Статья на тему «Подготовка ребёнка к школе»
« Подготовка ребенка к школе»
Грязнова Ирина Сергеевна
первая квалификационная категория.
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться - считал детский психолог Л.А. Венгер.
Приближается то время, когда ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у нас воспитателей возникает много работы. Каждый ребенок индивидуален, одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно эмоционально, психологически, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
С детьми, посещающими мою группу я работаю уже три года. На пороге школы понимаю, что от воспитателя в вопросе подготовки детей зависит очень многое, и самое главное развить в ребенке мотивацию и познавательный интерес. При проведении в течение дня непосредственно-образовательной деятельности, игровой деятельности, экскурсий, самостоятельной деятельности я формирую у воспитанников мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Уже в начале работы подготовительной группы мною даны рекомендации родителям:
Что нужно знать, чем занимаясь с ребенком дома?
«Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Большую помощь родителям окажут различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц.
Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.
Так же во время домашних занятий я рекомендую включать игры на развитие памяти:
Для запоминания можно использовать как карточки с рисунками - конкретными или абстрактными, с изображениями геометрических фигур разного цвета и формы, так и сюжетные картинки. Помимо памяти, в ходе использование карточек со стилизованными графическими изображениями у детей развивается ассоциативное воображение.
Игры на развитие внимания могут быть такими: правильно расположить предметы в клеточках рядов по данному образцу; найти десять отличий на двух с первого взгляда одинаковых рисунках; найти среди четырёх пар изображений с минимальными отличиями одинаковые пары. Благодаря целенаправленному руководству взрослых во время игры, у детей развивается наблюдательность, позволяющая за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик. В процессе занятий с использованием таких игр способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается. Игровые методики развития движений рук способствуют и формированию аккуратности, сосредоточенности, усидчивости.
Игровые моменты особенно хороши наличием определённой интриги, увлекающей ребёнка при выполнении задания. Например:
- дорисовать вторую половину предмета, обвести предметы по точкам, начиная от точки, не отрывая руки;
- выполнить действия (4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево), чтобы получились рисунки — и определить, что же получилось в итоге;
- раскрасить только те нарисованные рядом с предметом геометрические фигуры, из которых этот предмет состоит; нарисовать геометрические фигуры, на которые похожи предметы;
- сделать все предметы одинаковыми, дорисовав недостающие детали; продолжить ряд, рисуя по клеточкам, уловив предварительно закономерность расположения фигур.
С помощью игр на развитие движений рук можно развить и пространственное воображение, и ориентацию в пространстве, и словарный запас, давая ребёнку задание нарисовать предметы в определённых местах листа: в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, между, и т. п.
Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки.
Математические игры: Рисуем плакат с цифрами от 1 до 20, выполненными разными шрифтами и разных размеров и цветов. Задание: посчитать от 1 до 20 по порядку, затем от 20 до 1.
Подбираем или рисуем картинки, на которых можно что-нибудь посчитать: воздушные шарики, ель с шишками, лист рябины, божью коровку, лук со стрелами, аквариум с рыбками, клумбу с цветочками и т.п. Затем просим ребёнка определить, что можно посчитать на этих картинках, и, соответственно, сосчитать, разложив маленькие карточки с цифрами около каждой картинки. Можно внести в эту игру элемент соревнования, если взять несколько картинок и предложить их нескольким участникам - кто быстрее и правильнее сосчитает всё, что можно, на этой картинке.
Создать из подручных материалов «сюжет» для задачи или подобрать подходящую картинку с таким сюжетом. Задание ребёнку: придумать задачу и решить её с помощью специально изготовленных карточек с цифрами и математическими знаками.
Нарисовать на карточках или подобрать изображения разных предметов, очертаниями похожих на различные геометрические фигуры: мобильный телефон (прямоугольник), картина в квадратной рамке (квадрат), круглые часы, тарелка (круг) и т.п. На других карточках изобразить эти геометрические фигуры. Задание: разложить карточки с фигурами в соответствии с изображениями предметов.
Такая весёлая математика поможет ребёнку не только в развитии элементарных математических представлений, но и в развитии речи и творческого мышления, в освоении окружающего мира, так как любая развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы ребёнка в целом. Именно поэтому педагоги и психологи рекомендуют заниматься с ребёнком подготовкой к школе комплексно, в системе, а не время от времени. Очень важна здесь помощь заботливого взрослого, который вовремя заметит те моменты, которые следует «подтянуть», чтобы ребёнок пошёл в школу готовым к новому витку развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт - Петербург, 1997.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе.
Зайцева И.А. Подготовка детей к школе. –
Санкт- Петербург, 2010.