Календарно-тематический план «Национальные подвижные игры»

3
0
Материал опубликован 1 April 2018 в группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Спортивно-оздоровительное направление

 «Национальные подвижные игры»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 8,5-10 лет

Учитель: Черноморова Светлана Геннадьевна

1. Пояснительная записка.

Физкультура – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Физкультура и подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Актуальность программы кружка определяется:

1) Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию большинство игр классически лаконично, выразительно и доступно детям.

2) Использование подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

3) Оздоровительное значение подвижных игр.

4) Практическое применение правил безопасного поведения многократно улучшает навыки обучающихся.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

5) Игры являются традиционным средством педагогики еще со времен наших предков. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать игры, чтобы донести до потомков колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

6) Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Цель и задачи программы:

Охватить все разнообразие подвижных игр в процессе классных занятий практически невозможно. Главной целью внеурочных занятий по данной программе, при многообразии используемых средств, методов и форм организации, является более полное и качественное решение основных задач физического воспитания школьников и организация физкультурно-оздоровительной работы среди школьников путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности и отработка учащимися навыков безопасной жизнедеятельности. Осуществляемые в системе обязательных уроков по предмету «Физическая культура» занятия содействуют проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.

Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, и теоретическая база по основам безопасного поведения. Новые образовательные стандарты - ФГОС помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.

Основные задачи:

1. Спортивно-оздоровительные:

- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

2. Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

- вырабатывать умение наслаждаться красотой движения;

- знакомить со средствами реализации игровой деятельности, развивать умения анализировать их.

3. Воспитательные:

Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, а также эмоционально-чувственную сферу.

Сопутствующие и дополнительные задачи:

способствовать расширению кругозора учащихся;

содействовать взаимодействию взаимопониманий;

развивать умения ориентироваться в пространстве;

создавать условия для проявления чувства коллективизма;

развивать активность и самостоятельность;

формировать навыки оказания первой помощи;

создавать условия для изучения самого себя.

Работа кружка организована по спортивно-оздоровительному направлению.

Пути, средства, методы достижения цели:

Используемые методы (беседа, рассказ, непосредственно игра) формируют эмоционально-положительное отношение к занятиям спортом, способствуют более эффективному развитию интереса к систематическим занятиям физической культурой.

Средства реализации программы: данная программа предусматривает формирование личности через физическое развитие, через знакомство с подвижными играми.

Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой физического воспитания, общекультурного развития.

Эффективность внеурочной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);

- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива.

В рамках кружковых занятий дети знакомятся с подвижными играми, учатся понимать их смысл, идею.

Принципы:

В ходе реализации программы работа строится на принципах активности, последовательности, связи теории с практикой.

Сведения о сроках реализации программы и распределение по годам обучения.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в год.

Организация образовательного процесса:

Программа работы объединения рассчитана на один год обучения. Контингент детей составляет группу одного возраста (8,5 - 10 лет).

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

- ознакомление с народными подвижными и спортивными играми;

- практическую деятельность спортивно-оздоровительной направленности;

- развитие коммуникативных способностей в процессе взаимодействия.

Возрастная характеристика группы.

К младшему школьному возрасту относятся дети 6 – 10 лет. В этот период организм ребенка интенсивно растет и развива­ется.

Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее, чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими солями. Они не способны к значительным напряжениям и подат­ливы к растягиванию. Рост мышечных волокон в этот период происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мыш­цы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее. В связи с этим младшим школьни­кам труднее даются точные мелкие движения.

Так, кости таза к семи годам начинают срастаться, и при резких сотрясениях возможно их смещение, поэтому в данном возра­сте нежелательно выполнение прыжков с приземлением на твердую поверхность. Окостенение фаланг пальцев заканчивает­ся к 9 - 11 годам.

Возрастные особенности моторику в значительной степени обусловливаются функциональными возможностями вегетатив­ных систем организма, которые характеризуются следующими признаками: относительно большей, чем у взрослых, поверх­ностью легких; большим количеством крови, протекающей в единицу времени через легкие; большей величиной минутного объема дыхания; большим минутным объемом крови как в по­кое, так и при мышечной деятельности; высокой эластичностью сосудов.

Двигательный аппарат детей 6 – 10 лет приспособлен в основ­ном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие,— поддержание позы сидения — переносятся хуже. Аэробное энергообеспечение двигательной активности мышц у нетренированных детей 6 – 10-летнего возраста обеспечивает работу небольшой продолжительности. Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспита­ния применяются реже и должны строго дозироваться.

При формировании двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражне­ний, их влияние на вегетативные органы и энергетические затра­ты при их выполнении. Работоспособность у детей этого возра­ста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомля­ются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются.

Интенсивно развивается и совершенствуется двигательный анализатор в коре головного мозга. Дети способны оценивать пространственные, временные и силовые характеристики в срав­нительно несложных движениях; при специальном обучении эта способность улучшается.

Эти особенности детского организма учитывают при разработке учителями каждого отдельного занятия.


 

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всегочасов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Вводное занятие. Общее представление о работе кружка.

1

1

 

Знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе.

2

Традиционные подвижные игры русского народа

12

3

9

Дети знакомятся с традиционными русскими играми, разучивают их. Изучают правила безопасного поведения в теории и на практике.

3

Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.)

12

2

10

Знакомятся с подвижными играми, развивающими силу, выносливость, меткость. Закрепляют во время игр навыки безопасного поведения.

4

Казачьи игры

4

1

3

Дети знакомятся с традиционными казачьими играми, которые изначально имели целью развитие чувства дистанции, воспитание ловкости, быстроты, реакции, внимательности.

5

Эстафеты.

4

 

4

Знакомятся с основными правилами эстафет; разучивают различные виды.

6

Обобщающее занятие. Проведение соревнования.

1

 

1

Участвуют в обсуждении; делятся впечатлениями о разученных играх и полученных практических знаниях безопасной жизнедеятельности.

Итого:

34

6

28

 


 


 


 


 


 


 


 

3. Содержание программы:

1. Вводное занятие. (1 ч.)
Общее представление о работе кружка.
2. Традиционные подвижные игры русского народа (12ч.)
Дети знакомятся с традиционными русскими играми, а также с адыгейскими народными играми. Проводятся соревнования с участием родителей.
3. Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.) (12ч.)
Изучаются подвижные игры, в основе которых положены элементы спортивных игр. Дети знакомятся с некоторыми правилами отдельных спортивных игр.
4. Казачьи игры 4 ч.)
Дети знакомятся с традиционными казачьими играми, которые изначально имели целью развитие чувства дистанции, воспитание ловкости, быстроты, реакции, внимательности. Они выступали первой ступенью подготовки воина.
5. Эстафеты (4ч.)
В этом разделе программы внимание уделяется проведению эстафет с использованием различного спортивного инвентаря.
6. Обобщающее занятие. Проведение соревнования (1 ч.)

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах творческой деятельности; об истории России и русской культуры; о традиционных народных играх; о правилах поведения в команде.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной истории, народному творчеству, своему внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми в процессе игры.

 В процессе реализации Программы произойдет:

- расширение кругозора, получение первичных знаний о подвижных играх, о традиционных народных играх;

- укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни;

- обогащение личного опыта общения детей;

- ориентация на общечеловеческие, общекультурные ценности;

- повышение воспитательного потенциала физкультурно-спортивных мероприятий и школьных традиций спортивно-оздоровительной направленности;

- повышение уровня участия в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности;

- знакомство с народными традициями;

- развитие творческих способностей младших школьников;

- формирование нравственных качеств учащихся.

5. Формы и виды контроля

1) игровая деятельность;

2) соревнования.

Одно из главных условий успеха обучения и развития двигательных способностей обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

6. Методические рекомендации.

Физкультурные занятия в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.

Для осуществления полноценного процесса физического воспитания школьников необходимо знать и использовать основные средства физического воспитания, а также способы преподавания, то есть методы, учитывать возрастные особенности детей.

При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.

Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать развитие творческой активности младших школьников.

Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

Предлагаемая программа направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 3 класса, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.

Методическое обеспечение.

Сборники подвижных игр.

Для работы в объединении необходим следующий спортивный инвентарь::

- Обручи ;

- Скакалки;

- Гимнастические палки;

- Кегли;

- Мячи: арабский, баскетбольный, футбольный, волейбольный.

Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная

Теоретические занятия:

Беседы

Рассказ

Практические занятия:

Игровая деятельность

Соревнования

Для работы требуется спортивный зал или игровая площадка (в зависимости от темы и погодных условий).

 

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Антонова Ю.А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей. - М.: Рипол Классик, 2006.

1

2

Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: Просвещение, 2002.

1

3

Видякин М. Внеклассная работа по физкультуре в начальной школе. - М.: Корифей, 2006.

1

4

Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 1983.

1

5

Гуреев Н.В. Активный отдых. – М..: Советский спорт, 1991.

1

6

Игры на свежем воздухе / Сост. Дмитриев В.Н.. – М.: МСП, 1998.

1

7

Каджаспиров Ю.Г. Физкульт-ура!. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

1

8

Ковалько В.И. Игровой подход. - М.: Вако, 2006.

 

2. Печатные пособия

1

Сборники народных игр

1

3. Технические средства обучения

1

компьютер

1

2

проектор

1

3

экран

1

4

фотоаппарат

1

4. Экранно-звуковые пособия

1

Видеозаписи игр

4

     

5. Игры и игрушки

1

- спортивный инвентарь

 

6. Оборудование класса

1

Доска

1

Календарно-тематическое планирование занятий

№ п/п

Содержание занятия

Всего час

Количество часов

Дата

Аудиторных

Внеаудиторных

1.

Вводное занятие. Общее представление о работе кружка.

1

1

 

03.09

 

Традиционные подвижные игры русского народа.

12

3

9

 

2.

Беседа об игровых традициях русского народа, назначении подвижных игр,.Что такое чрезвычайная ситуация.

1

1

 

10.09

3-4.

Разучивание игры "Салки". Проведение игры. Правила поведения в теплое время года.

Инструктаж по ТБ.

2

1

1

17.09

24.09

5-6.

Русская народная игра "Волк во рву». Беседа «Ты – пассажир».

Инструктаж по ТБ.

2

 

2

01.10

08.10

7.

Русская народная игра "Чехарда". Беседа «Дорожные знаки». Инструктаж по ТБ.

1

 

1

15.10

8-9.

Разучивание игры "Мячик кверху". Правила поведения вблизи дороги.

2

1

1

22.10

29.10

10.

Русская народная игра "Ловишки". Беседа «Когда ты один дома». Инструктаж по ТБ.

1

 

1

05.11

11.

Русская народная игра "Лиса в курятнике". Инструктаж по ТБ.

1

 

1

12.11

12.

Адыгейская народная игра «Подлог шапки». Беседа «Если хочешь быть здоров». Инструктаж по ТБ.

1

 

1

19.11

13.

Проведение соревнований с народными играми. Принципы оказания первой медицинской помощи. Виды травм у детей

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

26.11

 

Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.)

12

2

10

 

14.

Беседа о спортивных играх, сравнивание различных спортивных игр. Что такое спортивная травма и как ее избежать.

1

1

 

03.12

15-16.

Игра "Мышеловка". Беседа «Физкультура – залог здоровья» и «С кем дружат болезни».

Инструктаж по ТБ.

2

 

2

10.12

17.12

17.

Игра "Вышибала»"

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

24.12

18-19.

Игры "Передал – садись!", "Покати - догони". Беседа «Правила общения с незнакомыми людьми».

Инструктаж по ТБ.

2

 

2

14.01

21.01

20.

Игра " Метко в цель"

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

28.01

21-22.

Игра "Стой - беги"

Инструктаж по ТБ.

2

 

2

04.02

11.02

23-24.

Выход на стадион с проведением подвижных игр. Правила поведения в местах с большим скоплением людей

Инструктаж по ТБ.

2

1

1

18.02

25.02

25.

Соревнование "Веселые старты". Беседа «Как говорить по телефону, вызывая экстренные службы».

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

04.03

 

Казачьи игры

4

1

3

 

26.

Традиционные игры казаков. Беседа

1

1

 

11.03

27.

Игры"Лягушки-цапли" и «Охотники, волки и волкодавы».

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

18.03

28.

Игры "Перетягивание каната", "Вежа"

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

08.04

29.

Проведение соревнований на основе казачьих игр. Домашняя аптечка. Какие лекарства нужно знать.

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

15.04

 

Эстафеты.

4

 

4

 

30-31.

Эстафеты с мячами. Встречные эстафеты.

Инструктаж по ТБ.

2

 

2

22.04

29.04

32.

Эстафеты со скакалками и элементами челночного бега

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

06.05

33.

Комплексные эстафеты «Прыгай выше и дружнее».

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

13.05

 

Обобщающее занятие.

1

 

1

 

34.

Проведение соревнований "Сильные и смелые". Какие бывают опасности в городе и как их избежать?

Инструктаж по ТБ.

1

 

1

20.05

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.