Статья «Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Экономика»: нормативные основания и методика реализации»
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) [1; 2; 3] организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [5].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [4].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.
Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам [7].
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Экономика».
Основная часть
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, требования ФГОС ОО к предметным результатам.
Целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по направлению «Экономика» является:
- усовершенствование установленных требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Экономика» с учетом современных тенденций социально-экономического развития государства, целевых ориентиров развития образования и необходимости формирования у учащихся комплексной научной картины мира;
- конкретизация установленных требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Экономика».
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [6]:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»[1];
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [2];
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [3];
- Приказ Минобрнауки РФ от 02.04.2009 N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта».
Экономика является одной из ведущих сфер жизнедеятельности современного государства. Как учебный предмет экономика занимает особое место в общем процессе школьного образования. Ее изучение формирует миропонимание, целостную картину российской и мировой экономической науки, учитывающую взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современной ситуации и роли России в мире.
Учебный предмет «Экономика» является интегрированным, включает достижения различных наук (обществознания, математики, истории, правоведения, социологии), что позволяет обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере.
Экономическое образование помогает понимать исторические и современные социально-экономические процессы и вносит вклад в формирование компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования, а также в освоение навыков для будущей работы в экономической сфере (при изучении предмета на углубленном уровне).
Целями экономического образования являются:
- формирование у учащихся основ системного и экономического мышления, позволяющего приобрести умения и навыки осмысления новых экономических институтов, их взаимосвязей, и на основе этого аргументировано объяснять экономические явления и прогнозировать свои действия;
- воспитание экономически грамотного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы, способного включиться в экономическую жизнь страны;
- помощь в приобретении опыта самостоятельного принятия решений в жизненных ситуациях (как гражданина, потребителя и т. д.) и формирование готовности использовать этот опыт в дальнейшей общественной и трудовой деятельности.
Основными задачами являются:
- в сфере обучения - освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
- в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
- в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.
Достижение указанных целей решение поставленных задач обучения экономического образования требует детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по предмету «Экономика».
Основными принципами процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Экономика» являются:
1) предметный принцип.
Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.
В соответствии с предметным принципом предметная область «Экономика» разбивается на составляющие элементы - темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Налоги» разбивается на более дробные подтемы: «Виды налогов», «Фискальная политика государства».
В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире», необходимо детализировать темы «Основные макроэкономические проблемы», «Международная торговля», «Глобальные экономические проблемы».
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Экономика» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Фирма и ее цели» должна предшествовать теме «Источники финансирования бизнеса», а темы «Рыночный спрос», «Рыночное предложение», «Рыночное равновесие» предшествовать теме «Издержки, выручка, прибыль».
Наполнение ФГОС конкретным содержанием с учетом специфики обучения по направлению «Экономика» позволит обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России, учителям планировать свою деятельность, выбирать методики и технологии, позволяющие достичь поставленной цели, а также обеспечить гарантии качества обучения.
Проведение детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Экономика» предполагает привлечение специалистов в данной предметной области для проведения исследовательских и аналитических процедур по структуризации, актуализации и стандартизации содержательной части предметных областей.
С целью обеспечения высокого научного и методического уровня выполнения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Экономика» из привлеченных специалистов следует сформировать рабочую группу, в состав которой должны войти не менее 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора или кандидата педагогических или психологических наук с опытом работы в сфере образования не менее 5 лет
Для повышения эффективности работы рабочих групп необходимо предоставить участникам группы инструктивные материалы по методике детализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).
Процесс детализации, проводимый рабочей группой, требует тесного взаимодействия участников группы и постоянного обмена информацией между ними. Организация информирования и дистанционного взаимодействия всех участников рабочей группы должна быть обеспечена в том числе и дистанционно, посредством работы специализированного Интернет-сайта, на котором участникам группы предоставляется возможность участия в форумах, в онлайн-обсуждениях, а так же возможность использования краудсорсинговой площадки.
Результатом деятельности рабочей группы должен стать проект детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов к предметным результатам обучения предмету «Экономика».
Учитывая значимость разработанного проекта для повышения качества и развития российского образования, разработанный проект детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов к предметным результатам обучения по учебному предмету «Экономика» должен пройти экспертное обсуждение среди представителей ведущих педагогических вузов и научных организаций Российской Федерации.
К обсуждению проекта детализированных требований ФГОС к предметным результатам обучения целесообразно привлечь профессиональное сообщество в лице членов региональных предметных ассоциаций педагогов, преподавателей общеобразовательных организаций, разработчиков основных образовательных программ [6].
Экономика как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы экономического образования, целью которого является формирование необходимого минимума профессиональных экономических знаний у учащихся. Экономические знания способствуют повышению эффективности работы, помогают быстрее находить резервы роста производительности труда, совершенствовать планирование не только в производственных масштабах, но и в повседневных ситуациях, рационализировать свое поведение, рационально сочетать моральные и материальные стимулы, развитию системного взгляда на современные явления и процессы, происходящие в Российской Федерации и в мире в целом.
Экономические знания находят практическое применение в деятельности учащихся, способствуют овладению современными методами хозяйствования, повышению эффективности своей деятельности, формированию отношения к своему труду как общегосударственному делу.
Большое место среди умений и навыков занимает умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика, члена семьи).
Достижение данного предметного результата будет способствовать формированию у учащихся системных знаний относительно экономических законов, регулирующих социально-экономические отношения; учит конструктивному разрешению различных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни.
Обучение различным навыкам применения в учебной и повседневной жизни системных экономических знаний, включая современные научные методы познания и результаты самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики необходимо совмещать с формированием у обучающихся навыков работы в команде, а также развитию представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с экономикой, основанными на достижениях экономической науки, что позволит учащимся рассматривать экономическую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности.
Широчайший диапазон элементов учебного предмета «Экономика» вызвали ряд сложностей при проведении процедуры детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ учебному предмету (предметной области) «Экономика». Так, основными затруднениями при проведении детализации оказались:
1. конкретизация предметных результатов, связанных с овладением навыками поиска актуальной экономической информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.); умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, а также связанных с приобретением опыта работы в группе сверстников при решении экономических задач, проектов, выработки совместного правильного решения, выстраивать коммуникацию, учитывая мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
2. деление предметных результатов в зависимости от уровня освоения учебного предмета: базового или углубленного.
В результате проведенных работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ учебному предмету (предметной области) «Экономика» был сформирован перечень предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Экономика» базового уровня на уровне среднего общего образования. Данные предметные результаты должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства.
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности, ценностного отношения к собственности семьи.
3) сформированность умения приводить примеры экономических объектов, явлений, процессов определенного типа, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа экономических отношений; деятельности людей в разных сферах.
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации по заданной теме в различных ее источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.); умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни.
5) сформированность умения анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать экономическую информацию из адаптированных источников, умения соотносить ее с собственными знаниями.
6) понимание экономической науки как строго организованной системы научных знаний, в частности владение представлениями о законах макро- и микроэкономики, а также международной экономики; умение рассматривать экономику в контексте истории развития цивилизации и истории развития науки, понимать роль экономики в развитии государств.
7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика).
8) приобретение опыта работы в группе сверстников при решении экономических задач, проектов, выработки совместного правильного решения, выстраивать коммуникацию, учитывая мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;
9) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
10) развитие представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с экономикой, что позволит учащимся рассматривать социально-экономическую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности.
Что касается углубленного уровня освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Экономика», то вышеуказанный перечень был дополнен предметными результатами изучения учебного предмета «Экономика», которые в свою очередь должны отражать:
1) сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки.
2) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.
3) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров.
4) владение и применение в учебной и повседневной жизни системных экономических знаний, включая современные научные методы познания и результаты самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики.
5) владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач.
6) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.
7) использование экономических знаний для описания и объяснения экономических явлений, процессов, оценки их количественных и качественных характеристик при решении учебных задач и в повседневных ситуациях.
Выводы
Разработка проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету (предметной области) «Экономика» входит в состав инициатив, представленных в рамках мероприятия 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений», задачи 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
Эти инициативы ориентированы на закрепление предыдущих результатов развития системы образования и формирования перечня новых целей и ориентиров.
Проект детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету (предметной области) «Экономика» является составной частью комплекса мер по подготовке предложений по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Экономика» и направлен на систематическое обновление содержания предмета «Экономика» с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Используемая модельная методика детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) хорошо зарекомендовала себя при проведении детализации содержательной части предмета «Экономика» и может быть рекомендована для дальнейшего применения в мероприятиях по поддержанию содержательной части предмета «Экономика» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.
Список литературы и источников
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2006 года № 413 (ред. от 29.12.2014 № 1645). – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
5. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
6. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
7. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12