12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стефанова Лариса Михайловна11424
Россия, Коми респ., Сыктывкар

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ УМО

Целью изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе является личностное развитие учащихся, формирование у них представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации – это те личностные характеристики, которые во многом определяют достижения учащихся в различных областях жизни, способствуют их социальной адаптации к быстро меняющимся условиям современного мира.

Итоговое собеседование по русскому языку проводится в 9 классе и направлено на проверку сформированности коммуникативных умений учащихся: создание монологических высказываний на разные темы, участие в диалоге, выразительное чтение текста, пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Тексты для итогового собеседования посвящены выдающимся личностям российской истории, науки, культуры, спорта. Они выполняют воспитательную функцию, способствуют расширению кругозора школьников, демонстрируют пример сильных и талантливых личностей.

На сайте «Учебно-методическое обеспечение»: http://sdo.concord.education/umkd/videos представлены видеоматериалы, связанные с именами учёных, деятелей культуры, открытиями наших соотечественников в области науки, техники и технологий, общественной мысли, оставившие значимый след в прогрессе человеческой цивилизации.

Сочетание использования текстов и видеоматериалов учебно-методического обеспечения способствует формированию у учащихся личностных компетенций (гражданско-патриотических, духовно-нравственных, эстетических, языковых), содействует самопознанию и саморазвитию учащихся, воспитанию уважения к российской науке, гордости за Россию.

Приведу пример использования видеоматериала о жизни и деятельности С.В. Ковалевской на уроке русского языка в 9 классе.

Дидактический материал урока объединён общей темой и знакомит с жизнью и деятельностью С. В. Ковалевской, первой русской женщины-математика.

Цель урока: подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку.

Задачи:

- познакомить учащихся с интересными фактами из жизни С.В. Ковалевской, её научной деятельностью;

- формирование у учащихся личностных компетенций (гражданско-патриотических, духовно-нравственных, эстетических, языковых);

- содействовать самопознанию и саморазвитию учащихся;

- развивать речь, мышление, умение анализировать и сопоставлять факты;

- воспитывать уважение к российской науке, гордости за Россию.

На уроке использованы:

1) игровые приёмы (игра «Шифровальщик»);

2) приёмы технологии критического мышления («Верные и неверные утверждения», «Синквейн»);

3) информационно-коммуникационные технологии (демонстрация и обсуждение видеоматериала);

4) приёмы формирования у учащихся орфографических навыков (словарный диктант с лексическим заданием);

5) технология личностно-ориентированного обучения (развитие познавательных способностей учащихся на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности);

6) технология интегрированного обучения (русский язык, развитие речи, математика).


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап. Определение темы урока.

Игра «Шифровальщик». Приложение «Русский алфавит» (стр. 7).

19

16

22

30

33




3

1

19

10

13

30

6

3


15

1



12

16

3

1

13

6

3

19


12

1

33



Имя Софьи Васильевны Ковалевской, первой русской женщины-математика, известно во всём мире. «Я чувствую, что предназначена служить истине - науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит - служить справедливости», - это девиз всей жизни этой удивительной женщины, посвятившей свою жизнь служению науке.

3. Просмотр и обсуждение видеоматериала о жизни и деятельности С.В. Ковалевской (материал размещён на сайте в разделе «Учебно-методическое обеспечение»: http://sdo.concord.education/umkd/videos)

t1606325312aa.jpg

Приём «Верные и неверные утверждения»

1. С.В. Ковалевская была первой женщиной-профессором в России (+).

2. Отец, дед и прадед С.В. Ковалевской занимались искусством (–, верный ответ – наукой).

3. Стены её детской были оклеены листами из нотных тетрадей (–, верный ответ – листами из университетского учебника).

4. С.В. Ковалевская получила образование в Европе (+).

5. Она ухаживала за пострадавшими Парижской коммуны (+).

6. С.В. Ковалевская работала в области математического анализа, механики и астрономии (+).

7. Она дала новое решение задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки (+).

8. В 1904 году С.В. Ковалевская получила степень доктора философии по математике (–, верный ответ – в 1874 году).

9. Чтобы избрать С.В. Ковалевскую в Российскую академию наук, изменили правила и разрешили приём в академию женщин (+).

10. С.В. Ковалевская обладала музыкальным талантом математике (–, верный ответ – литературным талантом).

Учащиеся комментируют ответы, исправляют неверные ответы.

- Какие факты из жизни С.В. Ковалевской заинтересовали?

- Какие факты показались необычными?

4. Лексический диктант «Попади в десяточку!»

1. Наука о количественных отношениях и пространственных формах (математика).

2. Одно из основных понятий математики, возникшее в связи со счётом отдельных предметов (число).

3. Специальный прибор, разработанный для того, чтобы чертить дуги, линейные измерения и окружности (циркуль).

4. Геометрическое тело, представляющее из себя общую совокупность всех точек определённого пространства (шар).

5. Комбинация математических знаков, выражающая какое-нибудь предложение (формула).

6. Определенное число, при помощи которого составлена дробь. Впервые термин применил византийский ученый Максим Плануда (числитель).

7. Знак для обозначения числа (цифра).

8. Отношение двух линейных размеров по отношению друг к другу. Используется во многих современных отраслях. Основная — картография, геодезия (масштаб).

9. Равенство отношений двух и более пар чисел (пропорция). 

10. Переменная величина неограниченно приближается к постоянному значению (определенному). Впервые термин использовал известный ученый Ньютон (предел).

5. Работа с текстом.

Софья Ковалевская - личность уникальная: первая в мире женщина-профессор математики, первая женщина-профессор в России.

В XIX веке в России женщинам не разрешали учиться в университетах, поэтому Софья Ковалевская, с детства увлечённая математикой, приняла решение отправиться учиться в Европу. Но родители девушки не давали согласия на эту «причуду». Её мечта смогла исполниться только тогда, когда она вышла замуж: муж дал разрешение на учёбу в Германии. Софья Ковалевская уехала в Германию и в 24 года стала доктором философии, в 34 - профессором. За научные открытия Ковалевскую стали называть принцессой математики.

Главное научное достижение Софьи Ковалевской - решение задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. За эту работу Парижская академия присудила ученой премию, равную 5000 франков.

Софья Васильевна небезразлично относилась ко всему, что окружало её. Она была наблюдательным и вдумчивым человеком, обладала большой способностью к художественному творчеству. Она написала целый ряд литературных произведений, в том числе повесть «Нигилистка» и «Воспоминания детства». Однако главным в её жизни было то, что она открыла женщинам дорогу в точные науки. (162 слова)

1) Лексическая работа.

Пользуясь толковым словарём, объясните значение слов:

причуда –

философия –

нигилистка –

2) Беседа по содержанию текста.

- Почему Ковалевскую стали называть принцессой математики?

- Какие качества личности С.В. Ковалевской вы отметили для себя?

3) Пересказ текста.

Перескажите прочитанный текст, включив в пересказ слова С.В. Ковалевской: «Боритесь же за счастье быть самостоятельными, за право жить, работать и творить ради высшего идеала».

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Приём «Синквейн».

Пример синквейна

С.В. Ковалевская.

Образованная, талантливая.

Училась, исследовала, изучала.

Посвятила жизнь служению науке.

Математик.



Использованные источники:

https://youtu.be/kEEoUdheAYw - видеоматериал о жизни и деятельности С.В. Ковалевской (материал размещён на сайте в разделе «Учебно-методическое обеспечение: http://sdo.concord.education/umkd/videos )

http://pochemuha.ru/slovar-terminov-po-matematike-ot-a-do-ya - Словарь терминов по математике от А до Я

ФИПИ. ОГЭ 2018. Русский язык. Устное собеседование. 20 типовых вариантов. Цыбулько И.П. М.: Национальное образование, 2018



​​​​​​​ Приложение «Русский алфавит»

t1606325312ab.jpg

7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.