Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Мое село».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР.
Тема: «Мое село».
Актуальность темы.
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о селе Варна. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие памяти, внимания, общих речевых навыков, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание любви к своему селу.
Методы, приёмы, средства: беседа, упражнение, вопросы, указания, поощрения, объяснения, игровые приёмы.
Предварительная работа. Заучивание приветствия, физминутки, экскурсия по селу
Оборудование. Презентация «Родное село», мяч.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед начинает занятие, дети стоят в кругу.
Л: Хорошо, что солнце светит? | Изображают солнце |
Д: Хорошо! | Хлопают в ладоши |
Л: Хорошо, что дует ветер? | Изображают ветер |
Д: Хорошо! | Хлопают в ладоши |
Л: Хорошо идти с друзьями? | Шагают |
Д: Хорошо! | Хлопают в ладоши |
Л: Хорошо прижаться к маме? | Обнимают себя |
Д: Хорошо! | Хлопают в ладоши |
Л: Хорошо там, где наш дом? | Изображают дом |
Д: Хорошо! | Хлопают в ладоши |
Л: Хорошо в краю родном? | Разводят руки в стороны |
Д: Хорошо! | Выставляют большие пальцы |
Основная часть.
Л: Мы с вами живем в большой стране. Как называется наша страна? (Россия)
Л: Как можно назвать людей, которые живут в России? (Россияне)
Л: Россия – наша Родина, наш большой общий дом. У каждого человека есть родной край, место, где он родился и живет. Это его малая родина. Как называется наша малая родина? (Дети называют село).
Л: Как называют жителей Варны? (Варненцы).
Л: Почему наше село называется Варна? (В честь взятия русскими войсками болгарской крепости Варна в 19 веке во время русско-турецкой войны).
«Узнай на слайде уголок Варны».
Л: Ребята, посмотрите внимательно на экран, я вам буду показывать известные места нашего села, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место и сказать, как оно называется.
Слайд № 1. Л: Что это? (Детский сад)
Л: Для чего нужен детский сад?
Слайд № 2. Л: Что это? (Почта)
Л: Для чего нужна почта? Свой ответ начните так: Почта нужна для того, чтобы…
Слайд№ 3. Л: Что это? (Аптека).
Л: Для чего нам в селе нужна аптека?
Слайд №4 . Л: Что вы видите на фотографии? (Больница).
Л: Для чего нам нужна больница? Напоминаю, что ответ вы строите так: Больница нужна для того, чтобы…
Слайд№ 5. Л: Что вы видите теперь? (Стадион).
Л: Чем занимаются люди на стадионе?
Слайд № 6. Л: Где еще в Варне можно заниматься спортом? (Бассейн, спортивная школа).
Слайд№7 . Л: А это что за интересный дом? (Библиотека).
Л: Почему библиотеку называют книжкин дом?
Слайд №8. Л: Где мы можем в нашем селе посмотреть концерт, фильм? (Дом культуры «Планета»).
Слайд № 9. Что это? (Сельхозтехника).
Л: Что здесь производят?
Слайд№10 . Л: Что за производство на следующем изображении? (КХП)
Л: Что выпускают на нашем комбинате?
Слайд №11 . Что за исторический памятник изображен на гербе нашего района? (Башня Тамерлана).
Л: Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.
Динамическая пауза.
Мы по селу гуляем, | Шагаем |
За природой наблюдаем. | Повороты головы вправо и влево |
Вверх на солнце посмотрели | Смотрим вверх |
И нас лучики созрели. | Руки вверх, шевелим пальцами |
Птички в домике сидят. | Присели |
Птички по небу летят. | Махи руками. |
Л: Мы с вами по селу гуляли, скажите, какие улицы есть в нашем селе? (Улица Октябрьская, Спартака, Матросова, Русанова, Гагарина, Пограничная и т.д.)
Игра «Скажи наоборот»
Длинная улица – короткая улица.
Узкая улица – широкая улица.
Чистая улица – грязная улица.
Старинная улица – современная улица.
Ближняя улица – дальняя улица.
Светлая улица – темная улица.
Городская улица – сельская улица.
Зимняя улица – летняя улица.
Л: Какое замечательное у нас село. Здесь есть школы и детские сады, Дом культуры и библиотека, зеленый парк и красивые памятники. Можно целый день гулять и любоваться его красотой.
Игра с мячом «Раздели на слоги».
Детям предлагается встать в круг.
Л: Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть достопримечательности нашего села, вы будете ловить мяч и делить это слово на слоги.
«Планета», элеватор, сельхозтехника, парк, стадион, мемориал, Тамерлан, вокзал, «Тополек», родник.
Игра «Продолжи предложение».
(Логопед начинает предложение, ребенок продолжает его.)
Я пойду в музей, …. чтобы увидеть старинные предметы.
Я пойду в парк, …чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в кинотеатр, … чтобы посмотреть интересный мультфильм.
Я пойду в библиотеку, … чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, …чтобы учиться играть на баяне.
Игра «Я знаю свой домашний адрес».
Логопед предлагает ребятам встать в круг и поиграть с мячом. Мяч передается по кругу, когда музыка останавливается, ребенок, у которого в руках оказывается мяч, называет свой домашний адрес (игра проводится под музыкальное сопровождение).
Л: Варненцы любят свое село и прославляют его в стихах, слагают песни.
Послушайте стихотворение «Уральская Варна» С.Гусельникова (читают 3 детей).
Подведение итогов.
Россияне гордятся своей страной, хотят видеть её сильной и богатой. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего сделать для России. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и родных, не будете ссориться, будете любознательными, будете бережно относиться к нашей природе. Ребята вы прекрасно поработали на занятии, показали, что хорошо знаете наши достопримечательности, мы и дальше будем знакомиться с нашей Варной.