Статья «Подходы к детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физика»: нормативные основания и методика реализации»

0
0
Материал опубликован 29 November 2017

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО) организационная и содержательная части образовательного процесса требуют изменений, соответствующих современным достижениям науки, техники, культуры, экономики и потребностям рынка труда [4].

Обеспечение высокого качества образования достигается поддержанием единства образовательного пространства на территории Российской Федерации, в том числе через преемственность содержания и образовательных результатов освоения образовательных программ и постоянным обновлением содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях [3].

На сегодняшний день несовершенство требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности в целом.

Это связано с тем, что предметные результаты обучения по предметным областям (учебным предметам), определенные ФГОС, носят обобщенный характер и не стандартизируют конкретное тематическое содержание образования. Помимо этого, в предметных результатах, отраженных во ФГОС, отчасти дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Предметное содержание образовательных стандартов нуждается в актуализации и развитии в контексте современных требований к качеству образования.

Конкретизация и стандартизация содержательной части образовательных дисциплин, детализация требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит устранить разночтения при реализации основных общеобразовательных программ, решить проблему соответствия содержательной части образовательных программ современным достижениям науки и техники, потребностям рынка труда и социальным аспектам.

Целью статьи является содержательное описание нормативно-правовых и организационных аспектов проведения детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физика».

Основная часть

Основной целью детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам является унификация и стандартизация содержательной части предметных областей с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.

Детализация требований по учебному предмету «Физика» обеспечит поддержание содержательной части предмета «Физика» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.

Также непосредственной целью детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по направлению «Физика» является:

 

  • усовершенствование установленных требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Физика» с учетом усиления прикладной и практической направленности данных результатов в связи с интенсификацией и глобализацией научного знания;
  • конкретизация установленных требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Физика».

 

Нормативно-правовыми основаниями детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ, в частности программ по предмету «Физика» являются [1-6]:

 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»;
  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 02.04.2009 N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта».

 

Основными принципами процесса детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физика» являются:

1) предметный принцип.

Предметный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого объекта или явления с точки зрения входящих в его состав компонентов. При применении данного принципа в формулировках детализирующих элементов меняется только объект.

В соответствии с предметным принципом предметная область «Физика» разбивается на составляющие элементы – темы, которые, в свою очередь, разбиваются на элементы той же природы, только более дробные – подтемы. Например, тема «Электрический ток» разбивается на более дробные подтемы: «Источники постоянного тока», «Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное)».

В свою очередь, представленные подтемы могут содержать собственные подтемы и так далее. Степень детализации определяется специалистами в соответствии с методикой детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ.

Иначе говоря, при применении предметного принципа детализации на разных уровнях предметной области представлены элементы одного и того же типа, но сформулированные с разной степенью детализации.

2) функциональный принцип детализации. Используется для определения направления детализации с учетом целей детализации.

Функциональный принцип детализации применяется для того, чтобы раскрыть содержание детализируемого элемента с точки зрения определения направления действий по достижению целей данного элемента. Например, для достижения предметного результата «приобретение обучающимися знаний о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых)», необходимо детализировать темы «Физические явления природы (механические, тепловые, электрические, магнитные, световые).», «Виды механического движения», «Тепловое движение атомов и молекул».

3) системный принцип детализации – предусматривает общую систематизацию элементов предметной области, учитывающую их взаимосвязь и иерархичность. В соответствии с системным принципом предметная область «Физика» представляется структурированной совокупностью тем, расположенных в логической и методической последовательности, обеспечивающей преемственность и иерархичность учебного материала. Так, например, тема «Механическое движение » должна предшествовать теме «Проведение опытов по измерению средней скорости движения тела по наклонной плоскости, ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости, ускорения свободного падения», а темы «Линза, ход лучей в линзе», «Преломление света», «Разложение белого света в спектр» предшествовать теме «Сложение спектральных цветов».

Проведение детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физика» предполагает привлечение специалистов в данной предметной области для проведения исследовательских и аналитических процедур по структуризации, актуализации и стандартизации содержательной части предметных областей.

С целью обеспечения высокого научного и методического уровня выполнения детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физика» из привлеченных специалистов следует сформировать рабочую группу, в состав которой должны войти не менее 10 экспертов, имеющих ученую степень доктора или кандидата педагогических (или психологических наук) с опытом работы в сфере образования не менее 5 лет.

Для повышения эффективности работы рабочих групп необходимо предоставить участникам группы инструктивные материалы по методике детализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения через разработку базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).

Процесс детализации, проводимый рабочей группой, требует тесного взаимодействия участников группы и постоянного обмена информацией между ними. Организация информирования и дистанционного взаимодействия всех участников рабочей группы обеспечивается работой специализированного Интернет-сайта, на котором участникам группы предоставляется возможность участия в форумах, в онлайн-обсуждениях, а также возможность использования краудсорсинговой площадки).

Результатом деятельности рабочей группы должен стать проект детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов к предметным результатам обучения по предмету «Физика». Учитывая значимость разработанного проекта для повышения качества и развития российского образования, разработанный проект детализированных требований федеральных государственных образовательных стандартов к предметным результатам обучения по предмету «Физика» должен пройти экспертное обсуждение среди представителей ведущих педагогических вузов и научных организаций Российской Федерации.

К обсуждению проекта детализированных требований ФГОС к предметным результатам обучения целесообразно привлечь профессиональное сообщество в лице членов региональных предметных ассоциаций педагогов, преподавателей общеобразовательных организаций, разработчиков основных образовательных программ [6].

Следует отметить, что детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Физика» является основой достижения миссии освоения учебного предмета «Физика», а именно: воспитания логически мыслящей лично­сти, обладающей коммуникативной, предметной, информационной, автономизационной и математической компетенциями, необходимых для самореализации, самовыражения и развития учащихся в дальнейшем. Именно понятие «компетенция» занимает ключевую роль в образовательном процессе на современном этапе развития. Введение в теорию и практику физики понятия компетенции – это закономерное след­ствие теоретического осмысления целей и содер­жания обучения физики в школе. Коммуникативная компетентность – способность учащегося вступать в коммуникацию с целью быть понятым; предметная компетентность – способность учащегося анализировать и действовать, опираясь на знания, умения и навыки, приобретённые в процессе изучения физики; информационная компетентность – способность учащегося владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации на уроке физики; автономизационная компетентность – способность учащегося к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности; математическая компетентность – умение и способность учащегося работать с числом, числовой информацией на уроке физики.

Проведение детализации содержательной части учебного предмета «Физика» позволило конкретизировать перечень необходимых для освоения предметных результатов изучения учебного предмета «Физика»:

 

  • развитие представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о постоянном процессе эволюции физических знаний и их роли в целостной естественно-научной картине мира; формирование научного мировоззрения;
  • приобретение учащимися знаний о видах материи, движении как способе существования материи, об атомно-молекулярной теории строении вещества, о физической сущности явлений природы;
  • овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; освоение фундаментальных законов физики, физических величин и закономерностей;
  • овладение умениями проводить прямые измерения с использованием измерительных приборов;
  • овладение основами методов научного познания: наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований; представления результатов наблюдений или измерений с помощью таблиц и графиков, выявления на этой основе эмпирических зависимостей;
  • понимание характерных свойств физических моделей и их применение для объяснения физических процессов;
  • формирование умения объяснять физические процессы с опорой на изученные свойства физических явлений, физические законы и теоретические закономерности;
  • формирование умения решать учебно-практические задачи, выявляя в описываемых процессах причинно-следственные связи, рассчитывать значение физических величин и оценивать полученный результат;
  • понимание физических основ и принципов действия технических устройств и промышленных технологических процессов; осознание необходимости соблюдения правил безопасного использования технических устройств;
  • использование знаний о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами;
  • приобретение опыта поиска, преобразования и представления информации физического содержания с использованием информационно-коммуникативных технологий;
  • формирование умений планировать и проводить учебное исследование или проектную работу;
  • приобретение опыта работы в группе сверстников при решении познавательных задач, выстраивать коммуникацию, учитывая мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;
  • развитие представлений о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, что позволит учащимся рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности и сделать осознанный выбор физики как профильного предмета при переходе на ступень среднего общего образования.

 

Особенности детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физика»

«Физика» как учебный предмет, естественно-научная область знаний и экспериментальная наука имеет чрезвычайно важное значение в жизни обучающихся: она передает накопленный человечеством опыт в познании мира новым поколениям. Физика занимает особое место среди естественных наук. Процессы окружающего мира и жизнедеятельности невозможно понять, не обращаясь к физическим законам. Тем самым, именно на примере физики школьники могут познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира. Физика как учебный предмет в образовательной организации общего образования открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся.

Особенность детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физика» заключается в том, что физика как точная наука должна быть направлена на обеспечение:

 

  • овладения методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применения полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения практических задач;
  • формирования представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества [7].

 

Также особенность детализация предметных результатов обучения общего образования к предметным результатам обучения по направлению «Физика» заключается в обеспечении достижения учащимися главного образовательного результата - развитие взглядов на природу, формирование мировоззрения, отношения к действительности с учетом специфики новой стадии цикла развития цивилизации.

При проведении детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физика» экспертами учитывалась специфика объекта изучения физики – все многообразие живой и неживой природы, а также законы и закономерности протекания объективной реальности, которая существует в пространстве и времени, и которая находится в постоянном движении, обусловленном взаимодействием отдельных ее частей. Сложность объекта исследования и неограниченный охват предметной области обусловили разделение физики как науки на ряд научных дисциплин, которые составляют систему физических наук (макроскопическая физика, микроскопическая физика, физика на стыке наук).

Поэтому особенности предмета «Физика» и объекта ее изучения повлияли на процесс детализации требований к предметным результатам обучения.

В ходе детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебному предмету «Физика» эксперты столкнулись со следующими сложностями:

1) процессами разделения и обьедения научного знания, происходящими во всех науках, в том числе и в физике;

2) многопрофильным и универсальным характером предмета «Физика».

3) при подготовке перечня предметных результатов по физике детализация требований потребовала от экспертов глубокого владения знаниями и методологией не только своей науки, но и смежных областей знаний.

 

Выводы

Таким образом, организация и проведение детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по предметной области «Физика» на основе использования действующего нормативно-правового обеспечения, руководствуясь разработанной методикой проведения детализации стали фундаментом подготовки проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физика».

Разработка проекта детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физика» входит в состав инициатив, представленных в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Эти инициативы ориентированы на закрепление предыдущих результатов развития системы образования и формирования перечня новых целей и ориентиров.

Проект детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Физика» является составной частью комплекса мер по подготовке предложений по совершенствованию преподавания в общеобразовательных организациях учебного предмета «Физика» и направлен на систематическое обновление содержания предмета «Физика» с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.

Используемая модельная методика детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) хорошо зарекомендовала себя при проведении детализации содержательной части учебного предмета «Физика» и может быть рекомендована для дальнейшего применения в мероприятиях по поддержанию содержательной части предмета «Физика» в актуальном состоянии, соответствующем современным требованиям научно-технического прогресса, культуры и социума.

Список литературы и источников

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под общ. ред. А. Г. Асмолова. с М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

4. Днепров, Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования [Текст] / Э. Д. Днепров. – М., 2004. – 104 с.

5. Майоров, А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России [Электронный ресурс] / А. Н. Майоров. – Режим доступа: http://273-фз.рф/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii

6. Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.crowdexpert.ru/fgosnoo_p12

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации