю за полезный ресурс!

7 June

Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!

7 June

Спасибо большое, в копилку!

7 June

Спасибо, Ирина Владимировна! Буду рада, если пригодится)

7 June

Спасибо, Юлия Васильевна, за качественный образовательный ресурс в помощь коллегам!

8 June

Благодарю Вас за внимание, Елена Владимировна!

8 June

Отличная работа, Юлия Васильевна!

10 June

Спасибо за Ваше внимание, Кирилл Александрович!

10 June

Спасибо, Юлия Васильевна, за нужный материал! Такую работу можно проводить уже в 8классе.

10 June

Полностью с Вами согласна, Галина Геннадьевна! Спасибо за комментарий!

10 June