Статья «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством валеологии»
Из опыта работы воспитателя дошкольной группы по теме
«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством валеологии»
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки, сохраняющих здоровье детей.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 — 40% хронические заболевания. В результате изучения состояния здоровья детей дошкольного возраста, было выявлено, что к концу занятий у них появляется чувство усталости, возрос процент детей, которые не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении. Все эти данные говорят о том, что дети дошкольного возраста подвержены серьезным перегрузкам и испытывают определенные трудности при процессе адаптации к окружающему миру, в том числе и при адаптации к новым условиям детского сада. Связано это не только с дошкольным учреждением, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой.
Валелогия - это наука о здоровье детей. Уже в раннем детстве следует научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь, потому что только такой человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров.
Определяющая роль в укреплении и сохранении здоровья принадлежит самому человеку, а эффективность усилий по сохранению здоровья напрямую зависит от знания себя. Поэтому одним из важных направлений в работе вижу формирование валеологической культуры. А под валеологической культурой ребенка понимаю совокупность нескольких компонентов: осознанное отношение к здоровью и жизни; знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением; оказание элементарной медицинской самопомощи и помощи.
Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: «Самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного». Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успеха здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. Также очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Поэтому создала систему работы с детьми, направленную на формирование представлений о здоровье, ценностного отношения к здоровью и привычек здорового образа жизни.
Поставила следующие задачи: формирование элементарных знаний об анатомическом строении и функциях частей тела, органов и систем организма человека; воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности; формирование практических умений и привычек по укреплению и сохранению здоровья.
Валеологическое образование детей дошкольного возраста основано на принципах: деятельностного подхода, который предполагает решение задач валеологического образования через организацию игровых занятий, предусматривающих разнообразие детских видов деятельности; системного подхода - валеологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим развитием ребенка; гуманизма, где признается сама ценность личности ребенка и ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности; научности, когда все проводимые мероприятия направлены на укрепление здоровья, научно обоснованны и практически апробированы; доступности, когда вся информация, предлагаемая детям, адаптируется с учетом возрастных особенностей Для того, чтобы организовать эту работу в интересной форме, эмоционально, сохраняя радостное, веселое настроение детей, состояние удивления от узнавания нового, необходимо было создать развивающую, физкультурно — оздоровительную среду, уголок Здоровья, оформить подборку необходимых пособий, игр, игрушек, методической литературы. Были приобретены: детская энциклопедия, книги из серии «Как устроено тело человека», демонстрационный материал, познавательные видеофильмы для детей дошкольного возраста, дидактические игры, оборудование для физкультурно — оздоровительной работы с детьми.
Валеологическое воспитание осуществляется на занятиях познавательного цикла, совместно с деятельностью детей и взрослых. В системе занятий условно выделила пять блоков: «Изучаем свой организм», «Чтобы быть здоровым», «Если ты заболел», «Врачи - наши помощники», «О роли лекарств и витаминов».
При проектировании развивающих занятий по валеологии опиралась на требования, предъявляемые программами нового поколения к структуре развивающих занятий, отбору методов, приемов, способов организации познавательной деятельности детей. Обязательными структурными компонентами занятий были: мотивация детей на деятельность; создание на основе имеющихся знаний проблемной ситуации; организация познавательной деятельности по решению проблемной ситуации (открытие нового); обобщение, формулировка выводов самими детьми или с незначительной помощью взрослого. Большие возможности для решения задач валеологического воспитания предоставляет совместная проектная деятельность детей и взрослых, когда разворачиваются такие виды деятельности, как экспериментирование, конструирование, дидактические игры. Новые знания детей в области валеологии отразились в следующих проектах: «Корзина полезных и вредных продуктов», «Витамины для организма», «Рецепты нашей витаминной кухни», «Наше здоровье», «Овощная сказка».
Работая по валеологическому воспитанию постоянно изучаю методическую литературу и опыт других садов с целью поиска и внедрения новых, эффективных форм работы с детьми. Осознавая, что первыми воспитателями являются родители, в качестве важного направления своей работы определила работу с семьями воспитанников и поставила следующие задачи по работе с родителями: повысить уровень знаний здоровьесбережения, привлечь к активному участию в оздоровительных мероприятиях, способствовать формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Для родителей проводились консультации, практические занятия, встреча со специалистами ДОУ (старшая медицинская сестра). Родители вместе с детьми принимали участие в Днях Здоровья, спортивных праздниках и эстафетах. Также родители были привлечены к участию в проектной деятельности и работали над проектами «Будьте здоровы!», «Копилка полезных советов и рецептов», «Традиции нашей семьи». В результате у родителей повысился уровень знаний в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье, повысился интерес к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, сформировалось положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом. Самым главным результатом я считаю снижение заболеваемости.
В результате целенаправленной работы у детей повысился уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, сформировано осознанное отношение к своему здоровью, хорошо развиты культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формируются привычки здорового образа жизни.