Урок доброты. Подготовка к написанию сочинения - рассуждения

1
0
Материал опубликован 11 October 2017

Урок развития речи на тему "Сплетем венок доброты" 7-й класс

Подготовка к сочинению - рассуждению «Что такое доброта?».

Цели и задачи урока: (слайд 2)

Повторить изученный материал по теме "Лексика", подготовить учащихся к ОГЭ.

Дать понятие слова “доброта”, мотивировать детей на добрые поступки;

Развивать речь детей, учить построению предложений, работать над грамотным оформлением мыслей.

Показать роль доброжелательного, вежливого отношения в общении людей, воспитание доброты, милосердия, любви и уважения к ближним.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра; оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила нравственности

Метапредметные

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, умение формулировать определение понятия

Личностные

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, терпимость к чужому мнению, чувство такта, уважение к оппоненту

Оборудование:

Плакаты с пословицами:

Высказывания:

  • "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела", "Спешите делать добро"

    • "За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/ 
      2.Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив"./ И. С. Тургенев

Компьютер с проектором

Эпиграф урока:

"Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других". / Л. Толстой/

Тип урока - комбинированный.

Предварительная работа: Учащиеся заранее получили следующие задания:

Выписать пословицы и высказывания о доброте, вежливости.

Читать или сочинять стихи о доброте, вспомнить примеры из жизни, из художественных произведений о доброте.

Ход урока

Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь позвенел звонок.
Садитесь поудобнее?
Начнём скорей урок!

Учитель. Слайд

У меня, ребята, к вам просьба: закройте, пожалуйста, на минуту глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом во время зимы. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Сегодня мы с вами собрались в такой уютной компании, чтобы поговорить об одном очень важном человеческом качестве, без которого человек не может называться человеком.
Качество это серьезное,
Главное, важное. 
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество 
В сердце у многих живет
И о боли других 
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец  ДОБРОТА.
Слайд 3

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

   Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш урок? Да, правильно, о доброте. Тема нашего урока «Сплетем венок доброты».

Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься, каковы цели нашего урока? Что мы должны узнать, понять?

Цели урока

Выяснить:

1.Что такое добро

2. Какие поступки можно назвать добрыми. 3. Какого человека считают добрым

Задача урока подготовиться к написанию домашнего сочинения «Что такое доброта?»

Актуализация знаний

Л. Н. Толстой говорил " Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других" (слайд ).

Что такое Добро, Доброта? – этот вопрос интересовал и интересует до сих пор всё человечество.

Звучит песня Барбариков «Что такое Доброта»

А как бы Вы определили, что такое Добро? Поработайте, пожалуйста, в группах в течение 3-х минут и напишите своё определение Добра в рабочую тетрадь. Как Вы его понимаете?

После завершения работы каждая группа представит свое определение.

Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта.

/Доброта - стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству/

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

Вот что о доброте говорили известные люди.  /чтение высказываний учениками/

Высказывания:

1. "За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/

2.Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив". / И. С. Тургенев/

- О доброте написано много стихов. Может, вы знаете стихотворения о доброте /чтение учениками/

- Доброта издавна ценилась на Руси. Народ сложил много пословиц о доброте. Какие пословицы вы знаете о доброте? / прочитайте, теперь запишите/

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Спешите делать добро.

- Худо тому, кто не делает добра никому.

Первичное усвоения новых знаний Формирование умений и навыков.

Слайд
У слова «доброта» есть много родственных слов давайте назовем их: 
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть. Восстановить силы

Физкультминутка (песня «Если добрый ты»)

Набравшись сил и энергии, мы продолжаем работу

Работа с текстом (слайд )

1. Чтение вслух

(1)В чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро-это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую можно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку. (6) Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве . (7) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом.(8) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

2. Ответы на вопросы:

-О чём этот текст? /о доброте/

3. Выполнение тестовых заданий:

А1. В каком предложении содержится информация на вопрос "Что такое добро?"

(3) А добро - это прежде всего счастье всех людей.

(4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую можно уметь решать.

. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку.

(10) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

А2.Назовите личные местоимения из предложений 2-4 (я, нас, оно)

А3 . Местоимение свою из 8 предложения:

а) личное

б) притяжательное

в) указательное

А4 . Назовите грамматическую основу (подлежащие и сказуемое) предложения 7.

- Как осуществляется идея доброты в наше время? (Примерные ответы)

/Проводятся благотворительные марафоны, выступления известных артистов, певцов, которые зачисляют свои заработанные деньги на счёт благотворительного фонда/

/Проводятся акции по сбору тёплых вещей, игрушек, которые передаются в детские дома, в дома престарелых, нуждающимся многодетным семьям./

/ Мы тоже помогаем пожилым людям: воду таскаем, делаем уборку дома, очистим двор от снега./

- Что доброго вы можете сделать для своих родителей, товарищей?

/ Для наших родителей главное - быть добрыми, послушными, помогать им в домашних делах, хорошо учиться, чтобы они гордились своими детьми./

/ Для товарищей нужно доброе, внимательное общение, не быть равнодушным к их печалям и заботам, помогать по мере возможности в учёбе /

- Какие примеры вы можете привести из прочитанных произведений на тему доброты? (слайд 8)

/ У В. Распутина есть произведение "Уроки французского", где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы. /

/ У Платонова есть необыкновенный герой - Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача. /

/ В рассказе А. Платонова " Неизвестный цветок" маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыре. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием./

/ Рассказ А. Куприна " Белый пудель". Героям рассказа присущи доброта, человечность, милосердие./

«Чудесный доктор»

Учитель: Давайте вспомним, где всегда побеждает добро?

Дети: в сказках.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы? (Шляпа, цветик-семицветик, аптечка, сапожек, розы, собачка)

Слайд

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая спасла своего друга из ледяного плена Снежной королевы (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)

4. Словарная работа

Учитель:  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Выберите качества, которые необходимы доброму человеку И прикрепите лучики к нашему солнцу.

Жизнерадостный, милосердный, человечный, тактичный, отзывчивый, вспыльчивый, бескорыстный, жадный

чуткий, отзывчивый, грубый

Запишите слова в тетрадь, правописание их запомни те.

5. Проведем Деловую игру “Ковер идей”.

Учитель: У каждой группы на столе лежат листочки цветной бумаги. Возьмите листки красного цвета и ответьте на вопрос: Что мешает людям быть добрыми? (дети работают)

Теперь возьмите листочки синего цвета и ответьте на вопрос: Как можно бороться с этими проблемами, о которых вы упомянули на красных листочках? (дети работают)

Теперь возьмите листочки желтого цвета и ответьте на последний вопрос: Что делаете лично вы, чтобы быть добрым человеком? (дети работают)

Далее один человек от каждой группы защищает мнение своей группы на красном, потом на синем, а затем на желтом листочках

Учитель: Вы определили проблемы. И что же мы выяснили, что перед нами стоят почти одни и те же проблемы, нашли решения, наметили пути для достижения этих целей. Мы с вами живем уже несколько лет в 21 веке и вам продолжать жить дальше. От вас будет зависеть наше будущее.

Подведение итога урока.

Заканчивается урок. Давайте обобщим сказанное.

( ответы на слайде появляются и получиться сочинении)

Что такое доброта?

Что такое доброта? Доброта – это «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. Это светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость.

Каким делает человека доброта?

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах. Рядом с добрыми людьми мир становиться лучше, радостнее и интереснее.

- А для чего нужна доброта?

Доброта нужна для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Какой человек может быть добрым?

Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

Какие произведения, где герои совершают добрые поступки вы знаете?

Доктор Айболит, Снежная Королева, «Чудесный доктор» Куприн,

А сами совершаете добрые поступки? Или может слышали о них?

Да, участвуем в благотворительных акциях, помогаем старым перейти дорогу, донести сумку, чистить снег.

Таки образом доброта – это…

Доброта – это одно из лучших качеств человека, добрый человек всем помогает, любит, уважает, дарит тепло и уют. Добрых людей тоже любят и уважают.  Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты. А доброта, как известно, спасёт мир.

Домашняя работа.

Домашняя работа: написать сочинение по теме нашего урока «Что такое доброта?».

Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?

Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

а)… б)… в)…

III. Вывод.

В помощь вам я дам буклет «Энциклопедия слова Доброта», здесь есть план сочинения.

Рефлексия:

Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите красный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, - синий, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны – желтый.

Давайте все встанем, возьмемся за руки, и сделаем друг другу музыкальный подарок: споем песню, прошу тех, кто знает эту песню подпевать.

Звучит песня Ю.Энтина «Дорогую добра»

Всем спасибо и хорошего настроения на весь день.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации