Урок доброты. Подготовка к написанию сочинения - рассуждения
Урок развития речи на тему "Сплетем венок доброты" 7-й класс
Подготовка к сочинению - рассуждению «Что такое доброта?».
Цели и задачи урока: (слайд 2)
Повторить изученный материал по теме "Лексика", подготовить учащихся к ОГЭ.
Дать понятие слова “доброта”, мотивировать детей на добрые поступки;
Развивать речь детей, учить построению предложений, работать над грамотным оформлением мыслей.
Показать роль доброжелательного, вежливого отношения в общении людей, воспитание доброты, милосердия, любви и уважения к ближним.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра; оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила нравственности
Метапредметные
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, умение формулировать определение понятия
Личностные
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, терпимость к чужому мнению, чувство такта, уважение к оппоненту
Оборудование:
Плакаты с пословицами:
Высказывания:
-
"Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела", "Спешите делать добро"
-
"За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/
2.Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив"./ И. С. Тургенев
-
Компьютер с проектором
Эпиграф урока:
"Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других". / Л. Толстой/
Тип урока - комбинированный.
Предварительная работа: Учащиеся заранее получили следующие задания:
Выписать пословицы и высказывания о доброте, вежливости.
Читать или сочинять стихи о доброте, вспомнить примеры из жизни, из художественных произведений о доброте.
Ход урока
Организационный момент |
Итак, друзья, внимание – Учитель. – Слайд У меня, ребята, к вам просьба: закройте, пожалуйста, на минуту глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом во время зимы. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной компании, чтобы поговорить об одном очень важном человеческом качестве, без которого человек не может называться человеком. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш урок? Да, правильно, о доброте. Тема нашего урока «Сплетем венок доброты». Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься, каковы цели нашего урока? Что мы должны узнать, понять? Цели урока Выяснить: 1.Что такое добро 2. Какие поступки можно назвать добрыми. 3. Какого человека считают добрым Задача урока подготовиться к написанию домашнего сочинения «Что такое доброта?» |
Актуализация знаний |
Л. Н. Толстой говорил " Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других" (слайд ). Что такое Добро, Доброта? – этот вопрос интересовал и интересует до сих пор всё человечество. Звучит песня Барбариков «Что такое Доброта» А как бы Вы определили, что такое Добро? Поработайте, пожалуйста, в группах в течение 3-х минут и напишите своё определение Добра в рабочую тетрадь. Как Вы его понимаете? После завершения работы каждая группа представит свое определение. Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. /Доброта - стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству/ В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. Вот что о доброте говорили известные люди. /чтение высказываний учениками/ Высказывания: 1. "За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/ 2.Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив". / И. С. Тургенев/ - О доброте написано много стихов. Может, вы знаете стихотворения о доброте /чтение учениками/ - Доброта издавна ценилась на Руси. Народ сложил много пословиц о доброте. Какие пословицы вы знаете о доброте? / прочитайте, теперь запишите/ - Доброе слово человеку, что дождь в засуху. - Не одежда красит человека, а его добрые дела. - Спешите делать добро. - Худо тому, кто не делает добра никому. |
Первичное усвоения новых знаний Формирование умений и навыков. |
Слайд добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный доброжелательный - желающий добра добропорядочный - приличный, достойный одобрения добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом добросовестный - честно выполняющий свои обязанности А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие. Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть. Восстановить силы Физкультминутка (песня «Если добрый ты») Набравшись сил и энергии, мы продолжаем работу Работа с текстом (слайд ) 1. Чтение вслух (1)В чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро-это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую можно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку. (6) Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве . (7) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом.(8) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, она захватывает всё более широкий круг вопросов. 2. Ответы на вопросы: -О чём этот текст? /о доброте/ 3. Выполнение тестовых заданий: А1. В каком предложении содержится информация на вопрос "Что такое добро?" (3) А добро - это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую можно уметь решать. . (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку. (10) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, она захватывает всё более широкий круг вопросов. А2.Назовите личные местоимения из предложений 2-4 (я, нас, оно) А3 . Местоимение свою из 8 предложения: а) личное б) притяжательное в) указательное А4 . Назовите грамматическую основу (подлежащие и сказуемое) предложения 7. - Как осуществляется идея доброты в наше время? (Примерные ответы) /Проводятся благотворительные марафоны, выступления известных артистов, певцов, которые зачисляют свои заработанные деньги на счёт благотворительного фонда/ /Проводятся акции по сбору тёплых вещей, игрушек, которые передаются в детские дома, в дома престарелых, нуждающимся многодетным семьям./ / Мы тоже помогаем пожилым людям: воду таскаем, делаем уборку дома, очистим двор от снега./ - Что доброго вы можете сделать для своих родителей, товарищей? / Для наших родителей главное - быть добрыми, послушными, помогать им в домашних делах, хорошо учиться, чтобы они гордились своими детьми./ / Для товарищей нужно доброе, внимательное общение, не быть равнодушным к их печалям и заботам, помогать по мере возможности в учёбе / - Какие примеры вы можете привести из прочитанных произведений на тему доброты? (слайд 8) / У В. Распутина есть произведение "Уроки французского", где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы. / / У Платонова есть необыкновенный герой - Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача. / / В рассказе А. Платонова " Неизвестный цветок" маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыре. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием./ / Рассказ А. Куприна " Белый пудель". Героям рассказа присущи доброта, человечность, милосердие./ «Чудесный доктор» Учитель: Давайте вспомним, где всегда побеждает добро? Дети: в сказках. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы? (Шляпа, цветик-семицветик, аптечка, сапожек, розы, собачка) Слайд 1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) 4. Словарная работа Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе) Выберите качества, которые необходимы доброму человеку И прикрепите лучики к нашему солнцу. Жизнерадостный, милосердный, человечный, тактичный, отзывчивый, вспыльчивый, бескорыстный, жадный чуткий, отзывчивый, грубый Запишите слова в тетрадь, правописание их запомни те. 5. Проведем Деловую игру “Ковер идей”. Учитель: У каждой группы на столе лежат листочки цветной бумаги. Возьмите листки красного цвета и ответьте на вопрос: Что мешает людям быть добрыми? (дети работают) Теперь возьмите листочки синего цвета и ответьте на вопрос: Как можно бороться с этими проблемами, о которых вы упомянули на красных листочках? (дети работают) Теперь возьмите листочки желтого цвета и ответьте на последний вопрос: Что делаете лично вы, чтобы быть добрым человеком? (дети работают) Далее один человек от каждой группы защищает мнение своей группы на красном, потом на синем, а затем на желтом листочках Учитель: Вы определили проблемы. И что же мы выяснили, что перед нами стоят почти одни и те же проблемы, нашли решения, наметили пути для достижения этих целей. Мы с вами живем уже несколько лет в 21 веке и вам продолжать жить дальше. От вас будет зависеть наше будущее. Подведение итога урока. Заканчивается урок. Давайте обобщим сказанное. ( ответы на слайде появляются и получиться сочинении) Что такое доброта? Что такое доброта? Доброта – это «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. Это светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость. Каким делает человека доброта? Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах. Рядом с добрыми людьми мир становиться лучше, радостнее и интереснее. - А для чего нужна доброта? Доброта нужна для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Какой человек может быть добрым? Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Какие произведения, где герои совершают добрые поступки вы знаете? Доктор Айболит, Снежная Королева, «Чудесный доктор» Куприн, А сами совершаете добрые поступки? Или может слышали о них? Да, участвуем в благотворительных акциях, помогаем старым перейти дорогу, донести сумку, чистить снег. Таки образом доброта – это… Доброта – это одно из лучших качеств человека, добрый человек всем помогает, любит, уважает, дарит тепло и уют. Добрых людей тоже любят и уважают. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты. А доброта, как известно, спасёт мир. Домашняя работа. Домашняя работа: написать сочинение по теме нашего урока «Что такое доброта?». Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения? Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова: I. Основная мысль (тезис). II. Доказательства: а)… б)… в)… III. Вывод. В помощь вам я дам буклет «Энциклопедия слова Доброта», здесь есть план сочинения. Рефлексия: Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите красный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, - синий, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны – желтый. Давайте все встанем, возьмемся за руки, и сделаем друг другу музыкальный подарок: споем песню, прошу тех, кто знает эту песню подпевать. Звучит песня Ю.Энтина «Дорогую добра» Всем спасибо и хорошего настроения на весь день. |