Подготовка к ОГЭ по английскому языку: эффективные приёмы успешного выполнения задания 35 (написание личного (электронного) письма в ответ на письмо-стимул).

1
0
Материал опубликован 27 July

Подготовка к ОГЭ по английскому языку: эффективные приёмы успешного выполнения задания 35 (написание личного (электронного) письма в ответ на письмо-стимул).


Государственная итоговая аттестация (ОГЭ) для учащихся 9 классов – это не просто испытание, а важный этап в жизни каждого школьника, возможность продемонстрировать свои знания, умения и способности, которые будут востребованы в дальнейшей учебе, профессиональной деятельности и в жизни в целом.

Важно отметить, что подготовка к экзамену по любому предмету требует от ученика не только усидчивости и дисциплины, но и развивает критическое мышление, аналитические способности и креативность. Для выпускника 9 класса, решившего сдавать ОГЭ по английскому языку, – это ещё и переход от школьного учебника к реальному миру, где владение английским языком становится ключом к успеху и самореализации в международном сообществе, путешествиях, изучении зарубежных материалов.

Экзамен по английскому языку не только проверяет уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации, но и повышает шансы на поступление в профильные классы с углубленным изучением иностранных языков, при условии получения 55 баллов и более.

Большое внимание в экзамене уделяется продуктивным умениям обучающихся – устной и письменной речи в рамках заданной коммуникативной ситуации. В этой статье хотелось бы поговорить о задании повышенного уровня сложности – задание 35 «написание личного (электронного) письма в ответ на письмо-стимул» и поделиться своим опытом работы над ним, разобрать его ключевые элементы с учётом методических рекомендаций и требования к формату и содержанию.
Задание 35 позволяет оценить уровень развития умений письменной речи и языковых навыков экзаменуемого, и одновременно показывает уровень его когнитивного развития, межпредметных знаний и метапредметных умений, а также демонстрирует умение выпускника расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, извинения, просьбу, используя материал тем, усвоенных в рамках изучения курса, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Работа над заданием 35 начинается со знакомства учащихся с Требованиями к оформлению личного электронного письма:

- строгое соблюдение объёма письма. Если объём письма менее 90 слов, то ответ на задание оценивается в 0 баллов по всем критериям. Если объём письма более 132 слов, то проверке подлежат только первые 120 слов.

- соблюдение норм неформального общения: использовать стяженные формы (don’t, I’ve и т.д.) вместо полных, употреблять речевые обороты, присущие данному типу общения, сокращения. Подсчет слов производится с первого слова в обращении (Dear) до подписи (имени отправителя):

- вспомогательные глаголы, артикли, предлоги считаются отдельными словами;

- числительные, выраженные цифрами и словами считаются как одно слово;

- стяженные (краткие формы): didn’t, I’m, they’ve – одно слово;

- сложные слова: washing-machine, English-speaking - одно слово;

- сокращения: UK, TV- тоже считаются как одно слово.

- правильное деление на абзацы, которые содержат следующие элементы: обращение, благодарность за письмо, ответы на вопросы, завершение письма, надежда на будущие контакты, завершающая фраза, подпись. Допускается три варианта оформления абзацев: 1) написание каждого нового абзаца с красной строки; 2) пропуск строки между абзацами; 3) красная строка и пропуск строки между абзацами. Каждый абзац представляет собой логически завершенный элемент.

- использование слов логических связок внутри абзацев и между ними;

- пунктуация: в конце предложений точка, после обращения запятая, а после подписи никакой знак препинания не ставится;

- нельзя смешивать американский (AE) и британский вариант (BE) написания слов (color (AE) - colour (BE), film (BE) – movie (AE), все-таки в рамках школьной программы изучается британский вариант.

После знакомства с требованиями к оформлению личного электронного письма очень важно проанализировать готовые письма (посчитать слова, обратить внимание на наличие стяженных форм, деление на абзацы, проверить правильность расстановки пунктуации). Для анализа можно использовать письма выпускников прошлого года, либо обратиться к Методическим материалам для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ по английскому языку (письменная часть) (далее Методические материалы).

Следующим важным этапом является знакомство учащихся со Структурой электронного письма.

Как и обычное письмо другу, электронное письмо состоит из следующих компонентов, которые должны быть расположены следующим образом:

1 абзац: обращение к другу по переписке (пишется слева);

2 абзац: благодарность за письмо и/или выражение радости от его получения пишется с новой строки – возможен один из этих элементов или оба вместе;

3 абзац: основная часть – ответы на поставленные вопросы в письме-стимуле, 1-2 предложения в ответ на каждый вопрос;

4 абзац: причина завершения письма (необязательный элемент и может быть использован как средство создания необходимого объема письма);

5 абзац: надежда на последующие контакты;

6 абзац: завершающая фраза пишется слева на отдельной строке;

7 абзац: подпись – это имя того, кто пишет письмо.


Схематично оформление письма выглядит следующим образом:


From: Ben@mail.uk

To: Russian_friend@oge.ru

Subject: Travelling

Обращение (ИМЯ друга по переписке), запятая

Благодарность за письмо и/или выражение радости от его получения.

Основная часть письма: ответы на 3 вопроса.

(Причина завершения письма).

Надежда на последующие контакты.

Завершающая фраза, запятая

Подпись (без знаков препинания)



При выборе клише для обращения, завершающей фразы и подписи важно следить за тем, чтобы они относились к неофициальному стилю общения, в противном случае при проверке будут сняты баллы за Решение коммуникативной задачи (РКЗ), аспект 6. Список рекомендуемых клише (фраз) можно найти в Методических материалах.

Каждый абзац необходимо так или иначе связать с помощью средств логической связи (In your e-mail you asked me about …, As you are interested inI’d like to tell you that … , In my opinion…, As for …, also, because, so, etc.).

При оформлении электронного письма важно соблюдать пунктуацию. На схеме выше главные моменты уже отмечены. При написании письма начало предложения пишется с заглавной буквы в конце ставится точка, восклицательный знак или вопросительный знак в зависимости от цели высказывания предложения. Обязательно наличие запятой после обращения и завершающей фразы, восклицательный знак здесь НЕ допускается. Не менее важное требование - после подписи (имени отправителя) никакой знак препинания не ставится.

Изучив структуру электронного письма, учащиеся анализируют готовые письма-образцы, выполняют упражнения на закрепление (например: «Перечислите основные компоненты личного электронного письма», «Расставьте предложенные абзацы в правильном порядке», «Дополните письмо недостающими фразами» и др.).

Отдельное внимание при подготовке учащихся к написанию личного электронного письма следует обратить на основную часть: ответы на вопросы. Необходимо повторить виды вопросов, время, в котором задан вопрос, наличие why? в конце вопроса, разобрать варианты вопросов из сборников заданий и с сайта ФИПИ. По данной теме мною разработаны дидактические материалы (упражнения, игры, тесты, онлайн-тренажёры).

После знакомства с требованиями и структурой написания личного электронного письма учащиеся переходят к Алгоритму работы с электронным письмом:

1. Прочитать письмо-стимул.

2. Выделить имя друга по переписке: оно находится в строчке задания. Выделять можно в КИМ.

3. Подчеркнуть и пронумеровать вопросы.

4. Продумать полный ответ на каждый из вопросов по 1-2 предложения.

5. Написать на черновик письмо, соблюдая установленные правила оформления.

6. Проверить ошибки.

7. Подсчитать слова.

8. Переписать на бланк № 2.

При работе с алгоритмом важно озвучить рекомендации по распределению времени на выполнение задания 35:

5 минут – прочитать письмо и выделить необходимые пункты в письме-стимуле: имя получателя, вопросы, на которые необходимо ответить;

15 минут – написать письмо, проверить орфографические и пунктуационные ошибки, посчитать количество слов, внести исправления при необходимости;

5 минут – переписать письмо на бланк № 2;

5 минут – финальная проверка перед сдачей.

Из практики подготовки: время выполнения значительно уменьшается, благодаря систематической тренировке в написании писем.

Вместе с учащимися можно выполнить первые 3 пункта алгоритма, а затем предложить им самостоятельно написать личное электронное письмо в ответ на письмо-стимул. Готовые письма проверяются с помощью критериев оценивания и вносятся в дополнительную схему оценивания. При этом учащиеся могут выполнять эту работу в парах (обмениваться письмами), либо совместно, под руководством педагога, разобрать отдельные письма и оценить их.

Успешное выполнение задания 35 на ОГЭ по английскому языку – это результат комплексной подготовки, которая включает в себя не только знание грамматики и лексики, но и развитие навыков письменной коммуникации. Важно уметь анализировать письмо-стимул, строить логичные и связные ответы, выражать свои мысли ясно и убедительно, использовать правильную структуру и формат личного письма.

Систематическая практика и постоянное совершенствование своих навыков в написании личного электронного письма помогут уверенно выполнить это задание на максимальный балл.

Список литературы:

1. Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2024 года АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (письменная часть) / Авторы-составители: М.В. Вербицкая, И.А. Басова, К.С. Махмурян.

2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года по английскому языку.

3. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

4. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году основного государственного экзамена по ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

5. ОГЭ 2024. Английский язык. Письмо. Сборник тестов. / Гаджиева М.Н. Меджибовская Е.А и др. – Москва: Издательство «Титул», 2024.

6. Английский язык : новый полный справочник для подготовки к ОГЭ / О.В.Терентьева, Л.М. Гудкова. — Москва: Издательство АСТ, 2019.

7. Английский язык: тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА): учебное пособие к УМК серии «Английский в фокусе». 5 класс. 6 класс. 7 класс. 8 класс. 9 класс. / Ю. Е. Ваулиной, О. Е. Подоляко — Москва: Просвещение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации