Классный час в 1 классе.
Учитель : Львова Светлана Алексеевна.
Тема. Поэзия А.Н. Плещеева.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэта А.Н.Плещеева,
раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.
воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства;
воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
Сегодня наш классный час посвящен 190- летию со дня рождения поэта А.Н. Плещеева. Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г.Кострома. Его детство прошло в Нижнем Новгороде, где служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. Своё образование он продолжил в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Но военная карьера его не привлекало. И вскоре он покинул училище, он поступил в Петербургский университет. ( слайд 1,2)
В студенческие годы он увлекался литературой, театром, историей и политической экономикой. Он писал стихи, а позже он довольно успешно начал писать прозу. Он хорошо знал иностранные языки. Он переводил прозу и стихи. Однако жизнь его складывалось нелегко. Он постоянно боролся с нуждой, чтобы содержать семью, он был вынужден определится на службу. Но, тем не менее не оставил литературные занятия.
( слайд 3)
Лишь последние годы жизни он провёл относительно спокойно. Он получил большое наследство, и свободный от работы путешествовал за границей. Однако здоровье его было подорвано, и ему не довелось осуществить накопившиеся творческие планы. Современники вспоминали Плещеева как, исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности молодому. ( слайд 4)
2. Рассматривание выставки книг поэта.
Алексей Николаевич занимался переводом стихотворений. Важное место в поэзии Плещеева заняли стихотворения для детей.
Большое место в поэзии занимала тема природы. Восхищаясь красотой природы, поэт отмечает, как природа способна врачевать “страданья незримые духа”, она тоскует вместе с людьми и нередко награждает человека ощущением простоты и свободы.
3. Чтение стихов учащимися.
Какие признаки поздней осени вы знаете?
Дети: Солнце поднимается в небе не так высоко, как летом. Дни становятся короче, с деревьев опадает листва. Над рекой и озером часто повис густой туман. Часто идут дожди. Они не похожи на летние, они холодные, мелкие, затяжные. Многие птицы улетают в тёплые края, чувствуя скорое приближение зимы.
Учитель: Всё это подмечал Алексей Плещеев и посвятил осени стихи. Прочитаем их.
Какие признаки весны вы знаете?
Чтение стихов о весне.
( слайд 6,7,8,9,10)
Во время чтения стихотворений демонстрируются изображения картин великих художников и звучит музыка П.И. Чайковского из цикла « Времена года».
4. Презентация стихотворения « Бабушка» ученицей 1 класса Галеевой Алсу.
Вы знаете, совсем недавно я искала в интернете стихи о бабушке. И была крайне удивлена, когда прочитала стихотворение «Бабушка» Алексея Плещеева. Раньше мы читали его стихи о природе. Я и не подозревала, что он также сильно, как и я любил свою бабушку. Разрешите вам представить презентацию стихотворения «Бабушка».
БАБУШКА.
Бабушка, ты тоже маленькой была?
И любила бегать, и цветы рвала
И играла в куклы, ты, бабуся, да!
Цвет волос какой был, у тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкою я
Разве оставаться маленькой нельзя?
Очень бабушку мою
Маму мамину люблю!
У неё морщинок много
И на лбу седая прядь
Так и хочется потрогать
А потом поцеловать
Может быть и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки
И, тогда, надев очки
Одному –свяжу перчатки
А другому башмачки.
5. Подведение итогов.
Ребята, скажите, что вам напоминают стихи Алексея Плещеева?
Дети:
1. Его стихи полны напевности.
2. Напоминают народную песню.
3. А мне напоминают романсы.
Наш классный час подошел к концу. Спасибо всем ребятам, которые помогли нам познакомиться с творчеством поэта А.Н. Плещеева.