«Паспорт здоровья» школьника как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни посредством применения здоровьесберегающей технологии

2
0
Материал опубликован 8 October 2019

«Паспорт здоровья» школьника

как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни посредством применения здоровьесберегающей технологии

«Здоровье – это вершина,

на которую человек должен подняться сам.»

И. Брехман

В соответствии с Законом «Об Образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. 

Приоритетный национальный проект «Образование» стал толчком для развития и реформирования системы образования, сохранение и укрепление здоровья школьников объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. 

И на это есть веские причины, так как высок уровень заболеваемости школьников. К категории «практически» здоровых можно отнести, по словам главного врача России Г.Онищенко, лишь одного из 10 школьников. Цифры говорят о том, что сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья от первого класса к одиннадцатому, растет число детей с хроническими заболеваниями: 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, к окончанию школы эта цифра достигает 85%. За годы обучения в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, в 4 раза с нарушениями психического здоровья, в 3 раза - с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. 80 – 85% детей в течение года переносят то или иное заболевание. Все это вызывает озабоченность и тревогу. 

Ребенок находится в школе в период своего роста и развития, когда он очень восприимчив к внешним воздействиям, когда формируются все его системы органов, психика. Меняются времена, изменяются социально – экономические, экологические, организационно – педагогические факторы. Под влиянием стрессов, неправильного питания, вредных привычек, увеличения учебной нагрузки, загрязнения окружающей среды снижается способность организма противостоять различным инфекция. Проводимая работа по сохранению и укреплению здоровья детей недостаточно эффективна, поэтому в своей работе считаю целесообразным проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии. 

Личностно – ориентированный подход к растущему человеку – основное направление, в рамках которого можно правильно ставить и решать проблему здоровья в рамках любого общеобразовательного учреждения .

Исходя из вышесказанного, свою деятельность по формированию здорового образа жизни организовываю с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей. Также считаю необходимым выстраивать свою работу, применяя знания об особенностях развития ребенка на разных возрастных этапах, сведения о стадиях полового развития девочек и мальчиков. В современный информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из главных причин поведения человека, не соответствующего принципам здорового образа жизни и причина их низкого уровня здоровья.

Одним из важнейших направлений своей деятельности считаю формирование мотивации на здоровье, на ценностное отношение к здоровью, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья. 

Именно поэтому создание «паспорта здоровья» школьника считаю необходимой составляющей личностно – ориентированного подхода в работе с детьми.

«Паспорт здоровья школьника – новая форма организации здоровьесберегающей деятельности» 

Паспорт здоровья школьника» представляет собой документ нового типа. Это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, содержащая данные о состоянии здоровья школьника и направленная на охрану и укрепление здоровья ребѐнка, на формирование у него мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. 

«Паспорт здоровья школьника» позволяет организовать личностно – ориентированный подход по сохранению и укреплению здоровья ребѐнка, способствует формированию мотивации на здоровый образ жизни, на ценностное отношение к здоровью на основе полных данных о состоянии здоровья каждого ученика. 

Паспорт обеспечивает единую систему включения взрослых и детей в совместную деятельность по здоровьесбережению. Для более эффективной работы создается пакет диагностических, методических, информационных материалов «Информация для взрослых детей» В нем можно найти документы, анкеты, тесты, комплекты упражнений для организации физкультминуток, рекомендации по профилактике болезней, методики («Гимнастика мозга»), материалы увлекательного характера («Прогнозирование средних показателей роста и массы детей по данным родителей»)... 

«Паспорт здоровья школьника» ребенок заполняет самостоятельно. Заполняя и регулярно просматривая этот документ, выполняя рекомендации врачей, ребѐнок приобретает опыт самонаблюдения, самоконтроля, учится прислушиваться к себе, анализировать состояние здоровья, укреплять его.

Разработать и внедрить новые режимные моменты, улучшить состояние здоровья детей, повысить успеваемость, сформировать у ребенка убеждение, что здоровье – это главная ценность человека, основной фактор успеха на последующих этапах его жизни. 

Цели и задачи создания разработки «Паспорт здоровья школьника» 

Цель: Формирование у школьников осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека.

Задачи:

- сформировать базу данных о развитии школьников на основе мониторинга результатов двигательной активности

- стимулировть повышение внимания учащихся, их родителей, учителей к вопросам здоровья и питания, здорового образа жизни, развития двигательной активности. 

Прогнозируемые результаты

Научно- педагогические.

1. Разработка и внедрение новых форм режимных моментов по организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса оптимального режима учёбы и отдыха детей.

2. Подготовка пакета материалов «Информация для детей и взрослых».

3. Расширение фронта профилактической работы с учащимися для укрепления здоровья.

4. Каждый ученик получает «Паспорт здоровья школьника».

5. Увеличение школьного информационного пространства, владение информацией о состоянии здоровья каждого ученика, каждого класса, всей школы.

Практические.

1. Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

2. Нормализация и предотвращение развития начальных форм патологических изменений у учащихся. Оздоровление детей группы «риска».

3. Формирование у ребенка и его родителей осознанного отношения к здоровью как к высшей ценности, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни человека. 

4. Повышение работоспособности учащихся, снижение пропуска занятий из-за простудных заболеваний, повышение успеваемости.

Этапы работы над «Паспортом здоровья школьника»

Тщательное и полное заполнение паспорта по направлениям:

1. Физическое здоровье. 

1 уровень – антропометрическое обследование.

2 уровень – мониторинг двигательной активности.

 

Использование сведений для решения задач по обеспечению здоровья школьника. Врачи, педагоги составляют рекомендации для укрепления и сохранения здоровья школьников 

Критерии оценки проводимой работы 

1. Положительная тенденция изменения отношения учащихся к медицинской и физкультурной группам здоровья. 

2. Уменьшение числа детей с хроническими заболеваниями.

3. Сравнительный анализ успеваемости учащихся.

 

 

 

ПАСПОРТ

Карточка здоровья ученика

Имя___________________Фамилия__________________

Дата рождения_________


 

ЗДОРОВЬЯ

Развитие двигательных качеств

Имя________­­_________Фамилия_________________

Дата рождения____________

 

 

 

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент

Май

Сент.

Май

Длина тела (см)

 

 

 

 

 

 

 

 

Масса тела (кг)

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧСС уд/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

Мед.группа для занятий физической культурой

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень физического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

Сила мышц рук (кг)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест/двигательное качество

 

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Бег 30 м, (быстрота)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бег 3*10 м, (координация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прыжок в длину с места, см (скоростная сила)

 

 

 

 

 

 

 

 

Наклон вперед, см (гибкость)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подтягивание, раз

(сила)

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 


 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации