Статья «Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология»: нормативные основания и методика реализации»
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [1].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [2].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.
Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология».
Основная часть
В настоящее время биология становится лидером естествознания и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, обеспечении населения продуктами питания и лекарственными препаратами. Следовательно, биологическая грамотность обучающихся, в числе прочего, становится еще и социально необходимой. Отвечая вызовам времени, учебный предмет «Биология», как важное звено в системе основного общего образования, признан сформировать у подрастающего поколения экологическую культуру, ценностный, гуманистический взгляд на природу, а также на человека, как на действенный фактор биосферы.
Базовые знания в биологии необходимы учащимся для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды. На уроках биологии немалое место также отводится вопросам физиологии и формирования здорового образа жизни, в том числе, вопросам, связанным с проблемами алкогольной, наркотической либо никотиновой зависимости.
Решение задачи по подготовке учащихся к эффективной деятельности как в рамках учебного процесса, так и после окончания школы лежит в плоскости решения более частных, и, при этом, не менее важных задач. Одна из них – создание условий либо такого формата получения обучающимися знаний из конкретных областей учебного предмета «Биология», который бы оказывал положительное влияние на формирование мировоззрения, культуры и компетентностных качеств личности, в том числе касающихся способности применять полученные знания в жизни.
Одним из ключевых факторов, влияющих на процесс создания нового формата получения знаний учащимися, является усовершенствование существующих моделей и стандартов образования, в частности, ФГОС ОО. Именно ФГОС ОО является основой для объективной оценки уровня образования учащихся на всех ступенях общего образования.
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология» является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по этому учебному предмету с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части учебного предмета «Биология» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, требованиям ФГОС ОО к предметным результатам.
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются [3]:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [4];
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [5];
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 02.04.2009 N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта».
Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология».
Основными принципами процесса детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология» являются:
1) предметный принцип.
Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.
В соответствии с предметным принципом предметная область «Биология» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Витамины, их роль в организме, содержание в пище» разбивается на более дробные подтемы: «Суточная потребность организма в витаминах», «Проявления гиповитаминозов, авитаминозов и меры их предупреждения».
В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «владение приемами оказания первой помощи (в том числе основами сердечно-легочной реанимации, приемами временной остановки наружного кровотечения и др.», необходимо детализировать темы «Оказание первой помощи при кровотечениях», «Оказание первой помощи при поражении органов дыхания».
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Биология» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Пищеварение» должна предшествовать теме «Пищеварение в желудке», а темы «Терморегуляция организма», «Факторы риска: переохлаждение и перегревание», «Тепловой и солнечный удар» предшествовать теме «Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах и отморожениях».
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология» проводилась рабочей группой, созданной с целью формирования научно-обоснованных и объективных рекомендаций по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология».
Отбор в рабочую группу по учебному предмету «Биология» проводился по критериям, определенным Модельной методикой требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям). В результате отбора в рабочую группу вошли 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора и/или кандидата педагогических и/или психологических наук и опыт работы в сфере образования не менее 5 лет.
Перед рабочей группой были поставлены следующие задачи:
- формирование научно-обоснованной квалифицированной оценки необходимой степени детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, описание необходимых корректировок предметных результатов обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ;
- научно-обоснованное определение состава тем базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ для детализации;
- формирование перечня дидактических единиц базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ;
- формирование логической последовательности тематических блоков дидактических единиц базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
В ходе проведения детализации рабочей группой по учебному предмету «Биология» был подготовлен Проект детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Биология», в котором представлены обоснование актуальности проведения детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Биология» и детализированный перечень предметных результатов обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология».
В процессе проведения детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология» рабочая группа использовала системно-деятельностный подход.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать педагогу организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом системно-деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий [7].
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
Применение рабочей группой системно-деятельностного подхода в процессе детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология» дало возможность усовершенствовать содержание ФГОС ОО и обеспечить преемственность предметных результатов обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология».
В связи со спецификой биологии, связанной с тем, что в современной биологии человек выступает не только субъектом познания, но в некоторых отношениях и объектом его, а также с отсутствием единого научного взгляда на решение современных проблем взаимодействия общества и природы, детализация требований ФГОС общего образованию по учебному предмету «Биология» имела ряд особенностей.
Достижения генетической инженерии ведут к тому, что возникает необходимость изучения и обсуждения ряда проблем биологического исследования, имеющих социально-мировоззренческий характер и стоящих на стыке биологии и социологии, биологии и медицины, биологии и географии, этики и биологии. Биологическое познание наших дней для своего дальнейшего плодотворного развития требует преодоления привычных рамок и границ разделения сфер влияния различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, новых комплексных форм организации науки.
Не менее остро стоят задачи социально-философской ориентации в решении современных проблем взаимодействия общества и природы. Все больше осознается ошибочность противопоставления человека и природы. Хорошо ясны ограниченности концепции полной зависимости человека от сил природы, так и концепции безмерного господства человека над природой. Перед сферой биологического познания возникает ответственная задача изучения путей и возможностей адаптации биосферы человека к новым условиям, возникшим в результате научно-технической деятельности. Решение этой задачи в той или иной степени захватывает весь комплекс медико-биологических наук, определяет стратегию их развития.
Ввиду указанной специфики науки биологии, рабочей группе понадобилась консультационная поддержка экспертов из областей знаний, стоящих на стыке с биологией, прежде всего, специалистов в сфере социологии, медицины, географии, этики. В результате такого сотрудничества был подготовлен детализированный перечень предметных результатов, учитывающий особенности биологического знания.
Овладение учащимися новым перечнем предметных результатов по учебному предмету «Биология» поможет им осознать себя и окружающих частью природы, осознать ценность жизни и значение биологического разнообразия, составить более четкое и обширное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его значении в поддержании устойчивости биосферы как среды обитания человечества, о преимуществах рационального использования богатств природных ресурсов нашей планеты. Разработанные предметные результаты направлены на воспитание школьников в духе уважения к жизни во всех ее формах, воспитание в учащихся необходимости бережно относиться к богатствам природы и поддерживать здоровый образ жизни.
Выводы
Биология является одним из ведущих предметов естественно-научного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребёнка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Биология» будет способствовать повышению качества преподавания по учебному предмету «Биология». Благодаря детализации требований ФГОС к предметным результатам по учебному предмету «Биология» педагоги смогут реализовать стоящие перед ними методические задачи и получат возможности по раскрытию новых граней в обучении учащихся биологическим знаниям.
Используемая модельная методика детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) хорошо зарекомендовала себя при проведении детализации содержательной части предмета «Биология» и может быть рекомендована для дальнейшего применения в мероприятиях по поддержанию содержательной части предмета «Биология» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.
Список литературы и источников
1. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
6. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12
7. Вилкова, Т.Н. Системно - деятельностный подход в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / Т. Н. Вилкова. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/03/22/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-v-usloviyakh-fgos