Статья «Подвижная игра как средство приобщения детей к здоровому образу жизни»
Подвижная игра как средство приобщения детей к здоровому образу жизни.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные, жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. ФГОС дошкольного образования направлен на решение одной из главных задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие физических качеств, становление ценностей здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Одной из составляющих здоровья является движение. Движение и, в частности, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияют на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Значение подвижной игры в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни трудно переоценить. Это прекрасное средство развития и совершенствования движения детей, укрепление и закаливание их организма.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию эмоциональной сферы личности. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности в себе.
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения, развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей лишены возможности участвовать в дворовых играх, ещё недавно являвшихся хорошей школой воспитания.
Ребенок-дошкольник более восприимчив к игровому виду деятельности, получает от него наибольшее удовольствие, легче приобретает навыки. Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. В процессе проведения подвижных игр у детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками, и т. д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.
Дети среднего возраста проявляют активность и самостоятельность в организации игр, и могут подбирать атрибуты к игре. Игры и упражнения сначала можно давать в более простом варианте, затем с усложнением, постепенно наращивая темп, дозировку. Ребенок проявляет настойчивость, целеустремленность, неутомимость. А для детей старшего дошкольного возраста можно предложить игры с усложнением правил, целей и движений.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:
- по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т.д.);
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
При подготовке к проведению подвижной игры необходимо учитывать:
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Место и время проведения, сезонность.
Необходимое оборудование, инвентарь.
Дозирование нагрузки.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движения детей, укрепления и закаливания их организма. Целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, особенно игры на воздухе, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Так же подвижные игры оказывают положительное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстротой реакции. В течение игры часто происходит смена одних движений на другие, поэтому нет опасности быстрого утомления. Подвижные игры являются способом воспитания выдержки, что особенно важно, т.к. процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. В подвижной игре дети учатся регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности, то есть чередовать движения с отдыхом. Увлечённые игрой, дети могут выполнять многократно одни и те же движения, не замечая усталости, а это развивает выносливость.
Ссылки на источники: