Урок на тему «Поэзия Серебряного века»

4
0
Материал опубликован 9 November 2020

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Ф.И.ПАНФЕРОВА»

 

 


 


 


 


 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока на тему

«Поэзия Серебряного века»

по дисциплине «Литература»

преподавателя русского языка и литературы

Кокуркиной Кристины Андреевны


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2020 г.

Технологическая карта урока

 

Дисциплина: «Литература»

Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование

Курс:1

Дата проведения: 26.02.2020

Тема. Поэзия Серебряного века.

Цель: составить общую характеристику поэзии Серебряного века в России.

Задачи:

Дидактическая: отметить разнообразие литературных течений как показатель поисков поэтического языка новой эпохи.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умений работать в группах, парах, формирование личностных, предметных, компетенций.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, раскрывать творческий потенциал.

Вид занятия: мастер-класс

Тип занятия: сообщение новых знаний

Методы занятия: информационно-развивающие (объяснение, разъяснение, беседа, исследование (вводная, проблемная); ИКТ.

Внутрипредметные связи: теория и история литературы

Межпредметные связи: культурология, русский язык, история Отечества.

Оборудование и методическое обеспечение урока: электронные ресурсы, тексты, портреты.

Студент должен в соответствии с ФГОС СОО:

Предметные результаты: знать общую характеристику поэзии Серебряного века в России; уметь выделять основное в тексте.

Межпредметные: извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, умение планировать собственную деятельность; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Применять полученные знания в практической деятельности, анализировать текст.

Личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

элемента

занятия

Элементы занятия

Время,

минут

Методы

1.

Организационная часть

- Здравствуйте. Взгляните на доску. На доске представлена анаграмма.

Поэзия 73631684525 века

1

2

3

4

5

6

7

8

б

г

е

н

о

р

с

я

- Сядет из вас тот, кто решит эту анаграмму.

- Какой же получился ответ?

«Поэзия Серебряного века»

1

Стимулирующие

2.

Мотивация учебной деятельности

- Как вы понимаете, что это за поэзия Серебряного века?

- Почему дали такое название?

- Запишите в тетрадь ассоциации со словом «серебряный».

- Что у вас получилось?

Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…

3

Мотивирующие

 

3.

Сообщение темы, цели задач занятия

- Спрогнозируйте тему урока?

- Сформулируйте цели и задачи?

- Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на уроке?

3

Целеполагающие

Стимулирующие

4

Актуализация опорных знаний.

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

1904-1905 – русско-японская война

1905 – первая русская революция

1914 – начало Первой мировой войны

1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество.

5

Репродуктивные

Контрольные

Продуктивно-отчетные

5.

Введение нового учебного материала

- Сравним два стихотворения «Золотого» и Серебряного века – «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкина и «Смычок и струны» И.Ф. Анненского.

Какой теме посвящены эти стихотворения?

Одинаковое ли настроение создается у нас при их восприятии?

Основная мысль пушкинского  стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается Пушкиным с постепенным и возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга.

Человек в поэтическом мире Анненского жаждет преодолеть свое одиночество, стремится к слиянию с миром и с родственными ему душами, но вновь и вновь переживает трагические разуверения в возможности счастья. Прежде всего, потому, что не может отрешиться от бремени собственного сознания. Череда тревожных вопросов, звучащих во второй — четвертой строфах, поддерживает картину мучительной работы сознания. Миг переживаемого счастья неотделим от импульса боли, рождаемого сознанием того, что счастье мимолетно. Мгновение гармонии — будто кратковременный мираж на фоне «темного бреда» повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки — таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха.

- Посмотрите на раздаточный материал. Найдите в нем первое задание.

- Какое задание там дано? Заполните пропуски. Работу сделайте в парах.

«Золото» и «Серебро» русской поэзии

Солнце

 

 

Ночь

Гармония

 

 

Внутреннее смятение

Радость к жизни

 

Слова для подсказок: дисгармония, Луна, открытость, разочарование, день.

- Что у вас получилось?

- Какой вывод вы можете сделать?

 

8

Художественное чтение

Аналитические

 

Проблемно-поисковые

Исследовательские

6.

Осмысление материала

Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира.

Итак, в поэзии «Серебряного века» можно выделить три течения:

Символизм

Акмеизм

Футуризм

- В раздаточном материале есть таблица, которую нужно заполнить.

Направление

Год основания, период

Представители

Особенности

1. Символизм

 

 

 

2. Акмеизм

 

 

 

3. Футуризм

 

 

 

- Ниже представлен текст, из которого нужно найти необходимую информацию.

- Выполните это задание в тетради.

8

Практические, Аналитические

Проблемно-исследовательские

 

7.

Обобщение и систематизация знаний

- Что у вас получилось? Выступите по группам. Первая группа расскажет о символизме, вторая – акмеизм, третья – футуризм.

СИМВОЛИЗМ

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый И. Анненский, А. Блок и др.

Основоположником был Д. Мережковский в 1892 году.

Символизм - (от французского «символ», «знак») - модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. На начальном этапе своего существования символизм отражал декаденские тенденции – страх перед жизнью, уныние, неверие в возможности человека.

Основные признаки символизма:

Связь с романтизмом;

Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству;

Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е. символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы.

Внутренний мир личности для них - это показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения.

В поэзии К. Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в   словах любое пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

                                        К. Бальмонт

АКМЕИЗМ

Акмеизм - (от греческого «острие», «высшая точка») – модернистское течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности.

        Сформировалось это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл.

        Поэты этого направления - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам - отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

К миру прекрасному приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой – это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями 20 века. По словам Осипа Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

                                А. Ахматова

ФУТУРИЗМ

В 1910 году появляется творческий союз футуристов.

Футуризм - (от латинского «будущее») - модернистское течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы.

Наибольшее развитие футуризм получил в Италии и России. Наиболее влиятельными поэтами такого течения как футуризм были В. Маяковским, В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак и др.

Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образовать поэзию будущего. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова, они стремились к трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве».

В. Маяковский считал основой этого течения – стихийное ощущение неизбежности крушения всего старого, стремление осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».

- Теперь, когда вы познакомились с представителями Серебряного века, можно проверить ваши знания.

- Проведем это в виде физминутки. Если я называю поэта/писателя Золотого века, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь, если Серебряного – наклоняетесь вниз, стараясь руками достать ног.

М.Ю. Лермонтов

А.С. Пушкин

В. Маяковский

А. Ахматова

А.П. Чехов

К. Бальмонт

А. Блок

Ф.И. Тютчев

Н.В. Гоголь

И. Северянин

7

Практические, Аналитические

Художественное чтение

 

8.

Подведение итогов

- Над какой темой мы работали?

- К каким выводам вы пришли в ходе урока?

- Почему дали такое название?

- Какие течения можно выделить? Назовите их особенности.

- Приведите примеры каждого течения.

- Взгляните на примеры стихов, что представлены у вас в раздаточном материале.

- Выразительно прочитайте их. К какому из течений они относятся?

- Попробуйте составить одну строфу в тематике нашего урока.

- Прочитайте то, что у вас получилось.

7

Аналитико-синтетические

Художественное чтение

Творческие

9.

Рефлексия

- Какие затруднения она вызвала у вас?

- Какие виды работы вам особенно понравилось выполнять?

- Оцените свою деятельность на уроке. Если все задания выполнены безупречно, то покажите руками солнце, если нет – закройте руками свое лицо, будто солнце скрылось за тучами.

2

Самоанализ

Самооценивание

Оценка

10.

Задание на дом

- Подготовить мини-проект по выбранному стихотворению поэзии Серебряного века. Выучить данное стихотворение.

1

Информационные

 

 

 

 

 

 

 

 

t1604925548aa.gif

Виктор Владимирович Хлебников

 

 

 

 

Анна Андреевна Ахматова

 

 

t1604925548ab.gif

Анна Андреевна Ахматова

 

 

t1604925548ac.gif

Константин Дмитриевич Бальмонт

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.