Календарно-тематический план «Национальные подвижные игры»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-оздоровительное направление
«Национальные подвижные игры»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 8,5-10 лет
Учитель: Черноморова Светлана Геннадьевна
1. Пояснительная записка.
Физкультура – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Физкультура и подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Актуальность программы кружка определяется:
1) Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию большинство игр классически лаконично, выразительно и доступно детям.
2) Использование подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
3) Оздоровительное значение подвижных игр.
4) Практическое применение правил безопасного поведения многократно улучшает навыки обучающихся.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
5) Игры являются традиционным средством педагогики еще со времен наших предков. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать игры, чтобы донести до потомков колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
6) Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Цель и задачи программы:
Охватить все разнообразие подвижных игр в процессе классных занятий практически невозможно. Главной целью внеурочных занятий по данной программе, при многообразии используемых средств, методов и форм организации, является более полное и качественное решение основных задач физического воспитания школьников и организация физкультурно-оздоровительной работы среди школьников путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности и отработка учащимися навыков безопасной жизнедеятельности. Осуществляемые в системе обязательных уроков по предмету «Физическая культура» занятия содействуют проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.
Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, и теоретическая база по основам безопасного поведения. Новые образовательные стандарты - ФГОС помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Основные задачи:
1. Спортивно-оздоровительные:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
2. Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой движения;
- знакомить со средствами реализации игровой деятельности, развивать умения анализировать их.
3. Воспитательные:
Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, а также эмоционально-чувственную сферу.
Сопутствующие и дополнительные задачи:
способствовать расширению кругозора учащихся;
содействовать взаимодействию взаимопониманий;
развивать умения ориентироваться в пространстве;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать активность и самостоятельность;
формировать навыки оказания первой помощи;
создавать условия для изучения самого себя.
Работа кружка организована по спортивно-оздоровительному направлению.
Пути, средства, методы достижения цели:
Используемые методы (беседа, рассказ, непосредственно игра) формируют эмоционально-положительное отношение к занятиям спортом, способствуют более эффективному развитию интереса к систематическим занятиям физической культурой.
Средства реализации программы: данная программа предусматривает формирование личности через физическое развитие, через знакомство с подвижными играми.
Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой физического воспитания, общекультурного развития.
Эффективность внеурочной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива.
В рамках кружковых занятий дети знакомятся с подвижными играми, учатся понимать их смысл, идею.
Принципы:
В ходе реализации программы работа строится на принципах активности, последовательности, связи теории с практикой.
Сведения о сроках реализации программы и распределение по годам обучения.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в год.
Организация образовательного процесса:
Программа работы объединения рассчитана на один год обучения. Контингент детей составляет группу одного возраста (8,5 - 10 лет).
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- ознакомление с народными подвижными и спортивными играми;
- практическую деятельность спортивно-оздоровительной направленности;
- развитие коммуникативных способностей в процессе взаимодействия.
Возрастная характеристика группы.
К младшему школьному возрасту относятся дети 6 – 10 лет. В этот период организм ребенка интенсивно растет и развивается.
Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее, чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими солями. Они не способны к значительным напряжениям и податливы к растягиванию. Рост мышечных волокон в этот период происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мышцы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее. В связи с этим младшим школьникам труднее даются точные мелкие движения.
Так, кости таза к семи годам начинают срастаться, и при резких сотрясениях возможно их смещение, поэтому в данном возрасте нежелательно выполнение прыжков с приземлением на твердую поверхность. Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 9 - 11 годам.
Возрастные особенности моторику в значительной степени обусловливаются функциональными возможностями вегетативных систем организма, которые характеризуются следующими признаками: относительно большей, чем у взрослых, поверхностью легких; большим количеством крови, протекающей в единицу времени через легкие; большей величиной минутного объема дыхания; большим минутным объемом крови как в покое, так и при мышечной деятельности; высокой эластичностью сосудов.
Двигательный аппарат детей 6 – 10 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие,— поддержание позы сидения — переносятся хуже. Аэробное энергообеспечение двигательной активности мышц у нетренированных детей 6 – 10-летнего возраста обеспечивает работу небольшой продолжительности. Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспитания применяются реже и должны строго дозироваться.
При формировании двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и энергетические затраты при их выполнении. Работоспособность у детей этого возраста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомляются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются.
Интенсивно развивается и совершенствуется двигательный анализатор в коре головного мозга. Дети способны оценивать пространственные, временные и силовые характеристики в сравнительно несложных движениях; при специальном обучении эта способность улучшается.
Эти особенности детского организма учитывают при разработке учителями каждого отдельного занятия.
2. Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всегочасов |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
||||
Аудиторных |
Внеаудиторных |
|||||||
1 |
Вводное занятие. Общее представление о работе кружка. |
1 |
1 |
Знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе. |
||||
2 |
Традиционные подвижные игры русского народа |
12 |
3 |
9 |
Дети знакомятся с традиционными русскими играми, разучивают их. Изучают правила безопасного поведения в теории и на практике. |
|||
3 |
Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.) |
12 |
2 |
10 |
Знакомятся с подвижными играми, развивающими силу, выносливость, меткость. Закрепляют во время игр навыки безопасного поведения. |
|||
4 |
Казачьи игры |
4 |
1 |
3 |
Дети знакомятся с традиционными казачьими играми, которые изначально имели целью развитие чувства дистанции, воспитание ловкости, быстроты, реакции, внимательности. |
|||
5 |
Эстафеты. |
4 |
4 |
Знакомятся с основными правилами эстафет; разучивают различные виды. |
||||
6 |
Обобщающее занятие. Проведение соревнования. |
1 |
1 |
Участвуют в обсуждении; делятся впечатлениями о разученных играх и полученных практических знаниях безопасной жизнедеятельности. |
||||
Итого: |
34 |
6 |
28 |
3. Содержание программы:
1. Вводное занятие. (1 ч.)
Общее представление о работе кружка.
2. Традиционные подвижные игры русского народа (12ч.)
Дети знакомятся с традиционными русскими играми, а также с адыгейскими народными играми. Проводятся соревнования с участием родителей.
3. Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.) (12ч.)
Изучаются подвижные игры, в основе которых положены элементы спортивных игр. Дети знакомятся с некоторыми правилами отдельных спортивных игр.
4. Казачьи игры 4 ч.)
Дети знакомятся с традиционными казачьими играми, которые изначально имели целью развитие чувства дистанции, воспитание ловкости, быстроты, реакции, внимательности. Они выступали первой ступенью подготовки воина.
5. Эстафеты (4ч.)
В этом разделе программы внимание уделяется проведению эстафет с использованием различного спортивного инвентаря.
6. Обобщающее занятие. Проведение соревнования (1 ч.)
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах творческой деятельности; об истории России и русской культуры; о традиционных народных играх; о правилах поведения в команде.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной истории, народному творчеству, своему внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми в процессе игры.
В процессе реализации Программы произойдет:
- расширение кругозора, получение первичных знаний о подвижных играх, о традиционных народных играх;
- укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни;
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на общечеловеческие, общекультурные ценности;
- повышение воспитательного потенциала физкультурно-спортивных мероприятий и школьных традиций спортивно-оздоровительной направленности;
- повышение уровня участия в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности;
- знакомство с народными традициями;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- формирование нравственных качеств учащихся.
5. Формы и виды контроля
1) игровая деятельность;
2) соревнования.
Одно из главных условий успеха обучения и развития двигательных способностей обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
6. Методические рекомендации.
Физкультурные занятия в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.
Для осуществления полноценного процесса физического воспитания школьников необходимо знать и использовать основные средства физического воспитания, а также способы преподавания, то есть методы, учитывать возрастные особенности детей.
При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.
Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать развитие творческой активности младших школьников.
Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемая программа направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 3 класса, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.
Методическое обеспечение.
Сборники подвижных игр.
Для работы в объединении необходим следующий спортивный инвентарь::
- Обручи ;
- Скакалки;
- Гимнастические палки;
- Кегли;
- Мячи: арабский, баскетбольный, футбольный, волейбольный.
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная
Теоретические занятия:
Беседы
Рассказ
Практические занятия:
Игровая деятельность
Соревнования
Для работы требуется спортивный зал или игровая площадка (в зависимости от темы и погодных условий).
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1. |
Антонова Ю.А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей. - М.: Рипол Классик, 2006. |
1 |
2 |
Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: Просвещение, 2002. |
1 |
3 |
Видякин М. Внеклассная работа по физкультуре в начальной школе. - М.: Корифей, 2006. |
1 |
4 |
Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 1983. |
1 |
5 |
Гуреев Н.В. Активный отдых. – М..: Советский спорт, 1991. |
1 |
6 |
Игры на свежем воздухе / Сост. Дмитриев В.Н.. – М.: МСП, 1998. |
1 |
7 |
Каджаспиров Ю.Г. Физкульт-ура!. – М.: Педагогическое общество России, 2002. |
1 |
8 |
Ковалько В.И. Игровой подход. - М.: Вако, 2006. |
|
2. Печатные пособия |
||
1 |
Сборники народных игр |
1 |
3. Технические средства обучения |
||
1 |
компьютер |
1 |
2 |
проектор |
1 |
3 |
экран |
1 |
4 |
фотоаппарат |
1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
||
1 |
Видеозаписи игр |
4 |
5. Игры и игрушки |
||
1 |
- спортивный инвентарь |
|
6. Оборудование класса |
||
1 |
Доска |
1 |
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п/п |
Содержание занятия |
Всего час |
Количество часов |
Дата |
||
Аудиторных |
Внеаудиторных |
|||||
1. |
Вводное занятие. Общее представление о работе кружка. |
1 |
1 |
03.09 |
||
Традиционные подвижные игры русского народа. |
12 |
3 |
9 |
|||
2. |
Беседа об игровых традициях русского народа, назначении подвижных игр,.Что такое чрезвычайная ситуация. |
1 |
1 |
10.09 |
||
3-4. |
Разучивание игры "Салки". Проведение игры. Правила поведения в теплое время года. Инструктаж по ТБ. |
2 |
1 |
1 |
17.09 24.09 |
|
5-6. |
Русская народная игра "Волк во рву». Беседа «Ты – пассажир». Инструктаж по ТБ. |
2 |
2 |
01.10 08.10 |
||
7. |
Русская народная игра "Чехарда". Беседа «Дорожные знаки». Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
15.10 |
||
8-9. |
Разучивание игры "Мячик кверху". Правила поведения вблизи дороги. |
2 |
1 |
1 |
22.10 29.10 |
|
10. |
Русская народная игра "Ловишки". Беседа «Когда ты один дома». Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
05.11 |
||
11. |
Русская народная игра "Лиса в курятнике". Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
12.11 |
||
12. |
Адыгейская народная игра «Подлог шапки». Беседа «Если хочешь быть здоров». Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
19.11 |
||
13. |
Проведение соревнований с народными играми. Принципы оказания первой медицинской помощи. Виды травм у детей Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
26.11 |
||
Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.) |
12 |
2 |
10 |
|||
14. |
Беседа о спортивных играх, сравнивание различных спортивных игр. Что такое спортивная травма и как ее избежать. |
1 |
1 |
03.12 |
||
15-16. |
Игра "Мышеловка". Беседа «Физкультура – залог здоровья» и «С кем дружат болезни». Инструктаж по ТБ. |
2 |
2 |
10.12 17.12 |
||
17. |
Игра "Вышибала»" Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
24.12 |
||
18-19. |
Игры "Передал – садись!", "Покати - догони". Беседа «Правила общения с незнакомыми людьми». Инструктаж по ТБ. |
2 |
2 |
14.01 21.01 |
||
20. |
Игра " Метко в цель" Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
28.01 |
||
21-22. |
Игра "Стой - беги" Инструктаж по ТБ. |
2 |
2 |
04.02 11.02 |
||
23-24. |
Выход на стадион с проведением подвижных игр. Правила поведения в местах с большим скоплением людей Инструктаж по ТБ. |
2 |
1 |
1 |
18.02 25.02 |
|
25. |
Соревнование "Веселые старты". Беседа «Как говорить по телефону, вызывая экстренные службы». Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
04.03 |
||
Казачьи игры |
4 |
1 |
3 |
|||
26. |
Традиционные игры казаков. Беседа |
1 |
1 |
11.03 |
||
27. |
Игры"Лягушки-цапли" и «Охотники, волки и волкодавы». Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
18.03 |
||
28. |
Игры "Перетягивание каната", "Вежа" Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
08.04 |
||
29. |
Проведение соревнований на основе казачьих игр. Домашняя аптечка. Какие лекарства нужно знать. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
15.04 |
||
Эстафеты. |
4 |
4 |
||||
30-31. |
Эстафеты с мячами. Встречные эстафеты. Инструктаж по ТБ. |
2 |
2 |
22.04 29.04 |
||
32. |
Эстафеты со скакалками и элементами челночного бега Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
06.05 |
||
33. |
Комплексные эстафеты «Прыгай выше и дружнее». Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
13.05 |
||
Обобщающее занятие. |
1 |
1 |
||||
34. |
Проведение соревнований "Сильные и смелые". Какие бывают опасности в городе и как их избежать? Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
20.05 |