Материалы по развитию читательской грамотности для подготовки к написанию сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку
Фрагмент учебного урока, включающий учебные задания, направленные на развитие читательской грамотности.
ФИО разработчика заданий - Крылова Елена Владимировна
Место работы, должность - ГБОУ АО АСШИ № 1 г. Архангельска, учитель русского языка и литературы.
Текст В.М.Пескова для подготовки к написанию сочинения – рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку.
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.
(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.
(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.
(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.
(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21) Через минуту уже весь вагон помогал нам.
(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:
– Ничего. (24)Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?
(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.
– (30)Достал?
– (31)Достал, – засмеялся отец.
(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».
(36)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.
(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41) Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(По В.М. Пескову*)
* Песков Василий Михайлович (1930–2013) – советский писатель, журналист, путешественник.
№ п/п |
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ |
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ |
Примечания |
||||||||||
1. |
Какое утверждение не соответствует содержанию текста? а) Книга была дорогой. б) Мальчик дал соседу - летчику свой адрес. в) Книжки в войну потерялись. г) Книга исчезла между двойными окнами вагона. |
Б) Отец дал летчику адрес.
|
(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. |
||||||||||
2. |
Почему автор так подробно описывает случай из своего детства? |
Он получил яркий жизненный урок |
|
||||||||||
3. |
Какова основная мысль текста? Проиллюстрируйте основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на неё в виде рисунка, схемы, кластера.
|
Хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. На рисунке – много улыбающихся людей, солнце..
|
|
||||||||||
4. |
Подберите синонимы к слову «бескорыстный» |
Благородный, великодушный |
|
||||||||||
5. |
Соотнесите даты и события, запишите цифру и соответствующую ей букву.
|
1 – г 2- д 3- в 4-а 5- б |
|
||||||||||
6. |
Какие литературные произведения о проявлении БЕСКОРЫСТИЯ вам известны?
|
А. Платонов "Юшка", В.Г. Распутин "Уроки французского", И. А. Бунин «Лапти», А. Гайдар «Тимур и его команда» и др.
|
|
||||||||||
7. |
Какая книга басен И.А.Крылова могла быть у мальчика?
См. Приложение
|
Под номером 6,так как 1936 года издания. Все остальные увидели свет позже. |
Действие рассказа происходит в довоенное время (в войну книжки уже потерялись) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
1.
2
2
3
4
4
5
6