12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна46856
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
23

Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Занятие № 2 для учащихся 9-11 классов. Морфемика и словообразование. Суффиксы слов разных частей речи.

Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Занятие № 2 для учащихся 9-11 классов. Морфемика и словообразование. Суффиксы слов разных частей речи.


Цели занятия: разобрать трудные случаи морфемного анализа слова, в частности, выделение суффиксов в словах разных частей речи, трудные случаи суффиксального способа словообразования.


1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

-Одинаковые ли суффиксы в словах каждой из строк? С какими трудностями вы столкнулись? (Разбор заданий)

Скромничать, бездельничать, жадничать, кокетничать

Чествовать, философствовать, бедствовать, содействовать

Мечтательный, решительный, питательный

Ключи

Скромн-ича-ть, бездель-нича-ть, жадн-ича-ть, кокет-нича-ть

Чест-вова-ть, философ-ствова-ть, бед-ств-ова-ть, содей-ств-ова-ть

Мечт-а-тель-н-ый, реш-и-тельн-ый, пит-а-тельн-ый

3. Лекция учителя с элементами беседы, морфемным и словообразовательным разбором.

-Сегодня мы попытаемся разобрать слoжныe cлyчaи мopфeмнoгo paзбopa, связанные с определением суффиксов. Вы уже убедились, что выделять суффиксы часто бывает непросто. Что для этого нужно знать?

Первое, самое простое правило, которому учат еще в начальной школе: нужно выделить окончание и корень, а то, что будет между ними, и есть суффикс.

Однако в слове может быть не один, а два, три и даже более суффиксов. В этом случае нужно составить словообразовательную пару (как минимум), а лучше- словообразовательную цепочку. Тогда все суффиксы будут видны. Приведем примеры.

Играть → выиграть → выигрыш → выигрышный → выигрышно

выигр-ыш-н-о

гармония→гармоничный→гармоничность

гармон-ичн-ость

Также необходимо знать историю [j] в суффиксах разных частей речи. Какой, например, суффикс в слове преображение, умиление, плавание, бронирование? Если мы вспомним, буква Е во всех трех словах означает два звука, один их которых - [j]. Получается преображениjе, умилениjе, плаваниjе, бронированиjе. -Ениj и ниj– это суффиксы, с помощью которых образуются отглагольные существительные.

При морфемном разборе необходимо помнить и о чередовании. Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «кисточка», «записочка». Внешне слова похожи. Но вот возможно ли у них выделить общий суффикс -очк-? Решим эту лингвистическую задачу. Слово шапоч-к-а образовалось от шапка (к//ч, беглая гласная «о» в корне); кист- очк-а от кисть, запис-оч-к-а от запис-к-а (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»). Таким образом, получается: шапоч-к-а, кист-очк-а, запис-оч-к-а

Немаловажным в морфемике является и знание суффиксов, характерных для той или иной части речи. Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий; суффиксы -ак, -як, -анин, -янин, -ец, -ич образуют названия жителя города, местности, страны, суффиксы -ость, -есть, -от образуют названия признака или свойства. свойственный чему-либо. У прилагательных суффикс –н значит относящийся к чему-либо, суффикс –ан значит состоящий из чего-либо, суффикс –ин - имеющий что-либо. Суффикс –еньк, -оньк образует слова с уменьшительно-ласкательным значением, -оват - обладающий малой степенью признака, -ист - имеющий что-либо в большом количестве. Значение длительного, повторяющегося действия у глаголов передается при помощи -ива- (-ыва-), а значение однократного, законченного действия -при помощи суффикса -ну-. Это распространенные суффиксы, значение которых известно всем школьникам среднего звена. Однако существуют суффиксы, не так часто встречающиеся в учебниках по русскому языку. Поговорим о некоторых из них.

Суффиксы существительных


суффикс

значение

примеры

-аж

Подвижный признак, характеризующийся единицей измерения,

названия занятий лиц, собирательные понятия.

Демонтаж, километраж, метраж, инструктаж, массаж, монтаж, персонаж, пилотаж, репортаж, шпионаж.

-ант

Лицо по роду деятельности, лицо — объект действия; лицо — участник совместного действия, лицо по отношению к месту работы или учебы.

Арестант, квартирант, дипломант, музыкант, фабрикант, коммерсант, конкурсант, курсант, лаборант, мигрант.

-евич,

-ович

Значение лица, которое имеет родственное отношение к тому, кто назван мотивирующим именем существительным.

Сергеевич, королевич, царевич, цесаревич

-емент

Действие или предмет, который характеризуются действием, названным мотивирующим глаголом

Абонемент, аккомпанемент, ангажемент

-ень

Значение предмета, который характеризуется действием, названным мотивирующим глаголом, разговорные названия лиц, природные явления.

Плетень, пролежень, ставень, студень, ступень, баловень, оборотень, слизень, оползень.

-енци

Значение процессуальности действия, названного глаголами, от которых соответствующие имена существительные образованы (интерференция, конкуренция). стилистически сниженные синонимы имен существительных, от которых они образованы.

Конкуренция книженция, собаченция, старушенция, штукенция

-орий

Помещение, предназначенное для действия, названного мотивирующим именем существительным.

Инкубаторий, ингаляторий, крематорий, лекторий, профилакторий.

-чин

Значение предмета, который характеризуется признаком, названным мотивирующим именем прилагательным.

Азиатчина, мужчина, рекрутчина, ржавчина, складчина.

-ын

Значение отвлеченного признака, самки животного, признаки, отвлеченные от предметов.

Жарынь, светлынь, теплынь, гусыня, гордыня, святыня, твердыня, милостыня.

-ышек

Значение субъективной оценки с уменьшительно-ласкательным значением

Колышек, воробышек, клинышек.

Суффиксы прилагательных


-арн

Значение признака, качества или свойства, характеризующееся отношением к тому, что названо мотивирующим словом.

Каникулярный, дисциплинарный,

комплементарный, легендарный, суммарный, сценарный, коронарный, фрагментарный. элементарный

-аст

Значение внешних качеств человека, аксессуаров его внешности.

Головастый, губастый, зубастый, коренастый, мордастый, очкастый, скуластый, цветастый.

-ешн

Значение временного признака, характеризующегося отношением к тому, что названо мотивирующим словом.

Утрешний, теперешний

-орн

Значение признака, который характеризуется отношением к предмету, действию или свойству, названному мотивирующим словом

Иллюзорный, рефлекторный, секреторный

-чат

Имеющий в большом количестве, сделанный по образу того, что названо мотивирующим словом, характеризующийся способностью проявить действие или склонный к действию, названному мотивирующим словом со значением: состоящий из стольких частей, сколько названо мотивирующим словом

Бревенчатый, бугорчатый, пузырчатый, дымчатый, лапчатый, репчатый, решетчатый, рассыпчатый, ступенчатый.

Суффиксы наречий

-енечко,

-онечко,

-очку,

-ешенько

-ышком

Экспрессивно- ласкательное значение

Хорошенечко, легонечко. тихонечко, умнешенько, белешенько, рядышком, внакидочку, внакладочку, вприсядочку, наизнаночку, спозараночку, чуточку.

-иком

Значение признака, названного мотивирующим словом

Босиком, прямиком, целиком.

-ком

Значение процессуального признака, названного мотивирующим глаголом с экспрессивным ласкательным значением.

Пешком, битком, тайком, мельком, силком, тишком, ползком, гуськом, рядком.

Суффиксы глаголов

-ирова

Значение действия, которое соотносится с тем, что названо словами, от которых с глаголы образованы

Визировать, газировать, группировать, маскировать, протезировать, маркировать, рекламировать, бронировать, пилотировать, зондировать, активировать, хлорировать складировать, нокаутировать.

-ича

Значение непереходных глаголов несовершенного вида - быть или вести себя, проявляя признак, который назван мотивирующим словом.

Нежничать, подличать, наивничать, солидничать

-ка

Значение: произносить или воспроизводить то, что названо мотивирующим словом.

Акать, аукать, выкать, дакать, каркать, мяукать, ойкать, окать, тявкать, якать, тыкать.

-нича

Значение занятий, поступков, часто отрицательных

Хозяйничать, обезьянничать, садовничать, лентяйничать, обезьянничать, лакейничать, лентяйничать, малодушничать.

-ну

Значение мгновенности, моментальности, постепенного усиления какого-л. Состояния.

Слепнуть, глохнуть, сохнуть, дернуть, охнуть, виснуть, вязнуть, сдохнуть, мёрзнуть.

4. Проверка понимания (решение и разбор олимпиадных задач)



Упражнение 1. «Четвертое лишнее»

А) перинка, тростинка, заминка, соломинка

Б) вершинка, волосинка, грустинка, трещинка

В) травинка, слезинка, бусинка, посудинка

Г) горошинка, морщинка, трещинка, песчинка

Упражнение 2. «Четвертое лишнее»

А) красотка, грамотка, трещотка, чесотка

Б) глотка, идиотка, сиротка, махотка

В) весточка, дамочка, строчка, вербочка

Г) звездочка, косточка, колбочка, булочка

Упражнение 3. В каком слове нет суффикса -нича-?

А) Бездельничать

Б) малодушничать

В) нежничать

Г) хозяйничать

Упражнение 4. В каком слове нет суффикса -чик-?

А) Пальчик

Б) разведчик

В) блинчик

Г) вагончик

Упражнение 5. Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи.

Думать —> задумать—>…..—>задумчивость

Упражнение 6. Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи.

Петух —> …..—>по-петушиному

Упражнение 7. Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?

А) аптека → аптекарь = пес → ?

Б) желтый → желтоватый = медный → ?

В) играть → игральный = сушить → ?

Г) баян → баянист = валторна → ?

Упражнение 8. Какое из слов по составу не похоже на остальные?

Неопределенность, верность, жадность, полость, скромность.

Ключи

1. А-заминка, Б-грустинка, В-слезинка, Г-песчинка

2. А-грамотка, Б-махотка, В-строчка, Г-булочка

3. В (нежничать)

4. А (пальчик)

5. Задумчивый

6. Петушиный

7. А-псарь, Б-не имеет решения, В-сушильный, Г-валторнист

8. Полость





Использованная литература

1.Cлoжныe cлyчaи мopфeмнoгo paзбopa. https://sostav.textologia.ru/statyi/slozhnie-sluchai-morfemnogo-razbora/7116/?q=1035&n=7116

2. Русский язык без проблем. Значения суффиксов. https://grammatika-rus.ru/glavnaya/morfemnyj-razbor/slovoobrazovatelnyj-analiz/znachenie-suffiksov/

3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. –М.: Цитадель-трейд, 2007.-576 с.



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (5)

Ирина Владимировна Казарцева, 19.08.22 в 04:14 3Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за ресурс!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.08.22 в 08:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Ирина Владимировна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 19.08.22 в 07:19 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.08.22 в 08:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 19.08.22 в 09:23 0Ответить Пожаловаться
ЗдОрово, Вера Сергеевна! Пригодится не только для подготовки к олимпиаде! Спасибо!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.