Название ресурса | Подготовка к ГВЭ по русскому языку. Работа над изложением текста |
Предмет | Русский язык |
Раздел | Развитие речи. Сжатое изложение |
Целевая аудитория | 8 - 9 классы |
Планируемые результаты | Личностные: Стремиться к самоконтролю и анализу своих действий; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: Предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; Объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности Предметные: Понимать содержание прослушанных и прочитанных художественных текстов различных типов речи объёмом не менее 150 слов: формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста. Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец. Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного художественного текста; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика |
Источники информации | |
Изображение | https://cojo.ru/wp-content/uploads/2022/12/chelovechek-24.webp |
Текст для сжатого изложения
Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Нет, не на родине, не в Сибири, а в подмосковном лесу встретил. Ехал из аэропорта Домодедово* и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.
Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Время от времени мужчина и женщина наклонялись, поднимали с земли и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет, фольгу, обрывки полиэтилена, раскисшие куски хлеба, старую обувь, тряпки – всё, чем сорит вокруг себя человек.
– Видал чокнутых? – почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву.
Я поглядел на него вопросительно.
– Академик с женой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор соберут, так сожгут возле речки. Что-то выправят, что-то закопают. Цветы рвать не дают, прямо за грудки берут! А разве за нами всё приберёшь?
Он резко крутанул руль, и двое пожилых людей исчезли за поворотом.
И теперь всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костра над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю о тех незнакомых мне терпеливых людях. Они делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.
(По В.П. Астафьеву)
207 слов
1) Задание, направленное на проверку глубины и точности восприятия исходного текста.
Прослушайте текст и ответьте на вопросы теста.
1) Где встретил автор текста людей, которые не только сорят, но и убирают?
А) на своей родине
Б) в Сибири
В) в подмосковном лесу
Г) никогда таких не видел
2) Что делали мужчина и женщина в берёзовой роще?
А) собирали грибы и ягоды
Б) поднимали с земли и складывали в мешок мусор
В) гуляли и дышали чистым воздухом
Г) катались на лыжах
3) Что сказал шофёр такси, вёзший автора текста в Москву, о дачниках?
А) назвал их чокнутыми
Б) похвалил, что не мусорят в лесу
В) радовался, что каждый день видит здесь разных людей, собирающих мусор
Г) шофёр не заметил дачников, он смотрел на дорогу
4) Что делали дачники с бумагой, обрывками полиэтилена, старой обувью, которые находили в роще?
А) продавали по сходной цене
Б) сжигали возле речки или закапывали
В) отдавали нуждающимся
Г) складывали в кучи у домов тех, кто оставил это в лесу
5) Как автор текста отнёсся к людям, которых увидел на опушке рощи?
А) как только двое пожилых людей исчезли за поворотом, автор о них никогда больше не вспомнил
Б) считает, что они делают непосильную работу, так необходимую уставшей земле
В) автор с тихой радостью думает о тех незнакомых людях
Г) автор текста так же, как шофёр, который вёз его из аэропорта Домодедово, со злостью посмотрел на двух чудаков
2) «Реставрация» - задание на восстановление деформированного текста.
Восстановите текст изложения после того, как прослушали его (вставьте пропущенные слова)
Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и _________. Нет, не на родине, не в Сибири, а в ___________________ встретил. Ехал из аэропорта Домодедово* и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого _______ с полиэтиленовым _________, в резиновых перчатках, и __________, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с __________ .
Они _____________ двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Время от времени мужчина и женщина ____________, __________ с земли и складывали в ________ бумагу, коробки _________, фольгу, обрывки полиэтилена, раскисшие куски хлеба, старую ______ , тряпки – всё, чем сорит вокруг себя _________.
– Видал _________? – почему-то со злобой воскликнул _________, вёзший меня _________.
Я поглядел на него вопросительно.
– Академик с женой своей. _________ у них тут недалеко. Как идут на ________, прихватывают с собой ________ и _______. Какой мусор соберут, так _________ возле речки. Что-то выправят, что-то __________ . ________ рвать не дают, прямо за ________ берут! А разве за нами всё приберёшь?
Он резко крутанул руль, и ________________ исчезли за поворотом.
И теперь всякий раз, как еду в аэропорт __________ и вижу ___________ над речкой Пахрой, с тихой __________ думаю о тех незнакомых мне терпеливых _________. Они делают _________ добровольную ________, так необходимую уставшей ___________.
3) Расположите части готового сжатого изложения по тексту В. П. Астафьева в нужной последовательности.
1)
Я узнал, что это академик с женой, дача которых стоит неподалёку. Когда они идут на прогулку, то прихватывают с собой мешки и лопату. Мусор жгут потом возле речки или закапывают.
2)
Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Иногда мужчина и женщина поднимали с земли и складывали в мешок разный мусор.
3)
Теперь, когда еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костра над речкой, с радостью думаю о тех незнакомых людях. Они делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.
4)
Когда ехал из аэропорта Домодедово, в подмосковном лесу я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Возле берёзовой рощи я увидел мужчину и женщину. Оба были в перчатках и с полиэтиленовыми мешками.
Верная последовательность: № 4,2,1,3
4) Напишите сжатое изложение, пользуясь подсказками.
Когда ехал (откуда?) __________, (где?) _________ я встретил тех, кто не только сорит, но и (что делает?) _________. Возле (какой?) __________рощи я увидел (кого?) ___________ и _________. Оба были в перчатках и с (какими?) _____________ мешками.
Они (как?) ___________ двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Иногда (кто?) _______ и ________ поднимали с земли и (что делали?) _________ в мешок разный (что?) _______.
Я узнал, что это академик с (кем?) _________ , дача которых стоит неподалёку. Когда они идут на (куда?) ________, то прихватывают с собой мешки и (что ещё?) ________. Мусор жгут потом (где? ) ________ или закапывают.
Теперь, когда еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костра над речкой, (как?) _________ думаю о (ком?) _________. Они делают (какую?) ____________ работу, так необходимую уставшей земле.
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Ирина Владимировна Казарцева
Юлия Васильевна Воробьева
Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Кирилл Александрович Ш.
Юлия Васильевна Воробьева
Селиванова Галина Геннадьевна
Юлия Васильевна Воробьева