12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна2846
Россия, Смоленская обл., Тюшино
4

Дидактический и наглядный материал к уроку «Подготовка к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» в 6 классе



Стригачева Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тюшинская СОШ»

Дидактический материал к уроку по подготовке к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»

Прочтите текст. Найдите предложение (предложения), в котором заключена основная мысль текста. Составьте его план.

Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.

Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше.

Французский художник Монэ приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. Работал Монэ в обыкновенный лондонский туманный день. На картине Монэ готические очертания аббатства едва выступают из тумана. Написана картина виртуозно.

Когда картина была выставлена, она произвела смятение среди лондонцев. Они были поражены, что туман у Монэ был окрашен в багровый цвет, тогда как даже из хрестоматий было известно, что цвет тумана серый.

Дерзость Монэ вызвала сначала возмущение. Но возмущавшиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в туман и впервые заметили, что он действительно багровый.

Тотчас начали искать этому объяснение. Согласились на том, что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма. Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома.

Но как бы там ни было, Монэ победил. После его картины все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник. Монэ даже прозвали «создателем лондонского тумана». (К.Г.Паустовский)

(Слайд1 – картина К.Монэ «Вестминстерское аббатсво»)

Прочтите стихотворение и данную ниже миниатюру. Что объединяет два произведения? Согласны ли вы с этим?

Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мертвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов.
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий! (Н.Браун)

Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и синий. Другой доказывал, что синий снег – это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый как… снег.

В этом же доме жил Репин. Пошли к нему разрешить спор. Репин не любил, когда его отрывали от работы. Сердито он крикнул:

– Ну, чего вам?

– Какой бывает снег?

– Только не белый! – и захлопнул дверь. (В.Солоухин)

Прочитайте текст. Какие особенности вы в нём можете отметить? Приходилось ли вам бывать в похожей ситуации, наблюдать нечто необычное в природе?

Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на березах (сиреневатые березовые стволы), сиреневыми были облака - там, где должно было с минуты на минуту показаться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небо сиреневый солнечный шар. Но, вопреки возможному, солнце вышло ярко-красное, и все в мире порозовело, покраснело: щелкнули выключателем, и зажегся другой фонарь, теперь уже с багровым абажуром. 

(Слайды 3-9 – фотографии с изображением необычайных цветовых эффектов в природе)

Прочитайте рассказ о художнике и его картинах.

Николай Петрович Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа – родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 г. Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком.
Н.П. Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. Он создает свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность. Ученик В. Серова, друг К. Коровина, он с юношеских лет впитывал в себя все то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами нашего реалистического искусства; продолжал традиции А. Куинджи и И. Левитана. Н.П. Крымов вошел а историю русского и советского искусства как поэт русской природы, той, среди которой мы живем и трудимся. В пейзажах Крымова ощущается глубокая любовь к русской природе, к Родине, любовь, которую он умеет передать нам, зрителям. Мы ценим Н.П. Крымова за правдивость, за тонкую лиричность передачи трепетной жизни, разнообразных состояний природы. В его солнечных картинах громко звучит радостное утверждение жизни, красоты нашей великой Родины, счастья жить на нашей земле. Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особой силой проявилось умение Крымова запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображенной в картине «Зимний вечер» (1913 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию ее состояния: покой и умиротворенность, которые наступают в предвечерний час.

(Слайды 10-15 картины Н.П.Крымова)

5.Рассмотрите картину. Запишите материалы к сочинению по следующим вопросам (слайды 16-17):

Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер?

Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

Что с первого взгляда привлекает в картине?

Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине?

Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

Какими изобразил художник деревья?

В чем особенности построения (композиции) картины?

Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера?

Что вы чувствуете вы и о чем мечтаете, когда смотрите на этот пейзаж?

6. При необходимости воспользуйтесь следующими материалами:

Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской природы…

Изобразил, сумел передать, передаёт, воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, использует, добивается передачи, достигает. Подчёркивает, стремится утвердить, поражает, вложил в картину…

Картина, полотно, холст, пейзаж…

Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, напоминает, раскрывает, даёт возможность…

Вызывает впечатление, передаёт ощущение (чего?), вся пронизана (чем?), звучит как (что? гимн красоте и т.п.), доставляет зрителю (что? радость и т.п.), пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу (каких?) картин…

На переднем плане мы видим (показаны)…

Вдали (на заднем плане, в глубине картины) тянется (виднеется, расстилается, показываются)…

Вид (чего?) представляет собой (какое?) зрелище...


Презентация к уроку
PPTX / 1.59 Мб

Опубликовано в группе «Уроки развития речи. Как это сделать интересно?»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 31.03.18 в 09:52 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна, полезный материал!
Стригачева Татьяна Николаевна, 31.03.18 в 15:14 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Вера Сергеевна! Приятно ваше внимание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.