12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Ольга Александровна193
Россия, Пермский край, Пермь
8

Конспект урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»»

Кузнецова Ольга Александровна

Урок развития речи по русскому языку

Класс: 5 «Д».    

Тема урока:  Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Основные понятия: «описание предмета», «описание картины», «натюрморт».

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация,  репродукция картины  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», музыка: С.Рохманинов пьеса «Сирень», П.Чайковский «Фея сирени» из балета «Спящая красавица»,  стихотворение Р.Рождественского «Сирень».

Литература:

ü  Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015

   

         Цель урока: Подготовиться к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», научиться описывать изображённый «поэтический» предмет, используя средства выразительности.                  

      

         Задачи урока:

v  закрепить понятия «описание картины», «описание предмета», «натюрморт»;

v  научиться  «видеть» картину, уметь отбирать  и систематизировать материал;

v  научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);

v  повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;

v  воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

v   расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

 

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- дать понятие натюрморта;

- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать текст-описание.

 

3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

 

4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в  парах, индивидуально;

- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

 

Ход урока

 

В этом букете все цветет, живет и радуется.
П.Кончаловский.

 

1 этап. Организационный момент.                               

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке!

Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с  описанием.

- Какие бывают типы речи и что характерно для каждого из них?

(Повествование, описание, рассуждение)

- Давайте вспомним,  с какими картинами известных художников мы познакомились в этом году? (Алексей Пластов «Летом», Ф.Решетников «Мальчишки», Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

 

2 этап. Актуализация знаний.                                                                           

Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете чуть позже. Я думаю, что вы сами догадаетесь и определите тему и цели нашего урока. Запишите число в тетради.

 

Объяснительный  словарный диктант (работа у доски)

Задание: подчеркнуть орфограммы.

Бледно-розовая, сиреневый аромат, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы, зелененькие с тонкими прожилками листья, плетёная корзина.

 

3 этап. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Сформулируйте тему урока.

Совершенно верно, сегодня мы будем работать над развитием речи и описывать картину П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Давайте попробуем сформулировать цели и задачи урока (ответы учащихся).                           

 

 

Легенда о происхождении сирени

Существует много красивых легенд о происхождении сирени.

Например, скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй.

Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.

Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами.

Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень.

 

    Работа с толковым  словарём учебника.

ЛИЛОВЫЙ  - цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.

Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном  стихотворении:

«Сирень»

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов

разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

 

 4 этап.  Знакомство с творчеством художника.

Родиной сирени считается Малая Азия, Персия. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Её выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.

            Многие русские художники любили изображать сирень на своих полотнах. Одним из таких художников был Петр Петрович Кончаловский - российский живописец,  народный художник России (1946), действительный член академии художников  СССР (1947).

            Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Его картины  полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.       

 

 Натюрморт  –  от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт -  это один из жанров живописи.

                    

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

 

            "Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. ...Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".

 

Вывод: Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.  Художник писал картины так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат.

 

 

5 этап. Беседа  по картине. Составление кластера.

            П.П.Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.

Художник  писал цветы так,  что,  кажется, они сохраняли не только свежесть своих красок, но и свой аромат.  Но давайте всё же обратимся к предмету нашего разговора.

           

Беседа по картине (используя материал упр.457  стр. 43).

Можно воспользоваться иллюстрацией на вкладыше учебника.

1)      Рассмотрите картину  внимательно, обратите внимание на обилие цветов. Сумел ли художник показать, что сирень свежая? (На картине изображена очень свежая  сирень. Кажется, что её только срезали и принесли из сада).

2)      Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная).

3)      С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

4)      Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая).

5)      Опишите грозди сирени. (Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени ).

6)      Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображенному? (Изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная).

7)      Листочки какие? (Внизу, вверху темно-зелёные,  справа светло-зеленые с золотистым оттенком).

8)      Опишите корзину,  в которой стоит сирень (Плетеная из ивовых прутьев).

9)      На каком фоне изображена сирень? (Основной фон картины серо-коричневый).

10)  Почему автор выбрал такой фон? ( На этом фоне хорошо выделяются яркие цвета, которыми написана сирень).

11)  Почувствовали ли вы восхищение  художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? (Ответы детей.)

Заполнение таблицы

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

            Вывод: П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельно лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Мы чувствуем восхищение художника щедрой природой, чувствуем его любовь к ней.

6 этап. Составление плана. Написание чернового варианта сочинения.

- Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. План составляется самостоятельно, а  затем мы обсудим пункты плана. 

                                                                                                         

1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2.  Чудесный букет сирени.

    а) гроздья, листья, ветки, цвет;

    б) описание корзины;

    в) фон картины, его роль.

 3.  Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

           

            А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.

Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.

 

7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.    

  Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось...

Для  меня было трудным...

Я  научился...

Я  узнал....

8 этап. Сообщение домашнего задания.             

Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.