Подготовка к написанию сочинения по тексту М.Худякова с учётом требований к заданию С с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку
Подготовка к написанию сочинения по тексту М.Худякова с учётом требований к заданию С с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. 11 класс.
Цели:
подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
формировать умения и навыки строить текст с учётом требований к заданию С ЕГЭ по русскому языку; обобщить и закрепить знания о стиле и типе речи; совершенствовать навыки построения связного монологического высказывания, способность развивать речемыслительные деятельности учащихся;
формировать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения; воспитывать чувство ответственности.
Средства обучения: текст по Худякову, толковый словарь И.С.Ожегова, русско-татарский словарь, слайды с высказываниями выдающихся людей о дружбе, план разбора текста.
Метод: аналитическая беседа.
Тип урока: совершенствование и углубление знаний и умений по написанию сочинения-рассуждения.
Эпиграф:
Текст – объект для исследования и мышления.
М. Бахтин
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
3. Вступительное слово учителя:
– Сегодня очередной урок развития речи, задачей которого будет поработать над текстом и написать сочинение-рассуждение. По определению известного филолога М. Бахтина текст «является объектом для исследования и мышления». (Чтение эпиграфа)
Итак, мы с вами должны проанализировать текст М.Худякова. Материал для работы на столах. Внимательно прочитаем текст.
Исходный текст:
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках.(4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.(6) Но всё ровно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине.
(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву.(9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге.
(11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег.(12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15) Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете…(19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю почему, я сказал Серёжке:
– (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжа, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)Я сделался посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: »Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
Прежде проведём словарную работу:
– Трясина.
– Тщедушно.
– Конвульсия .
– Цепенеть.
–О чём этот текст?
– О дружбе.
– О детстве,
– О предательстве друга,
– Об обиде, которая перешла в боль.
– О ране, которая может быть сделана словом…
– Какое впечатление произвёл на вас текст?
– Текст заставил задуматься о том, что секреты и тайны друга надо хранить.
– Совершил подвиг ради друга, то не надо его разглашать.
– Слово может ранить сильнее, чем оружие.
– Действительно. Потерять закадычного друга – большая потеря. Но скажите мне, как вы понимаете значение этого слова?
– Закадычный друг – это самый близкий друг,
– Он готов ради тебя на всё,
Прочитаем отрывок из текста (предложения № 8-21)
– Ребята, а что вы лично вкладываете в такие понятия, как «друг», «дружба»?
– Мой друг – это близкий мне человек, которому я могу доверить свои тайны, даже самые сокровенные, о которых я не говорю и родителям,
– Мой друг приходит ко мне на выручку, когда надо, может пожертвовать собой…
– На дом дано было задание: подготовить пословицы о дружбе. Послушаем их (Приложение 1, слайд 6)
1 группа:
Друзей много, а друг бывает один.
Друга на деньги не купишь.
2 группа:
Друг не испытанный – что орех не сколотый.
Друга ищи, а найдёшь – береги.
3 группа:
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Дружбу водить – себя не щадить.
Старый друг лучше новых двух.
– Мы с вами увидели, что говорит о таких моральных категориях, как друг и дружба, народная мудрость. В самой мудрой книге о дружбе написано: «Верный друг – крепкая защита: кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его» (Сирах)
– Другая группа должна была составить ассоциогрмму слову «дружба» (Приложение 1, слайд 7)
Выдающиеся люди всех времён и народов тоже размышляли над тем, что такое дружба и кто такой настоящий друг. Послушайте некоторые высказывания:
(Приложение 1, слайд 8)
Блажен тот, кому повезёт с верным другом. (Менандр, поэт-комедиограф)
Потерять друга – величайшая из потерь. (Публилий Сир, поэт)
Без истинной дружбы жизнь – ничто. (Цицерон, политический деятель, оратор, поэт)
Помни, друг: трудней найти друга, нежели подругу. Измена другу – преступление. Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега, испанский драматург)
Сам погибай, а товарища выручай (А.В.Суворов)
Слайды с высказываниями проецируются на экране. Читают учащиеся.
Комментарий проблемы. О чём текст? Как вы поняли содержание? (излагает краткое содержание)
– Серёжка Леонтьев, нес на спине своего друга восемь километров. Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. Свистят пули, рвутся снаряды. Он донёс друга до больницы. По дороге тот рассказал о своей тайне. А на следующий день, когда друг пришёл в школу, то узнал, что его тайну знают все. С этого момента он стал замкнутым и застенчивым. А друга своего считал предателем. Теперь прошло много лет, но это событие до сих пор мучает его.
– Ребята, что мы может сказать о первом поступке Серёжи, каким он предстал перед вами?
– Первый его поступок вызывает наше уважение, он герой, который совершил подвиг.
– Но второй поступок Серёжи заставляет нас задуматься. Он огласил всей школе его просьбу передать привет девочке, из-за чего он стал посмешищем всей школы.
– Ваша оценка по поводу этого поступка Серёжи?
– Он поступил неправильно. Второй поступок его не красит.
– То есть в начале рассказа мы видим крепкую, верную дружбу, которая последовательно превращается в предательство.
– Какой вопрос больше всего волнует автора, вызывает его размышление?
– Вопрос сложности и противоречивости человеческих поступков.
– Таким образом, какую проблему затрагивает автор?
– Проблему сложности и противоречивости человеческих поступков.
– Следующая проблема, затронутая автором в тексте?
– Проблема предательства.
– Какова позиция автора по этой проблеме
– Жизнь, как и человеческие отношения, сложна. Один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
– Теперь нам предстоит высказать своё мнение по этому поводу. Вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора. Ваши суждения, прошу.
Нужно привести не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?
Обратимся к таблице, вывешенной на доске.
|
– Какие можете привести аргументы? (Рассказы учащихся)
– Мы обладаем литературой, так много сказавшей о человеческих ценностей. Каких героев можем привести из художественной литературы?
– В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин самое низкое лицо. Сначала из мстительности оскорбляет честь девушки Маши Мироновой. При каждом удобном случае клевещет на всех, спасая свою шкуру. А этот поступок, когда он доносит отцу Гринёва о поединке, вызывает только презрение к нему. Нам известно, что Гринёв получил в детстве должное воспитание, потому для него важно соблюдать такие понятия, как честь и совесть. А Швабрин, видимо, (нам о его детстве ничего не известно), не усвоил этих понятий.
– Сегодня на уроке мы с вами говорили о таких проблемах, которые актуальны в нашем современном мире. Из всего, о чем мы говорили, можно сделать вывод, что найти настоящего друга сложно. А если ты нашёл, то береги его.
Домашнее задание: дописать сочинение – рассуждение, проверить по критериям ЕГЭ и поставить приблизительный балл (карандашом)
Для учащихся каждому на парту.
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять.
(7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
(8)Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь.
(13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14)Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15)Нет! – хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.
(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27)Зачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!
(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.
(По М. Худякову)
Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) – историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.
Проблемы:
дружба
предательство
грань между дружбой и предательством
Проблема бережного отношения к чувствам людей. Почему душевные раны так страшны для человека?
1. Введение |
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что скрывается за тем или иным поступком и какие последствия он может иметь в вашей или чьей-то жизни? На мой взгляд, эти вопросы касаются каждого из нас. |
|
2. Постановка проблемы |
дружба предательство грань между дружбой и предательством Проблема бережного отношения к чувствам людей. Почему душевные раны так страшны для человека? |
Именно о человеческих поступках размышляет М.Худяков, поднимая проблему невозможности однозначного их объяснения. |
3. Комментарий к проблеме |
Автор, очевидно, опирается на свой жизненный опыт, описывая случай, произошедший на рыбалке с ним и его другом, вернее бывшим другом. Поступки последнего рассказчику очень сложно объяснить: сначала тот спасает главного героя, а затем выставляет на посмешище перед всей школой, рассказав о тайне, доверенной в экстремальной ситуации. Случай из далёкого детства до сих пор волнует героя. Действительно, как объяснить поступок Серёжки Леонтьева: спас или предал? Почему, совершив в общем-то геройский поступок, он потом совершает подлость? |
|
4. Позиция автора |
Худяков считает, что в подобной ситуации невозможно разобраться в истинных причинах, мотивах поступка. …Мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь», - пишет он. |
|
|
Я соглашаюсь с автором и считаю, что жизнь сложна: очень часто невозможно понять, почему человек делает что-либо и чем при этом руководствуется. |
|
6. Литературный аргумент |
Каждый из нас совмещает в себе положительные и отрицательные начала, и неизвестно, какое станет доминирующим в определённый момент. Так, Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского, подчиняясь порыву души, отдаёт свои последние деньги семье Мармеладовых, незадолго до этого совершив убийство старухи-процентщицы. |
|
7. Любой другой аргумент |
Любимые герои Толстого – люди, которые путаются, ошибаются, не всегда понимают, почему они совершают те или иные поступки. Вспомним Пьера Безухова («Война и мир»), который спрашивает сам себя, как он мог произнести слова любви Элен. |
|
8. Заключение |
Да, мы разные, и наши поступки – отражение нашей сущности, которая часто противоречива. Значит, всегда останутся вопросы, над которыми мы будем ломать голову. Хотя, как заметил М.Худяков, это тоже проблематично: «мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять». |