Выступление «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны в произведениях писателей-фронтовиков»
«Подвиги детей
во время Великой Отечественной войны
в произведениях писателей-фронтовиков»
В этом года наша страна отмечала 75- летие Великой победы над фашизмом. 4 страшных года унесли миллионы солдат и мирных жителей. Виктор Петрович Астафьев так говорил в одном из своих произведений о том страшном времени: «О-о, война, о-о, бесконечные тяготы и бедствия российские! Только они объединяют наш народ, только они выявляют истинную глубину его характера, и плывем мы устало от беды до беды, объединенные жаждой добра».
Великая Отечественная война стала тяжёлой школой жизни для советских детей и для всего народа. С первых часов войны дети быстро повзрослели. Но страна делала всё, чтобы уберечь их от страданий. Обездоленных, потерявших родных, изголодавшихся, их находили советские солдаты в разрушенных городах и сёлах. Отогревали у походных кухонь, кормили фронтовым пайком. Некоторым детям удавалось оставаться в полках и подразделениях. Остановлюсь на конкретных примерах.
Это самый юный боец красной армии 6- летний Серёжа Алешков, который за спасение командира полка был награжден медалью "За боевые заслуги". В силу своего возраста в боевых операциях не участвовал, но как мог старался помочь своим старшим товарищам. Это Валерий Лялин-самый молодой юнга. В свои 12 лет смог на борту заменить раненого капитана и довести тонувший катер к мысу. Это Аркадий Каманин, который в свои 14 лет уже получил разрешение на вылеты на знаменитом У-2. За два года службы получил шесть наград, среди которых Орден Красного Знамени. А сколько юных героев отдали жизнь за нашу Родину! Но подвиг многих маленьких скромных героев остался неизвестным и тихо вплелся своей тонкой веточкой в лавровый венок Великой Победы. Благодаря произведениям писателей- фронтовиков современные дети знают о событиях тех лет.
Каждый год в нашей школе проходит Вахта Памяти. Много произведений прочитано и проанализировано с детьми начальных классов. Но особенно детей тронули произведения В. Астафьева и Л. Кассиля. …
Во время войны Лев Абрамович Кассиль работал военным корреспондентом, брал интервью, делал записи со слов бойцов и детей. Поэтому многие его рассказы посвящены будням Великой Отечественной войны и детям на фронте и в тылу. Короткие истории писателя о том, как опасна и сурова война, доступны читателям начальной школы.
Совершить подвиг, спасти жизнь, причем не одному человеку, а целому отряду, смог обычный деревенский мальчик 13 лет в рассказе Л. Кассиля «Рассказ об отсутствующем». Это одно из самых первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей. Этот рассказ написан на основе настоящего события, о котором говорилось в письме, присланном в Радиокомитет. Лев Кассиль работал тогда на радио и, прочитав это письмо, сразу пустил его в печать.
Мальчик лет 13, это он отсутствовал на собрании, когда вручали ордена. Это о нем солдат рассказывал, это ему он и его товарищи были обязаны жизнью. Мальчик наблюдал за немцами, а когда солдата ранило, отвлек фашистов на себя. Фашисты его застрелили. Лохматый, весь в веснушках, босой с забинтованным пальцем ребёнок - вот таким был герой. Не успел солдат даже имя его узнать. Кассиль так оценивает подвиг маленького героя:
«И в большом зале тихо поднялись летчики, танкисты, моряки, генералы, гвардейцы – люди славных боев, герои жестоких битв, поднялись, чтобы почтить память маленького, никому неведомого героя, имени которого никто не знал».
Ещё один рассказ Льва Кассиля « У классной доски» вызвал неподдельный интерес у детей. Подвиг обычного школьника, благодаря которому его учительница и одноклассники оказались живы во время Великой Отечественной войны, бурно обсуждался на конференции «Писатели-фронтовики о войне». Дети пришли к выводу, что Костя Рожков совершил подвиг: он обманул фашиста и ударил его по голове перевернувшейся классной доской, чтобы отвлечь его от Ксении Андреевны. Он спас свою учительницу и ребят. Костя был лучшим пловцом и сумел добраться до реки, переплыть её и позвать на помощь партизан». Это счастье, что вражеская пуля не догнала мальчика. Любовь к Родине, уважение к учительнице, мужество, желание отомстить врагу и изгнать его с советской земли - вот те качества, которыми обладают герои Л.Кассиля.
«.Я на войне был, в пекле окопов насмотрелся всего и знаю, ох как знаю, что она, кровь-то, с человеком делает!» - такую характеристику войне даёт писатель В. Астафьев. В рассказе «Рукою согретый хлеб» автор подчёркивает, что место подвигу есть всегда, подвиг не будет забыт.
Подвиг это не только защита Родины. Если человек не проходит мимо чужой беды, а протягивает руку помощи – это и есть подвиг, требующий особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявление таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям …Герой рассказа –ребёнок, у которого болело горло, есть “хотелось нестерпимо”, но комок из раскисших крошек “мало походил на хлеб и пах тротилом, землёй, мочою, потом…”. И кто-то, невидимый в темноте, такой же голодный, вдруг протягивает герою кусок хлеба от своего скудного пайка. Это ли не подвиг? Считаю, что и участие 15 летнего Астафьева в столь сложное время тоже можно назвать подвигом. Он не хныкал, не избегал трудностей, вёл себя как настоящий солдат. Прошло много лет, но автор не смог забыть этот случай из фронтовой жизни. Он не понаслышке знает, что такое война, взаимовыручка, фронтовое братство, так как сам воевал, был тяжело ранен. В тяжелое время войны люди не зачерствели душой, сохранили способность помочь ближнему. Поступок человека, поделившегося куском согретого в ладонях хлеба, запомнился ему на всю жизнь. Даже в самых нечеловеческих условиях есть место милосердию и добрые, бескорыстные, гуманные поступки остаются живы в памяти надолго.
Исходя из всего выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа, независимо от возраста. Подвиги дети совершали и будут совершать, а чтобы сохранить добрую память о воинах-освободителях, Астафьев оставил вот такое завещание молодому поколению :
«Учитесь! Почитайте родителей! Не забывайте нас, бывших солдат! Берегите наши могилы, не пачкайте нашу память грязными поступками, не тревожьте нас пустыми словами. Мы устали от них при жизни. Будьте честными перед собой! Главное, чтобы не было войны. Остальное, может, и преодолеете».