Выступление «Особенности реализации вариативной части содержания образования агрошколы в рамках реализации ФГОС»
Особенности реализации вариативной части содержания образования агрошколы в рамках реализации ФГОС.
Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено идеей, которую разделяют члены педагогического коллектива: ребенок, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать. Мы твердо убеждены, что педагоги сельской школы должны выпускать своих учеников не только со знанием фундаментальной образовательной базы, но и со знанием основ экономики, экологии, жизни села, а также воспитать их людьми близкими к земле, к своим истокам.
С 2013 года Сергеевская школа является ресурсным центром «Агрошкола». С 2014 года - инновационной площадкой «Ресурсный центр как школа самоопределения». В 2017 году мы получили грант в рамках конкурса ФЦПРО в номинации «Сельская школа».
Сегодня педагогический коллектив МАОУ Сергеевской СОШ работает над созданием условий для самоопределения и социализации учащихся, успешного вхождения ученика в мир профессий и продвижение к желаемой цели – определению сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Реализация этой идеи предполагает деятельность педагогического коллектива по достижению современного качества образования и совершенствованию воспитательной системы, в частности, изменение содержания образования, внедрение новых технологий обучения, воспитания и развития; оказание помощи учащимся в жизненном самоопределении, создание условий для трудовой деятельности.
На уровне начального образования знакомим детей с азами проектно-исследовательской и опытнической работы на метеоплощадке, пришкольном участке, школьном дворе. Знакомим обучающихся с сельскохозяйственными профессиями, профессиями родителей, славными тружениками села. Ведётся трудовое и экологическое воспитание через акции добрых дел, субботники, посещение экологической тропы. На уровне основного образования ребята активно продолжают учебно-исследовательскую и опытническую работу, закрепляя теоретические знания на практике. Внеурочная деятельность направлена на реализацию модели внутришкольной профилизации. На уровне начального обучения внеурочная деятельность представлена такими программами, как «Моя первая клумба», «Юный натуралист», «Введение в мир профессий», «Мой край родной». Целью курсов является формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде. Ребенок приобретает личный опыта общения с людьми, обществом, природой; происходит воспитание любви к природе родного края, интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям русского народа, формирования гражданского и патриотического сознания учащихся.
На уровне основного образования в рамках ФГОС ОО реализуется принцип преемственности. Проектно-исследовательская деятельность реализуется через курсы «Занимательная агрофизика», «Юный агроном», научное общество «Твои открытия».
В соответствии с требованиями стандартов нового поколения ученик в современной школе должен не только достаточно освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:
Постановка проблемы.
Проектирование (планирование).
Поиск информации.
Продукт.
Презентация.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Шестое «П» проекта — это его Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
При организации проектной деятельности существенно меняется позиция учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в координатора, консультанта, эксперта и организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. Коренным образом меняется и деятельность учащихся. В ходе выполнения проектных заданий они оказываются вовлечены в активный, творческий процесс познания на основе педагогики сотрудничества.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
Ежегодно в нашей школе обучающиеся 5-11 классов реализуют свои проектные работы в рамках общего проекта «Наш школьный двор» по благоустройству школьного двора. В течение трех лет реализуется проект «Азбука цветов», в 2017 году реализован проект «Березовый дворик», в 2016 «Клумба непрерывного цветения», в 2014-2015 – зона отдыха, «Малый водоем», «Кустарниковая зона», «Школьная метеостанция». Все проекты имеют практико-ориентированное значение.
Ребята самостоятельно выбирают направление своего проекта, каждый класс занимается разработкой проекта, определяет цели и задачи своей деятельности, разрабатывает план выполнения проекта, занимается поиском необходимой информации, реализует проект, представляет результаты своей деятельности.
Особое место занимают социальные проекты по благоустройству села.
В рамках этих проектов проходят акции экологической направленности «Чистое село», «Моя улица», «Обелиск». Обучающиеся реализуют проекты по озеленению села.
Мы активно сотрудничаем с родителями, советом ветеранов, общественностью села. Родители непосредственно принимают участие в реализации проектов.
На защите проектов, которая, как правило, проходит в сентябре-октябре, ребята представляют результаты своей деятельности. Защита проектов происходит с приглашением общественности села, родителей.
Эффективность метода проектов очевидна. В проектной деятельности учащиеся познают приёмы исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свою позицию. У школьников воспитываются такие качества, как креативность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Результат своей деятельности ребята могут видеть, и, конечно, обучающиеся чувствуют свою причастность к преображению школьного двора и села.
Метод проектов много даёт и учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап взаимодействия и сотрудничества с учащимися. В ходе реализации проектов рождаются идеи и для исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу.
Сельский школьник, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать. Поэтому проектно-исследовательская деятельность имеет естественнонаучную направленность.
Каждый год обучающиеся 2-7 классов реализуют исследовательские работы на базе УОУ. Каждый класс закладывает опыт, результаты которого представляются на школьной научно-практической конференции, а лучшие работы принимают участие в конференциях района и области.
Темы исследовательских работ:
Сортоизучение картофеля
Сортоизучение моркови
Сортоизучение капусты
Огородная арифметика
Влияние мульчирования на всхожесть и урожайность картофеля.
Влияние предпосевной подготовки семян моркови на всхожесть.
Влияние густоты посадки свеклы на ее урожайность.
Влияние электрического тока на рост и развитие растений.
Герань – мой любимый цветок.
Аптека на подоконнике.
Зависимость содержания нитратов в плодах томатов от внесения азотных удобрений.
Изучение сроков посева медоносных трав для их непрерывного цветения.
Зависимость урожайности сои от внесения микробиологических удобрений.
Работу по сое мы выполняли под руководством главного агронома КФХ.
Исследовательская деятельность обучающихся в нашей школе осуществляется через внеурочную деятельность, через работу школьного научного общества «Твои открытия», в течение всего года.
Участниками ШНО являются обучающиеся 5-9 классов, возрастной состав: 10-15 лет.
Базой для исследовательской деятельности является школьный учебно-опытный участок, школьный двор, окрестности села, школьная метеостанция, экологическая тропа.
Естественнонаучная направленность исследовательской деятельности не вытесняет и другие направления. Обучающиеся выполняют исследовательские работы по краеведению, математике, литературе, все эти работы связаны, так или иначе, с малой Родиной.
Краеведческие работы выполняются по трем направлениям: литературное краеведение, исторические краеведение, географическое краеведение.
Темы работ по литературному краеведению:
«Творчество Амурских писателей»;
«Китайские поэты об Амуре»;
«Память в стихах» (литературное творчество)
«И помню я свою сторонку» (литературное творчество)
«Амурские сказки».
«Мир колыбельных»
Темы работ по географическому краеведению:
Малые водоёмы нашей местности
Демографическая ситуация сел Сергеевского сельсовета
Семь чудес Амурской области
Лекарственные растения нашей местности
Сапропель - лечебная грязь
Темы работ по историческому краеведению:
Иконы – защитницы
Секреты наших фамилий
Спасибо деду за победу!
Семейная память войны
Бибиково – казачья станица
Моя бабушка - орденоносец
Благовещенск: вчера, сегодня, завтра.
В школе создана музейная комната, которая является базой для краеведческих исследований.
Конечно, наши ученики выполняют и исследования общеинтеллектуальной направленности, но они имеют практическую значимость:
Математика в быту
КПД Трактора «Беларусь»
Нужна ли булочка спортсмену?
Химия и растениеводство
Применение простых механизмов в сельском хозяйстве
Что полезнее йогурт или кефир?
По литературным местам Крыма
Ежегодно обучающиеся школы участвуют в научно-практических конференциях, которые проводятся на базе Амурского государственного университета, Дальневосточного аграрного университета «Юные исследователи», Благовещенского педагогического университета, ИРО Амурской области, в районной научно-практической конференции «Поиск. Творчество. Открытие». Ребята неоднократно становились победителями и призерами конференций.