Статья «Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)»: нормативные основания и методика реализации»
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [4].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [3].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.
Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основной общеобразовательной программы по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)».
«Обществознание (Окружающий мир)» – предметная область основной общеобразовательной программы, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база предметной области «Обществознание (Окружающий мир)», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания. «Обществознание (Окружающий мир)» как предметная область основной общеобразовательной программы акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях, формирует предпосылки для профессионального самоопределения учащихся через знакомство с системой общественных отношений: экономических, социальных, политических, национальных, культурно-мировоззренческих, духовно-нравственных. К таким предпосылкам относятся системные знания обо всех сферах жизни общества.
Роль предметной области «Обществознание (Окружающий мир)» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения.
Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи включает в себя политическую, правовую, экономическую и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.
Детализация требований к предметным результатам обучения по учебному предмету «Обществознание (Окружающий мир)» обеспечит поддержание содержательной части данной предметной области в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основной общеобразовательной программы по учебному предмету «Обществознание (Окружающий мир)» является унификация и стандартизация содержательной части основной общеобразовательной программы по данному направлению с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [6]:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [2];
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [3];
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 02.04.2009 N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта».
Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)».
Основными принципами процесса детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основной общеобразовательной программы по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)» являются:
1) предметный принцип.
Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.
В соответствии с предметным принципом предметная область «Обществознание (Окружающий мир)» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Человек и общество» разбивается на более дробные подтемы: «Отличие человека от животных», «Потребности, способности, характер».
В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «умение характеризовать проблемы человека в современном обществе, необходимо детализировать темы «Общество и общественные отношения», «Личность и общество», «Виды социальных отношений».
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Обществознание (Окружающий мир)»» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Политика и социальное управление» должна предшествовать теме «Право», а темы «Конституция Российской Федерации», «Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие», «Федеративное устройство России» предшествовать теме «Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации».
В рамках организации работ по проведению детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)» необходимо сформировать рабочую группу по учебному предмету «Обществознание (Окружающий мир)». В составе рабочей группы должно быть 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора или кандидата педагогических или психологических наук, и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет, это позволит обеспечить высокий научный и методический уровень проекта. Для обеспечения деятельности рабочей группы целесообразно провести подготовку инструктивных материалов, содержащих описание методики детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)» (содержащей в том числе механизм организации и проведения работ по детализации и программу проведения детализации). Результатом работы группы должен стать проект детализированных требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)».
Использование форумов, онлайн-обсуждений, краудсорсинговой площадки, онлайн чатов позволит всем участникам процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)» взаимодействовать дистанционно, что сократит время подготовки проекта и повысит эффективность работы группы.
С целью обеспечения высокого качественного уровня и объективной оценки, разработанный проект детализированных требований должен пройти экспертное и профессиональное обсуждение.
К обсуждению проекта детализированных требований ФГОС к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)» целесообразно привлечь профессиональное сообщество в лице членов региональных предметных ассоциаций педагогов, преподавателей общеобразовательных организаций, разработчики основных образовательных программ [7]. Также целесообразно привлечь специалистов Федерального учебно-методического объединения для проведения экспертизы разработанного проекта.
Основной задачей процесса детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по направлению «Обществознание (Окружающий мир)» выступает ориентация образовательного процесса на достижение конкретных и единых стандартизированных результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Основными подходами процесса детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)» являются:
- системно-деятельностный подход;
- компетентностный подход;
- информационно-коммуникативный подход;
- научный подход;
- практико-ориентированный подход.
При этом стоит отметить, что детализацию требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основной общеобразовательной программы по учебному предмету (предметной области) «Обществознание (Окружающий мир)» сопровождает ряд сложностей. Сложность процесса детализации заключается в необходимости обеспечения соответствия планируемых результатов современной парадигме образования, направленной на формирование многообразия важных знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию учащегося, так и сохранению социального порядка, а также учету современных социальных тенденций развития государства и освещению проблемных и спорных вопросов общественных ценностей и позиций.
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения предметной области «Обществознание (Окружающий мир)» обеспечит достижение таких планируемых результатов:
- формирование целостного представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- формирование функциональной грамотности, учащихся относительно системы знаний базовых для школьного обществознания наук, необходимой для социальной адаптации: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; развитие умений рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий целостного представления об обществе как формы совместной деятельности людей;
- формирование умения анализировать явления и основные социальные объекты, выявлять их признаки, структурные элементы и основные функции;
- формирование умения преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, сопоставлять, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) информацию о социальных объектах, явлениях, процессах определенного типа, ситуациях, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в разных сферах;
- развитие умений учащихся анализировать и систематизировать получаемые данные; группировать информацию о социальных объектах, явлениях, процессах по заданному признаку; объяснять смысл изученных социальных объектах, явлениях, процессах.
- формирование практических навыков и умений использования логических методов познания (поисково-исследовательский, аналитический отбор);
- развитие умений проводить сравнительный анализ и логическую трансформацию данных о социальных объектах, явлениях, процессах;
- развитие у учащихся способности к исследовательскому типу мышления; более эффективному использованию ряда важнейших логических операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, конкретизации) в процессе познания социальных объектов, явлений, процессов;
- овладение учащимися умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- выработку навыков по применению на практике современных способов преобразования социальной информации из одной знаковой системы в другую, позволяющие соотносить содержание текстового источника с другими источниками информации при изучении событий (явлений, процессов);
- развитие информационно-коммуникативной способности учащихся, умения осуществлять осознанный выбор;
- развитие у учащихся элементарных навыков исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации;
- развитие критического осмысления социальной информации, обобщения и синтеза при рассмотрении и описании информации; определять и обосновывать свою точку зрения, самостоятельно делать правильные выводы и обобщения;
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-гуманитарных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся и возможных перспектив, личного опыта, объяснять изученные положения на конкретных примерах;
- развитие способностей у учащихся анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- формирование навыков овладения различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), правилами ведения диалога и навыков защиты собственной точки зрения;
- формирование навыков научно-исследовательской и проектной работы, использования современных технических средств; повышение уровня коммуникаций при социальном взаимодействии в различных сферах общественной жизни;
- воспитание у учащихся общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- повышение уровня функциональной грамотности учащихся, необходимой для составления простейших документов (заявления, доверенности, бюджет семьи, резюме и т. п.);
- формирование у учащихся системных знаний относительно социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- формирование навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- выработку понимания равноправия народов, единства разнообразных культур, религий; осознания необходимости поддержания гражданского мира и согласия между народами, людьми разных культур и традиций.
Выводы
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по предметной области «Обществознание (Окружающий мир)» обеспечит единство требований к предметным результатам обучения по данному учебному предмету; обновление содержательной части образовательной программы с учетом современных достижений науки, потребностей рынка труда и социальных аспектов, позволит более полно раскрыть содержание обучения, усилить системные междисциплинарные взаимосвязи, тем самым будет способствовать повышению качества образования в целом.
Предметная детализация планируемых результатов обучения в части базового содержания обязательной части основной общеобразовательной программы по предметной области «Обществознание (Окружающий мир)» будет способствовать совершенствованию системы оценки знаний обучающихся, разработке контрольных измерительных материалов и учебно-методических комплексов, соответствующих требованиям к результатам обучения, повышению уровня профессионализма педагогов.
Список литературы и источников
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2.Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
5. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
6. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
7. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12