12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ткачева Лариса Анатольевна36
Россия, Новосибирская обл., п. Краснообск Новосибирского района

Траектория подготовки к самообучению

 

Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию начинаю с умения создавать различные виды конспектов. При изучении параграфа вместе читаем по абзацам, выделяем главное, формулируем тезис (иногда из предложения параграфа, а иногда перефразируя его), записываем в тетрадь. Причем обращаю внимание на оформление, которое играет важную роль в представлении информации.

Подача материала может быть и в более емкой форме, тогда учимся преобразовывать текст в таблицы, схемы, графики. Сразу возникает желание представить эти объекты на практике в виде текстового документа, электронной таблицы или презентации.

         Следующим этапом является решение задач как путешествие по теоретическому материалу: внимательно читаем условие, определяем понятия, находим их в изучаемом параграфе, просматриваем примеры задач, приведенные в теме, придумываем свои способы решения.

Проработка нового теоретического материала происходит эффективнее при составлении вопросов к теме самими учащимися (это может быть и в виде кроссвордов). Грамотно сформулированный вопрос учителю по практическому заданию позволяет осознанно применять понятийный аппарат предмета информатика. Иногда правильно сформулировав вопрос, учащийся самостоятельно находит на него ответ. Учителю стоит только уточнить некоторые моменты, задать наводящие вопросы.

Задачи на сравнение и сопоставление становятся ступенькой к анализу информации и формулированию самостоятельных выводов.

Работа с инструкциями к практическим занятиям – это самостоятельное изучение темы на этапе старшей школы. Владение этим умением позволит продолжить самообучение в реальной жизни выпускника.

Планировать - это значит, брать на себя ответственность за потраченное время. Приступая к изучению новой темы, намечаю себе и учащимся направления:

  • Смысл – зачем это надо.
  • Цель – как достичь чего-то.
  • Задача - должна цеплять.
  • Творческое задание - полет фантазии.
  • Организационное задание - проанализируй ошибки, поставь цель, какими способами и с какой точки можно изучать тему, в какой последовательности.
  • Исследовательское задание - исследуй содержание, задай вопрос, что ты предложишь для исследования.

Проектируем уроки вместе с учащимися:

  1. Ассоциации, возникающие по отношению к названной теме.
  2. Смайлики - какие эмоции вызывает тема.
  3. С чего можно начать изучение темы?
  4. Составь темы главы в определенном для себя порядке.
  5. Что получилось?

Таким образом, планирование учебной деятельности становится личностно-значимым для обучающихся.

Осмысление – это  приращение этапов познания. Приучаю ребят к рефлексии по концу года, по итогам проверочной работы за тему, по результатам защиты учебного проекта. Для построения траектории обучения  конкретного класса, на начало учебного может быть добавлена рефлексия учащихся. Анализируя темы курса и свои знания по информатике, им требуется заполнить таблицу, отвечая на вопрос: помню - не помню, знаю – не знаю, хочу узнать. Данные таблицы учитываются при планировании количества часов, отводимые на конкретные темы курса.

Такова траектория приемов, которыми я пользуюсь при формировании УУД на уроках информатики.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.