Урок «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое счастье», (2-3-й урок в системе подготовки к ОГЭ) в 9 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое счастье» (2-3-й урок в системе работы над сочинением 15.3 ОГЭ в 9 классе).
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).
Задачи:
1)образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: содействовать развитию умения учащихся общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать интерес к предмету; показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие, формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь, отзывчивость, забота о ближнем.
Тип урока: закрепление (первичное)
Вид урока: комбинированный, урок-игра
Методы: проблемно-поисковый, «мозговой штурм», анализ ситуаций в группах, групповая дискуссия
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Толковый словарь С.И.Ожегова, текст, компьютер, проектор, интерактивная доска, тетради, ватман, фломастеры.
Предварительная подготовка:
1)индивидуально 1 ученица готовит выразительное чтение отрывка, 2 – сообщение об авторе текста;
2) парты расставлены для работы в группах (их будет 3);
3) стулья сначала стоят полукругом;
4) 1 ученик (помощник) занимает место у компьютера.
План урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Энергизатор. (2 мин)
2. Формулировка темы и цели урока. (2 мин)
3. Актуализация знаний. (8 мин)
4. Объяснение нового материала. (15 мин)
5. Закрепление изученного. Самостоятельная работа в группах. (15 мин)
6. Объяснение домашнего задания. (1 мин)
7. Рефлексия. (2 мин)
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. (Ученики произвольно занимают места на стульях, стоящих полукругом).
Энергизатор.
Учитель читает (слайд 1) цитату дня: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье». Л.Н. Толстой.
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
(Возможные ответы: о счастье, о любви, об отзывчивости…)
Учитель: Название корабля (на слайде 2 изображён корабль с названием «Счастье»), на котором мы отправимся в плавание, подскажет, насколько вы были точны.
2. Формулировка темы и цели урока.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: «Что такое счастье?»
В каких заданиях по русскому языку вы уже встречали подобные вопросы?
(Предполагаемый ответ: В задании 15.3 – написание сочинения)
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Предполагаемый ответ: научиться работать (писать) над сочинением-рассуждением на тему: «Что такое счастье?»)
Верно, для этого нам придётся выполнить ряд задач.
3. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».
Этап 1. Отплытие.
Учитель: Ребята, мы отправляемся в путешествие на корабле «Счастье». Необходимо собрать багаж: каждый из вас может взять только одну вещь, которая будет тесно связана с названием корабля.
(Ученики по очереди дают один вариант ответа (повторяться можно только 2 или 3 раза). Помощник печатает слова в столбик на слайде. Слов может быть около 10: любовь, добро, понимание, родители, друзья, сочувствие, дружба, блаженство, забота, внимание и т.д.)
Учитель: В путь!
Помощник «даёт гудок»
Этап 2. Авария.
Учитель: К сожалению, наш корабль сел на мель – видимо, придётся избавляться от багажа. Нам необходимо выбросить за борт 3 вещи. Что, на ваш взгляд, менее всего относится к Счастью?
(Ученики по очереди дают один вариант ответа (повторяться можно). Помощник делает пометы.
Учитель: Подведём итог (исключаем самые частотные варианты - 3 слова). Продолжаем путешествие!
4. Объяснение нового материала.
Этап 1. Деление класса на группы. (Предлагаю сделать это в форме игры «Молекулы»)
Учитель: Ребята, какое может быть путешествие без игр! Предлагаю всем встать. Вы знаете, как двигаются молекулы? (Хаотично) По гудку вам предстоит побыть в роли молекул, но сначала каждый из вас получит роль (условно: капитан, матрос, юнга).
Помощник быстро сообщает каждому «роль» в одном и том же порядке и даёт сигнал к началу движения. Через несколько секунд – второй сигнал.
Учитель: Внимание! Вам необходимо объединиться в группы по ролям!
(Ребята быстро разбираются в ролях, и таким образом образуются 3 группы.
В каждой группе учащиеся выбирают капитана)
Этап 2. Работа с текстом. «Письмо из бутылки»
Учитель: (слайд 3 – отрывок из кинофильма «Пираты Карибского моря» с изображением бутылки с посланием) Ребята, кажется, мы нашли чьё-то послание!
Ученик (готовился заранее) откупоривает бутылку и сообщает сведения об авторе: Нина Николаевна Аксёнова (Кузьмина) родилась 1 июля 1948 года в Риге (Латвия), где и проживает ныне. Получила диплом техника-технолога инструментального производства. Занималась в студии живописи и рисунка. Именно здесь начала писать первые стихи-импровизации для спектаклей. В 1995 году закончила заочное отделение Санкт-Петербургской государственной академии культуры по специальности «режиссура», получила диплом «Режиссёра театрального коллектива». Нина Николаевна написала десятки текстов песен для спектаклей. В 2001 году был издан.
Киселева Наталия Геннадиевна
Джиоева Лейла
Грибанова Ирина Эдуардовна
Грибанова Ирина Эдуардовна
Сафонова Елена Валерьевна