Пояснительная записка
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом.
Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.
Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.
Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться, короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Подвижные игры вырабатывают у детей также характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство; обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
Задачи:
• научить детей играть активно и самостоятельно;
• формировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
• совершенствовать физические качества, формировать двигательные умения и навыки обучающихся;
• вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
• развивать моральные и волевые качества;
• формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
• удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
• снятие физической и умственной усталости.
Программа рассчитана на учащихся 2- ых классов. 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемый результат освоения обучающимися:
1. Повышение мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
2. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни.
3. Развитие физических качеств.
4. Формирование представлений о разнообразных формах проведения досуга.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны Знать о:
1. подвижных играх;
2. разнообразных формах досуга;
3. здоровом образе жизни;
4. правилах поведения на занятиях «Подвижные игры»;
Уметь:
1. выполнять бег с прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движений;
2. прыгать на месте, с продвижением вперёд и назад, левым и правым боком;
3. метать мяч в цель;
4. ловить, передавать и выполнять броски мяча двумя руками.
Распределение учебного времени прохождения программного
материала в 2 классах
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс | ||
2 | ||
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.1. | Техника безопасности на занятиях | В процессе урока |
2 | Подвижные игры | 34 |
| Всего: | 34 |
Годовой график распределения учебного времени
класс | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв |
1 | 8 | 8 | 10 | 8 |
Материально- техническое обеспечение программы:
4 гимнастических мата;
15 теннисных мячей;
15 кубиков;
15 гимнастических обручей;
7 мячей для мини-баскетбола;
15 скакалок;
2 декоративные удочки;
15 кеглей;
15 гимнастических ковриков;
15 резиновых мячей.
Литература:
1. Лях В.И. Мой друг – физкультура: Учеб. для учащихся 1-4 кл. нач.шк./В.И. Лях. – 4е изд. – М.: Просвещение, 2012.
2. Игровые и рифмованные формы физкультурных упражнений: сценки, игры - подражалки, комплексы упражнений, стихотворения с движениями /авт. –сост. С.А. Авилова, Т.В. Калинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
4. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
5. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Часов всего | Дата проведения. |
1 | Введение. Основы знаний о подвижных играх. | 1 | |
2 | ТБ. Игра «Вороны и воробьи» | 1 | |
3 | Игра «Совушка». | 1 | |
4 | Игра «День и ночь». | 1 | |
5 | Игра «Вызов номеров» | 1 | |
6 | Игра «Два мороза». | 1 | |
7 | Игра «Воробушки». | 1 | |
8 | Игра «Салки на одной ноге | 1 | |
9 | Общая физическая подготовка | 1 | |
10 | История развития баскетбола. Правила игры. | 1 | |
11 | Специальная физическая подготовка | 1 | |
12 | Ловля и передача мяча. | 1 | |
13 | Игра «Кто выше» | 1 | |
14 | Игра «Пингвины с мячом». | 1 | |
15 | Игра «Поймай лягушку». | 1 | |
16 | Игра «Свечи». | 1 | |
17 | Игра «Передал – садись». | 1 | |
18 | Игра «Охотники и утки». | 1 | |
19 | ОФП. СФП. | 1 | |
20 | История развития волейбола. Правила игры. | 1 | |
21 | Игра «Рак пятится назад». | 1 | |
22 | Игра «Кто самый меткий». | 1 | |
23 | Игра «Не упусти мяч» | 1 | |
24 | Игра «Кошка и мышка». | 1 | |
25 | Эстафеты «Бег сороконожек». | 1 | |
26 | Эстафеты «Бег по кочкам», | 1 | |
27 | Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд». | 1 | |
28 | Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны». | 1 | |
29 | История развития футбола. Правила игры. | 1 | |
30 | Ведение мяча. | 1 | |
31 | Игра «Чехорда» | 1 | |
32 | Игра «Котел» | 1 | |
33 | Игра в футбол. | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |
| Всего: | 34 | |