Подвиг Тани Барамзиной
Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской республики
«Институт развития образования»
Методических разработок занятий
«Слава советскому народу – победителю и созидателю!»
Тема: «Подвиг Татьяны Барамзиной »
Автор: Городилова Татьяна Михайловна
воспитатель МБДОУ Игринский детский сад №4
Почта: gorodilovatatana002@gmail.com
телефон: 89501563662
2024год
Пояснительная записка:
Жажда романтики, героизма, подвига - одно из наиболее ярких устремлений подростков. Но тотальная дегероизация российской истории принесла свои плоды: утрата нравственных ориентиров, отсутствие патриотизма, нежелание служить в армии, отрыв от корней, нарушение преемственности поколений - вот ее следствия. Результаты социологических исследований говорят о том, что современные российские подростки не знают героев Отечества, не могут назвать имен или называют в качестве героев голливудских актёров.
Предлагаемое занятие даёт материал для обсуждения значимости таких понятий, как герой и героизм, подвиг, мужество, самоотверженность. Так же, в ходе занятия дошкольники осознают понимание и смысл собственных поступков и окружающих их людей.
Тематическая направленность: Участие отдельных бойцов и военных частей (из Удмуртии) на фронтах Великой Отечественной войны.
Данное занятие направлено на ознакомление дошкольников с жизнью и подвигом Героя Советского Союза, уроженки города Глазова, Удмуртской республики – Татьяны Николаевны Барамзиной, которая сражалась в годы Великой Отечественной войны на Белорусском фронте и геройски погибла. Это способствует воспитанию любви к своей родине, гордости за свой народ, за своих героев, которые не пожалели жизни за победу.
Весь материал достоверный, исторически правильный и не выдуманный. Это могут подтвердить различные источники.
Целевая аудитория: дошкольники подготовительной группы (6 – 7 лет) и школьники начальных классов.
Цель:
Формирование представлений о жизни и героическом подвиге уроженки Удмуртской республики - Барамзиной Татьяне Николаевне.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить дошкольников с жизнью и подвигом героя – земляка Барамзиной Татьяны Николаевны.
2. Дать представление о награде - звезда Героя Советского Союза.
3. Раскрыть значение слов: герой, подвиг, самоотверженность.
Развивающая:
4 . Развивать у детей желание узнать новое, интересное о подвигах героев – земляков.
5. Продолжать обогащать духовный мир детей через знакомство с героическим прошлым нашей страны.
6. Продолжать развивать речь, мышление, активизировать словарь детей.
Воспитательная:
7. Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость, любовь и уважение к героям республики и страны.
Предполагаемый результат
1. Дети проникнутся чувством сопереживания, гордости за героя своей республики.
2. У детей появится социальная ориентация , сформируется интерес к событиям Великой Отечественной войны, героям Удмуртской республики .
3. Повысится объем и уровень знаний о подвиге и героизме в годы войны.
4. Сформируется устойчивый интерес к изучению данной темы.
Форма проведения: фронтальная, в парах, подгруппами, индивидуально
Методы и приемы:
Игровой, наглядный материал, практическая деятельность детей, вопросы, словесная, использование художественной литературы и т.д.
Материалы и оборудование:
- Различные звёзды в коробке - звёздочки из блестящей бумаги, пуговицы со звёздами, звёзды с погон, звёзды с пилотки, звёзды новогодние;
- «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова;
- интерактивная доска,
- телевизор с доступом в сеть Интернет;
- карточки с заданиями на каждого ребёнка: провести по точкам, ребусы;
- простой карандаши на каждого ребёнка;
- портреты Спиридона Михайловича Стрелкова и Татьяны Николаевны Барамзиной;
- фото наград: звезды героя Советского Союза, фото ордена Мужества, медаль за Отвагу,
- модель звезды Героя Советского Союза;
- презентация к занятию.
Вариативность использования:
Занятие можно проводить в несколько этапов. По своему усмотрению педагог может предложить детям разные варианты начала занятия и вхождения в тему. Если в саду нет интерактивной доски, то можно использовать фотографии и телевизор, или карточки. Задания во всех частях педагог может менять по своему усмотрению. Данную разработку можно использовать и в начальной школе в неурочное время. Провести занятия можно в три этапа, на каждый период жизни: довоенное время, Великая Отечественная война, подвиг.
Словарная работа: самоотверженность.
Тип занятия: интегрированное занятие
Предварительная работа:
Беседа с детьми по данной теме, наблюдение, чтение и подбор художественной литературы, экскурсии в музей, галерею, библиотеку, рассматривание фото героев Великой Отечественной войны, знакомство с героями Удмуртии, рассматривание картин, просмотр клипов и видео фильмов, рассматривание Государственных наград, орденов и медалей в годы войны, создание «Книги памяти» в детском саду, беседы о ветеранах своей семьи, рисование по теме о Великой Отечественной войне, знакомство с наградами Великой Отечественной войны.
Ход занятия:
Организационный момент:
(воспитатель вносит в группу коробку со звёздами).
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла (дети садятся рядом и рассматривают бумажные, золотистые звезды, пуговицы со звёздами, звезду с пилотки, с погон).
- Что это? (звёзды). А где можно увидеть звёзды? (на небе, на Спасской башне, на орденах, медалях, на пуговицах военных лет, пилотках и т).
(дети находят модель звёзды героя).
А это, что за интересная звёзда? (воспитатель показывает модель звезды Героя Советского Союза) Где её можно увидеть? (рассуждения т ответы детей). Мы не знаем, что это за звезда. Давайте попробуем узнать о ней. А звезду пока прикрепим к доске.
Вводная часть:
Скажите, ребята, а кто такой герой? Какой он? Почему его так называют? (герой – это человек, который ничего не боится, защищает других). А в наше время можно стать героем? (рассуждение детей). А какой должен быть герой? (рассуждение детей) А где мы можем узнать точное значение этого слова? (словарь, интернет).
Давайте посмотрим, в «Толковом словаре» русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Как он объясняет это слово, послушайте (герой - это человек, совершивший подвиг, необычной своей храбрости, доблести, самоотверженности).
А сейчас посмотрим в интернете и сравним, как это слово объясняет Владимир Иванович Даль в своём «Толковом словаре», кто такой герой? А для этого нам нужно зайти в интернет (заходим в интернет, читаем) (герой – это воин, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию). Кто же такой герой, по мнению авторов?
(дети). Вам здесь все слова понятны? Какое слово вам не понятно? (самоотверженность). Это новое для вас слово. Давайте его повторим все вместе, чтобы запомнить. Что оно обозначает, как вы думаете? (предположение детей). А что оно обозначает, мы узнаем чуть позже. А само слово мы разместим рядом со звездой на доске.
Основная часть:
А каких героев Великой Отечественной войны вы знаете? (Алексей Маресьев, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов). А каких героев Великой Отечественной войны, наших земляков вы знаете? (дети) Посмотрите на эти портреты. О ком из них вы уже слышали? (воспитатель показывает портрет Спиридона Стрелкова - Героя Советского Союза и Барамзиной Татьяны Николаевны).
Слайд 1. Правильно, это наш земляк, Герой Советского Союза - Спиридон Михайлович Стрелков. Мы уже много знаем о подвиге и жизни Спиридона Михайловича Стрелкова, а сегодня я хочу рассказать вам о девушке - воине, уроженке Удмуртии, нашей с вами землячке - Барамзиной Татьяне Николаевне. В годы войны воевали не только мужчины, но и женщины. Они сражались наравне с мужчинами и становились героями.
Слайд 2. Одной из них и была Татьяна Барамзина. А что бы лучше о ней узнать, я предлагаю вам поиграть. Вам нужно разделиться на пары, кто с кем хочет, и подойдите к интерактивной доске (дети подходят). На экране вы увидите пазлы. Нужно сложить из них слово и прочитать, что получится (дети складывают). Кто уже сложил и прочитал? (дети читают слово – жизнь). Что обозначает это слово? Правильно, мы будем сейчас говорить о детстве и жизни Татьяны Николаевны до войны (воспитатель вывешивает слово – жизнь на доске). А сейчас подойдите к телевизору, и садитесь на стульчики.
Слайд 3. Татьяна родилась 19 декабря 1919 года в городе Глазове. Отец - Николай Макарович, пёк и продавал горожанам хлеб. А мама - Марфа Митрофановна, воспитывала детей, их в семье, кроме Татьяны, было шестеро. Таня была единственной девочкой в семье. Поэтому она росла бойкой и бесстрашной девочкой, так как всюду бегала за старшими братьями. В 1931 году Таня пошла в школу, и закончила четыре класса. Чтобы дальше учиться, она поступила в городскую среднюю школу при фабрике и с успехом её окончила. В 1934-м году девушка окончила семилетку, а через 2 года устроилась работать учительницей географии в сельскую школу, расположенную в 25 км от города. Там она проработала три года и пошла, работать в другую сельскую школу, где вступила в комсомол и работала учительницей четвёртого класса.
Слайд 4. Она очень любила играть со своими учениками в разные игры. Одной из любимых у неё была игра «Хали – хало». Давайте и мы в неё поиграем. Послушайте правила игры. Для начала считалочкой выберем водящего. Но сегодня можно, водить буду я, чтобы показать вам, как играть? Я возьму в руки мяч, и загадаю слово. (Обычно говорят, к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую, и последнюю букву. Например, из категории мебель). Это предмет из мебели, он начинается на букву «К» и заканчивается мягким знаком. Угадайте, что это за слово.? Как только я услышу правильный ответ, кричу "Хали-хало", подкидываю мяч вверх, а сама убегаю, тот, кто отгадал слово, ловит мяч и кричит "Стоп". И дальше загадывает слово уже он (дети играют 2-3 раза). Вы отгадали это слово? (кровать)
Хорошо поиграли, размялись. Садитесь на свои места и продолжаем дальше.
Таня очень любила детей, поэтому сначала поступила на педагогические курсы, а потом и в педагогический институт в город Молотов, а сейчас это город Пермь, но закончить она не смогла. Как думаете, почему? (дети предполагают). А потому, что Таня очень много работала и помогала своей маме растить младших братьев. В феврале 1941 года Таню исключают из института, а в мае, началась Великая Отечественная война.
Как вы думаете, что же делала Таня, когда враг напал на нашу страну? (она ушла на фронт). А чтобы узнать, так ли это и что было дальше, мы снова выполним задание. Для этого каждый из вас подойдите к столу, на столе лежат карточки. Соедините точки и прочитайте, какое слово у вас получилось. Начинать соединять нужно от красной точки (дети соединяют точки и получается слово – героизм). Какое слово получилось? (дети называют). Это слово – героизм. Как вы его понимаете? Давайте вывесим его рядом с нашими словами. Значит о чем мы будем говорить? (о героизме Татьяны в годы войны).
Слайд 5. Когда началась Великая Отечественная война, Татьяна Барамзина стала донором крови, порой сдавала столько, что потом очень плохо себя чувствовала. Ей казалось, что этим она не принесёт пользу своей стране и рвалась на фронт. Скажите, а кем могла служить Таня? (дети предполагают). А Таня выбрала для себя самую опасную службу, где требовалось много терпения и выдержки, а порой и сил. Она прошла курсы медсестёр, надеясь, что здесь - то ей повезёт, но снова неудача, её снова не взяли на фронт. И вот, в июне 1943 года Таня вместе с четырьмя девушками-пермячками приехала в Подмосковье, в Центральную женскую школу снайперов, где готовили девушек – снайперов для фронта.
Слайд 6. В апреле 1944 года Таню отправили на 3-й Белорусский фронт. И началась её нелёгкая служба. В письме матери Таня писала о своей армейской жизни. Давайте прочитаем одно из писем, которые Таня писала домой (читаем треугольник войны).
«Здравствуйте мои родные, у меня всё хорошо. За меня не переживайте. Мы бьём фашистов. Я хочу бить их больше и больше. На нашем фронте всё спокойно, идёт ружейная и пулемётная перестрелка. Мама, обо мне не беспокойся, всё идёт хорошо. Если долго не будет писем, пиши в штаб полка. Но знай, если мне придётся погибнуть на войне, то я сделаю это счастливой, ведь умереть, защищая от врагов родную землю – счастье, доступное не каждому. Вернусь с победой! С приветом, Татьяна»
О чём писала Татьяна? Какими качествами характера обладала Таня? (что она смелая, не жалуется на тяготы войны, бесстрашно рвётся в бой). Так ли это было на самом деле, как писала Таня? (дети). Конечно, кругом была война и девушке, было очень страшно, тяжело, но она не подавала вида и не рассказывала об этом своим родным.
Полк, где служила Таня стоял в деревне Соколова, это четыре километра от линии, где велись бои. Татьяна каждый день выходила на «охоту» и вот на ее счету уже 16 фашистов. Но случилось непоправимое. От напряжения, плохих условий - холод в землянке, невозможность просушить промокшие вещи у неё испортилось зрение, и она не могла больше стрелять. Давайте сейчас попробуем посидеть не двигаясь и смотреть в одну точку (дети сидят). Сложно, тяжело? А вот Тане приходилась вот так, не двигаясь лежать порой весь день. Таня могла отправиться домой, но как вы думаете, что она сделала? (предположение детей). Правильно ребята, она не уехала, а осталась служить связисткой.
Слайд 7. Но мы же знаем, что она окончила курсы медсестёр, поэтому уговорила командующего, чт
ПрезентацияPPTX / 5.09 Мб
/data/files/t1733647233.pptx (Презентация)о может выносить раненых с поля боя и оказывать им медицинскую помощь. Какими словами мы можем охарактеризовать Таню в этом случае ? (храбрая, отважная, смелая, мужественная, доблестная, неустрашимая, геройская).
И вот мы и подходим к ещё одной главе жизни Татьяны Барамзиной. А чтобы узнать, о чем мы будем говорить дальше, вам снова нужно выполнить задание. Разделитесь на четыре подгруппы и подойдите к столам. Там вы увидите задания, это ребусы. (Приложение 2.)
Нужно их разгадать и прочитать слово, какое у вас получится (дети разгадывают ребус). Какое слово вы прочитали? (слово – подвиг). Правильно, это слово – подвиг. Как вы понимаете это слово? (дети рассуждают)
Давайте слово, которое у вас получилось расположим рядом с тремя словами, которые мы составляли раньше и это слово - подвиг (воспитатель вывешивает слово).
В конце июня 1944 года, у деревни Малое Морозово из – за артиллерийского огня была повреждена телефонная линия, связи не было. Фашисты не прекращали огонь ни на минуту, но Таня налаживала связь, ползая под пулями и огнем. В это же время командование решило выслать десант в тыл врага, чтобы сдержать противника до прихода армии. Барамзину не включили в состав группы. Но, что же сделала Таня, как вы думаете? (предположение детей). Она снова упросила командование отправить ее вместе с группой. В одной из землянок устроили госпиталь и штаб, куда приносили раненых. Утром немецкая дивизия решила напасть на наших солдат, но они увидели их, и завязался неравный бой. Враги смогли вытеснить наших солдат из деревни. Военные отступили через поле, но Татьяна осталась в землянке, где находилось много раненых. Девушка, такая маленькая, бесстрашная, до последнего отстреливалась от немецких захватчиков, спасая раненых. Но силы были не равны. Когда у неё закончились патроны, фашисты проникли в землянку и захватили её в плен. Они удивились, что так бесстрашно с ними сражалась хрупкая девушка. Со злости они жестока били Таню, пытали, а потом расстреляли из противотанкового ружья.
Слайд 8. Таня пожертвовала своей жизнью, до последних минут стремилась помочь своей стране, своему народу. Задача была выполнена, врага удалось задержать, а после разгромить.
Вот сегодня мы сложили с вами три слова, какие? (жизнь, героизм, подвиг). Вот они у нас на доске. Мы с вами знаем, что они обозначают. Когда мы разбирали значение слова – герой по словарю Сергея Ивановича Ожегова и Владимира Ивановича Даля, то там прозвучало новое, неизвестное нам слово. Какое? Правильно – это слово самоотверженность (воспитатель указывает на это слово). Давайте ещё раз повторим его (дети повторяют вместе и индивидуально). Сейчас вы можете сказать, что оно обозначает? (рассуждение детей). А давайте и сейчас обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим, а так ли мы поняли смысл этого слова, его значение. (Самоотверженность – жертвует своими интересами ради других, ради общего блага). Можно ли его поставить рядом с этими словами: герой, подвиг? Почему? Относится ли оно к подвигу Татьяны Барамзиной? (дети рассуждают). Правильно ребята, эта юная девушка, самоотверженно, не жалея себя, пожертвовала своей жизнью, ради своей страны и своего народа. Можем ли мы назвать ее героем? Да. Страна тоже назвала её героем и в марте 1945 года Татьяне Николаевне Барамзиной, было присвоено самое высокое звание Героя Советского Союза.
Слайд 9. После войны потомки помнят о подвиге Татьяны Барамзиной. А как мы ещё можем узнать о ней? (дети: назвали улицы, парки их именами, пишут книги).
Слайд 10. Правильно, ребята. Поэты пишут стихи, а писатели книги о юной героине. А в родном городе Глазове поставили бюст герою, куда приносят цветы и приходят в праздник День Победы, чтобы вспомнить всех павших в годы войны.
Заключительная часть:
Героев в Великой Отечественной войне очень много. И все они совершали подвиги, ценой своей жизни. Сегодня мы узнали еще об одном герое - нашей землячке, которая сложила голову на полях сражений, это – Татьяна Николаевна Барамзина. Не всех награждали медалями и орденами, не всем давали звезды героев, но их подвиг, их бесстрашие, героизм и самоотверженность мы помним всегда. И Таня будет жить в нашем сердце (воспитатель приглашает детей к стенду, где размещены фото с медалями и орденами). Посмотрите на стенд, какую из этих наград вы видели в начале нашего занятия (дети показывают на звезду героя). Сейчас вы можете сказать, а как называется эта награда? Правильно, это и есть звезда Героя Советского Союза, которой была награждена Татьяна Николаевна Барамзина. Эта высшая награда страны, которую вручают и сейчас защитникам нашей Родины. А что это за награды, мы узнаем в следующий раз.
Литература:
1. «До последнего патрона» // Говорит Память. – Глазов,2004год
2.Каргашина М. «Три девушки – три героини» (Т.Н.Барамзина, Ф.Пушина, Н.Ульяненко) //Ветераны Удмуртии, - Ижевск, 2000год
3.Николаев В, И. « Танины тополя»: повесть о Т.Н.Барамзиной – Ижевск: Удмуртия,1970 год
Приложение 2.