Рабочая программа кружка по биологии «Экзамен на «5» для 9 класса (подготовка к сдаче ОГЭ по биологии)
Всероссийский конкурс для учителей биологии и экологии на «Лучшую авторскую программу элективного курса (спецкурса, факультатива, кружка)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности (кружка)
«Экзамен на «5» (подготовка к сдаче ОГЭ по биологии)
Направление «интеллектуальное»
для учащихся 9 класса
Составитель: учитель биологии МОУ-СОШ №9 г. Аткарска Попова Е.Н.
2016 - 2017 учебный год
Содержание.
Пояснительная записка стр.3
Учебно – тематический план стр.4
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности стр.5
Результаты освоения курса внеурочной деятельности стр.6
Тематическое планирование стр.7
Материально-техническое обеспечение учебного процесса стр.10
Литература стр.12
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана с учетом ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897), образовательным планом основного общего образования МОУ-СОШ №9 г.Аткарска, на основе программы элективного курса «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии» В.Н.Семенцова (Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 4/авт.-сост. В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова.- М.: Дрофа, 2009.).
Автором-разработчиком программы В.Н.Семенцовым предусматривается, что при соответствующей переработке данный курс может стать основой для подготовки учащихся к экзамену в форме ОГЭ за курс основной школы, т.е. в 9 классе.
Кружок включает 11 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации.
Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Изученные в 6-7 классах понятия требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека и имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.
В соответствии с этим, целью кружковой работы по биологии в 9 классе являются:
- определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.
- на основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.
- закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
- отработать умения оформлять экзаменационную работу, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.
- поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.
Предлагаемый кружок рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в 9 классе.
Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности и применением информационно-компьютерных технологий.
Рабочая программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
Богданов Н.А. Биология. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Изательство «Экзамен», 2016
Лернер Г.И ОГЭ 2016. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. ФИПИ
Богданов Н.А. Биология. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Изательство «Экзамен»,2017
Лернер Г.И ОГЭ 2016. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. ФИПИ
Интернет ресурсы: http://www.fipi.ru/, https://bio-oge.sdamgia.ru/
Учебно-тематический план
Содержание курса |
Количество часов |
Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. |
2 ч |
Химический состав живых организмов |
2 ч |
Строение клетки |
2 ч |
Обмен веществ и превращение энергии. |
2 ч |
Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
2 ч |
Генетика и селекция. |
4 ч |
Эволюция. |
2 ч |
Экология и учение о биосфере |
2 ч |
Многообразие живых организмов |
10 ч |
Человек и его здоровье. |
3 ч |
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет |
2 ч |
Резерв |
1 ч |
ИТОГО |
34 ч |
Содержание курса
Содержание курса |
Количество часов |
Виды деятельности |
Формы организации деятельности |
Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. |
2 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, тестирование |
Химический состав живых организмов |
2 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, эксперимент, тестирование |
Строение клетки |
2 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, тестирование |
Обмен веществ и превращение энергии. |
2 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, тестирование |
Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
2 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, тестирование |
Генетика и селекция. |
4 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, тестирование |
Эволюция. |
2 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, тестирование |
Экология и учение о биосфере |
2 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, экскурсия, тестирование |
Многообразие живых организмов |
10 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, экскурсия, тестирование |
Человек и его здоровье. |
3 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
лекция, беседа, практикум, тестирование |
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет |
2 ч |
познавательная, проблемно- ценностная |
тестирование, беседа |
Резерв |
1 ч |
||
ИТОГО |
34 ч |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
(требования к уровню подготовки обучающихся)
- осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена;
- повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы и навыка оформления экзаменационной работы;
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятий |
Дата |
Описание примерного содержания занятий |
|
Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. |
||||
1 |
Вводное занятие. Биология — наука о живом мире |
Биология — наука, исследующая жизнь. Предмет и методы биологии, свойства живой материи. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней. Уровни организации живой материи. Происхождение жизни на Земле. Роль биологии в практической деятельности людей |
||
2 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Биология — наука о живом мире» |
||
Химический состав живых организмов |
||||
3 |
Элементный химический и молекулярный состав. |
Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки |
||
4 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Химический состав живых организмов» |
||
Строение клетки |
||||
5 |
Типы клеточной организации. Органоиды клетки и их функции. |
Основные различия клеток прокариот и эукариот. Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки |
||
6 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Строение клетки» |
||
Обмен веществ и превращение энергии. |
||||
7 |
Типы питания живых организмов. Метаболизм. |
Понятие о метаболизме - ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция (энергетический обмен) Этапы пластического и энергетического обмена. АТФ и её роль в метаболизме |
||
8 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Обмен веществ и превращение энергии» |
||
Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
||||
9 |
Воспроизведение клеток: митоз, мейоз. Размножение и индивидуальное развитие организмов. |
Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки. Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения |
||
10 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» |
||
Генетика и селекция. |
||||
11 |
Наследственность и изменчивость. Законы Менделя. |
Понятие о наследственности и изменчивости. Законы Менделя. Дигибридное и моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание |
||
12 |
Генетика пола, сцепленное с полом наследование. Решение задач на генетику пола |
Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Аутосомы, гетерохромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Хромосомное определение пола. |
||
13 |
Методы генетики. Селекция, центры происхождения культурных растений. |
Методы генетики. Цели и задачи селекции. Одомашнивание, селекция. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Учение о центрах происхождения культурных растений. Гетерозис, гибридизация, отбор, порода, сорт. Виды отбора. Типы скрещивания. Отдалённая гибридизация у растений и животных. Искусственный мутагенез. Центры происхождения культурных растений. |
||
14 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Генетика и селекция» |
||
Эволюция. |
||||
15 |
Эволюционное учение Ч. Дарвина Развитие органического мира. Происхождение человека. |
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за существование, ее формы. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Развитие представлений о происхождении человека. Религия и наука о происхождении человека. Место человека в системе животного мира. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза. |
||
16 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Эволюция» |
||
Экология и учение о биосфере |
||||
17 |
Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Понятие о биосфере. |
История экологии. Предмет, задачи и методы исследований современной экологии. Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Биосфера – живая оболочка планеты. Понятие о биосфере. В.И.Вернадский. |
||
18 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Экология и учение о биосфере» |
||
Многообразие живых организмов |
||||
19 |
Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. |
Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Общая характеристика вирусов. Общая характеристика бактерий. Общая характеристика грибов. Микориза. Общая характеристика лишайников. |
||
20 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники» |
||
21 |
Подцарство низшие растения, водоросли. Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. |
Царства живой природы. Наука о растениях — ботаника. Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Группы царства Растения. Общая характеристика, строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком. |
||
22 |
Подцарство высшие растения |
Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные. Семейства класса Двудольные |
||
23 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство растения» |
||
24 |
Подцарство Простейшие (Одноклеточные) |
Зоология- наука о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Животные ткани, органы и системы органов животных. Многообразие и классификация животных. Систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными |
||
25 |
Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные, Черви |
Строение, жизнедеятельность и разнообразие кишечнополостных. Общая характеристика червей. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. |
||
26 |
Тип Моллюски. Тип Членистоногие: Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые. |
Многообразие и особенности строения моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Среды жизни, происхождение и особенности строения членистоногих. Охрана членистоногих. |
||
27 |
Тип Хордовые: |
Тип Хордовые: класс Ланцетники, Рыбы Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Общая характеристика, особенности строения и происхождения. |
||
28 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство животные» |
||
Человек и его здоровье. |
||||
29 |
Системы органов в организме человека |
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная и кровеносная система человека. Кожа и её производные |
||
30 |
Системы органов в организме человека |
Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы. Железы внутренней и внешней секреции |
||
31 |
Решение типовых заданий ОГЭ |
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Человек и его здоровье» |
||
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет |
||||
32 |
Решение типовых заданий ОГЭ (часть 1) |
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет |
||
33 |
Решение типовых заданий ОГЭ (часть 2) |
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет |
||
34 |
Резервное время |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях достижения результатов освоения основной образовательной программы.
Лабораторный инструментарий необходим для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуниативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
(таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов).
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Натуральные объекты:
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Чучела позвоночных животных
Рыба, голубь, сорока, крыса
Комплекты микропрепаратов
Ботаника I
Ботаника II
Зоология
Анатомия
Объёмные модели
Гидра
Строение корня
Строение листа
Стебель растения
Цветок
Рельефные таблицы
Строение лёгких
Магнитные модели-аппликации
Классификация растений и животных
Строение и разнообразие простейших
Строение и размножение гидры
Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня
Развитие насекомых с полным и неполным превращением
Разнообразие беспозвоночных
Развитие костной рыбы и лягушки
Развитие птицы и млекопитающего (человека)
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Демонстрационные
Для демонстрации водных свойств почвы
Для демонстрации всасывания воды корнями растений
Для обнаружения дыхательного газообмена у растений
и животных
Раздаточные
Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе
Лупа ручная
Лупа препаровальная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)
Штатив лабораторный (ШЛб)
Доска для сушки посуды
Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Спиртовка лабораторная литая
Печатные пособия
Демонстрационные
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»
Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уровни организации человеческого организма»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»
Портреты биологов
Раздаточные
Комплект таблиц «Разнообразие животных. Птицы»
Комплект таблиц «Разнообразие животных. Млекопитающие»
Комплект таблиц «Биосфера — глобальная экосистема.
Вмешательство человека»
Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды»
Дидактические материалы
Карточки с заданиями, тесты
Экранно-звуковые средства обучения
Учебные видеофильмы
«Анатомия — 1,2,3,4», «Биология — 1,2,3,4,5», «Первая медицинская помощь»
Слайд-альбомы
«Млекопитающие», «Птицы», «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся», «Человек и его здоровье», «Экология»
Транспаранты
«Зоология. Млекопитающие»
«Зоология. Птицы»
«Культурные растения»
«Размножение и развитие»
«Человек и его здоровье. Дыхание»
«Адаптация организма к средам обитания»
Литература:
Анатомия и физиология человека /Сост. Е.П. Сидоров. - М: МП «Поликоп» и СП «Маркетинг — 21», 1991.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2015, 2016 по биологии. - Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для подготовки основного государственного экзамена 2017 по биологии. - Федеральное государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».
Мамонтов С.Г. Биология: Справ. Издание. - М: Высшая школа, 1992.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. - М: Просвещение, 1994
Интернет-ресурсы
https://ege.yandex.ru/biology-gia/
http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-biologii.html
https://neznaika.pro/oge/bio_oge/
http://onlinetestpad.com/ru/tests/biology/oge