Статья «Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Литература»: нормативные основания и методика реализации»
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [8].
Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [7].
На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.
Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.
Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.
Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.
Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Литература».
Основной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей основных общеобразовательных программ по учебным предметам с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Детализация требований обеспечит поддержание содержательной части предметных областей в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума, требования ФГОС ОО к предметным результатам.
Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1];
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» [2];
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [7];
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [2];
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [5];
- Приказ Минобрнауки РФ от 02.04.2009 N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта» [6].
Эти документы регламентируют проведение работ по детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Литература».
Детализация требований ФГОС ОО (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения по учебному предмету «Литература» призвана обеспечить обновление содержания общего образования по учебному предмету «Литература» на основе результатов исследований и анализа текущего содержания данного учебного предмета и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Литература» является:
- обновление содержания обучения по учебному предмету «Литература», направленного на воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления;
- обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Литература».
Детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Литература» позволяет конкретизировать и стандартизировать содержательную часть образовательной дисциплины и, таким образом, избежать ее разночтений при реализации основных общеобразовательных программ.
Основными принципами процесса детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Литература» являются:
1) предметный принцип.
Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.
В соответствии с предметным принципом предметная область «Литература» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Народные сказки» разбивается на более дробные подтемы: «Виды народных сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных), сюжетно-композиционные особенности сказок», «Реальное и сверхъестественное в сказках», «Нравственные уроки сказок». В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.
2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.
Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «представление о богатстве культуры народов России и всего человечества; способность опознавать в художественных произведениях изображение иных этнокультурных традиций и укладов, замечать их сходство с родными традициями и укладом и различия между ними», необходимо детализировать темы «Произведения фольклора и литературы», «Жанры художественной литературы».
3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Литература» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Из древнерусской литературы. Фрагменты «Повести временных лет»: «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам», «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке» и другие» должна предшествовать теме «А.С. Пушкин. Сведения о жизни и творчестве писателя».
Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.
Экспертная группа, созданная для проведения детализации, последовательно реализовывала в своей работе ряд методов.
Основными подходами к проведению работ по детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету (предметной области) «Литература» являются:
- деятельно-коммуникативный подход - предполагает владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- компетентностный подход – представляет собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся по учебному предмету (предметной области) «Литература», связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.
Иными словами, в процессе обучения по учебному предмету «Литература» основной акцент необходимо сделать на формировании у учащихся следующих компетенций:
- языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства;
- коммуникативная компетенция – предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения, умение создавать и воспринимать тексты;
- социокультурная компетенция – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли;
- лингвистическая компетенция - обеспечивает познавательную культуру личности, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
При этом в процессе изучения литературы реализуется системно-функциональный подход, который предполагает изучение литературы с точки зрения значения, строения и назначения литературных произведений, отбор и организацию литературного материала для создания различных видов речевой деятельности, формирования речевой компетенций учащихся, а также лингвокультурологический подход, который позволяет сориентировать все уровни владения языком на формирование лингвокультурологической компетенции, воспитание речевой культуры учащихся на основе изучения литературы как средства постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой.
Лингвокультурологический подход к обучению литературе также относится к деятельному типу. Его реализация предполагает не только ознакомление с духовными ценностями, способами выражения которых являются литература, искусство, история и др., но и овладение умениями пользоваться полученными знаниями в процессе общения.
Обновление содержания предметной области по учебному предмету «Литература» происходит с учетом необходимости обеспечения развивающего потенциала обучения, системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка, ориентации на комплекс умений, лежащих в основе компетенций.
Изучение литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывать серьезное отношение к духовным богатствам, вырабатывать принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль, способствует формированию эстетических вкусов.
Основной акцент в изучении учебного предмета (предметной области) «Литература» делается на интеллектуальном и нравственном развитии личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве.
Таким образом, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения позволит отразить следующие планируемые результаты освоения предметной области «Литература»:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Получение данных результатов сопряжено с рядом трудностей, связанными с преподаванием данной дисциплины. Проведение процедуры детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ учебному предмету «Литература» вызвало сложности в части детализации темы «Библиография». Сложности были вызваны необходимостью дать учащимся адаптированную к их потребностям информацию по библиографической деятельности.
В результате детализации были выделены те разделы библиографической деятельности, которые необходимы учащимся в решении практических вопросов:
«Выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации).
Составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу.
Самостоятельно определять источники и находить необходимую информацию в соответствии с учебной задачей».
Выводы
Разработка проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету (предметной области) «Литература» входит в состав инициатив, представленных в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Эти инициативы ориентированы на закрепление предыдущих результатов развития системы образования и формирования перечня новых целей и ориентиров.
Проект детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету (предметной области) «Литература» является составной частью комплекса мер по подготовке предложений по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Литература» и направлен на систематическое обновление содержания предмета «Литература» с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Используемая модельная методика детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) может быть рекомендована для дальнейшего применения в мероприятиях по поддержанию содержательной части предмета «Литература» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.
Список литературы и источников
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №661. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/08/19/obraz-standarty-site-dok.html
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №413. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
6. Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 02.04.2009 №113. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87162/
7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
8. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.
9. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
10. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12