«Паспорт здоровья» школьника как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни посредством применения здоровьесберегающей технологии
«Паспорт здоровья» школьника
как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни посредством применения здоровьесберегающей технологии
«Здоровье – это вершина,
на которую человек должен подняться сам.»
И. Брехман
В соответствии с Законом «Об Образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Приоритетный национальный проект «Образование» стал толчком для развития и реформирования системы образования, сохранение и укрепление здоровья школьников объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.
И на это есть веские причины, так как высок уровень заболеваемости школьников. К категории «практически» здоровых можно отнести, по словам главного врача России Г.Онищенко, лишь одного из 10 школьников. Цифры говорят о том, что сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья от первого класса к одиннадцатому, растет число детей с хроническими заболеваниями: 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, к окончанию школы эта цифра достигает 85%. За годы обучения в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, в 4 раза с нарушениями психического здоровья, в 3 раза - с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. 80 – 85% детей в течение года переносят то или иное заболевание. Все это вызывает озабоченность и тревогу.
Ребенок находится в школе в период своего роста и развития, когда он очень восприимчив к внешним воздействиям, когда формируются все его системы органов, психика. Меняются времена, изменяются социально – экономические, экологические, организационно – педагогические факторы. Под влиянием стрессов, неправильного питания, вредных привычек, увеличения учебной нагрузки, загрязнения окружающей среды снижается способность организма противостоять различным инфекция. Проводимая работа по сохранению и укреплению здоровья детей недостаточно эффективна, поэтому в своей работе считаю целесообразным проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии.
Личностно – ориентированный подход к растущему человеку – основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в рамках любого общеобразовательного учреждения .
Исходя из вышесказанного, свою деятельность по формированию здорового образа жизни организовываю с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей. Также считаю необходимым выстраивать свою работу, применяя знания об особенностях развития ребенка на разных возрастных этапах, сведения о стадиях полового развития девочек и мальчиков. В современный информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из главных причин поведения человека, не соответствующего принципам здорового образа жизни и причина их низкого уровня здоровья.
Одним из важнейших направлений своей деятельности считаю формирование мотивации на здоровье, на ценностное отношение к здоровью, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Именно поэтому создание «паспорта здоровья» школьника считаю необходимой составляющей личностно – ориентированного подхода в работе с детьми.
«Паспорт здоровья школьника – новая форма организации здоровьесберегающей деятельности»
Паспорт здоровья школьника» представляет собой документ нового типа. Это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, содержащая данные о состоянии здоровья школьника и направленная на охрану и укрепление здоровья ребѐнка, на формирование у него мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста.
«Паспорт здоровья школьника» позволяет организовать личностно – ориентированный подход по сохранению и укреплению здоровья ребѐнка, способствует формированию мотивации на здоровый образ жизни, на ценностное отношение к здоровью на основе полных данных о состоянии здоровья каждого ученика.
Паспорт обеспечивает единую систему включения взрослых и детей в совместную деятельность по здоровьесбережению. Для более эффективной работы создается пакет диагностических, методических, информационных материалов «Информация для взрослых детей» В нем можно найти документы, анкеты, тесты, комплекты упражнений для организации физкультминуток, рекомендации по профилактике болезней, методики («Гимнастика мозга»), материалы увлекательного характера («Прогнозирование средних показателей роста и массы детей по данным родителей»)...
«Паспорт здоровья школьника» ребенок заполняет самостоятельно. Заполняя и регулярно просматривая этот документ, выполняя рекомендации врачей, ребѐнок приобретает опыт самонаблюдения, самоконтроля, учится прислушиваться к себе, анализировать состояние здоровья, укреплять его.
Разработать и внедрить новые режимные моменты, улучшить состояние здоровья детей, повысить успеваемость, сформировать у ребенка убеждение, что здоровье – это главная ценность человека, основной фактор успеха на последующих этапах его жизни.
Цели и задачи создания разработки «Паспорт здоровья школьника»
Цель: Формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека.
Задачи:
- сформировать базу данных о развитии школьников на основе мониторинга результатов двигательной активности
- стимулировть повышение внимания учащихся, их родителей, учителей к вопросам здоровья и питания, здорового образа жизни, развития двигательной активности.
Прогнозируемые результаты
Научно- педагогические.
1. Разработка и внедрение новых форм режимных моментов по организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса оптимального режима учёбы и отдыха детей.
2. Подготовка пакета материалов «Информация для детей и взрослых».
3. Расширение фронта профилактической работы с учащимися для укрепления здоровья.
4. Каждый ученик получает «Паспорт здоровья школьника».
5. Увеличение школьного информационного пространства, владение информацией о состоянии здоровья каждого ученика, каждого класса, всей школы.
Практические.
1. Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
2. Нормализация и предотвращение развития начальных форм патологических изменений у учащихся. Оздоровление детей группы «риска».
3. Формирование у ребенка и его родителей осознанного отношения к здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека.
4. Повышение работоспособности учащихся, снижение пропуска занятий из-за простудных заболеваний, повышение успеваемости.
Этапы работы над «Паспортом здоровья школьника»
Тщательное и полное заполнение паспорта по направлениям:
1. Физическое здоровье.
1 уровень – антропометрическое обследование.
2 уровень – мониторинг двигательной активности.
Использование сведений для решения задач по обеспечению здоровья школьника. Врачи, педагоги составляют рекомендации для укрепления и сохранения здоровья школьников
Критерии оценки проводимой работы
1. Положительная тенденция изменения отношения учащихся к медицинской и физкультурной группам здоровья.
2. Уменьшение числа детей с хроническими заболеваниями.
3. Сравнительный анализ успеваемости учащихся.
ПАСПОРТ
Карточка здоровья ученика
Имя___________________Фамилия__________________
Дата рождения_________
ЗДОРОВЬЯ
Развитие двигательных качеств
Имя_________________Фамилия_________________
Дата рождения____________
Показатели |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||
Сент. |
Май |
Сент. |
Май |
Сент |
Май |
Сент. |
Май |
|
Длина тела (см) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Масса тела (кг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧСС уд/мин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа здоровья |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мед.группа для занятий физической культурой |
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень физического развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сила мышц рук (кг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тест/двигательное качество
|
1класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||||||
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
сентябрь |
май |
||||
Бег 30 м, (быстрота)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Бег 3*10 м, (координация)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Прыжок в длину с места, см (скоростная сила) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Наклон вперед, см (гибкость)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Подтягивание, раз (сила) |
|
|
|
|
|
|
|
|