Урок на тему «Поэзия Серебряного века»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «ВОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Ф.И.ПАНФЕРОВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока на тему
«Поэзия Серебряного века»
по дисциплине «Литература»
преподавателя русского языка и литературы
Кокуркиной Кристины Андреевны
2020 г.
Технологическая карта урока
Дисциплина: «Литература»
Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование
Курс:1
Дата проведения: 26.02.2020
Тема. Поэзия Серебряного века.
Цель: составить общую характеристику поэзии Серебряного века в России.
Задачи:
Дидактическая: отметить разнообразие литературных течений как показатель поисков поэтического языка новой эпохи.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умений работать в группах, парах, формирование личностных, предметных, компетенций.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, раскрывать творческий потенциал.
Вид занятия: мастер-класс
Тип занятия: сообщение новых знаний
Методы занятия: информационно-развивающие (объяснение, разъяснение, беседа, исследование (вводная, проблемная); ИКТ.
Внутрипредметные связи: теория и история литературы
Межпредметные связи: культурология, русский язык, история Отечества.
Оборудование и методическое обеспечение урока: электронные ресурсы, тексты, портреты.
Студент должен в соответствии с ФГОС СОО:
Предметные результаты: знать общую характеристику поэзии Серебряного века в России; уметь выделять основное в тексте.
Межпредметные: извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, умение планировать собственную деятельность; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Применять полученные знания в практической деятельности, анализировать текст.
Личностные: сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Ход занятия
№ элемента занятия |
Элементы занятия |
Время, минут |
Методы |
||||||||||||||||
1. |
Организационная часть - Здравствуйте. Взгляните на доску. На доске представлена анаграмма. Поэзия 73631684525 века
- Сядет из вас тот, кто решит эту анаграмму. - Какой же получился ответ? «Поэзия Серебряного века» |
1 |
Стимулирующие |
||||||||||||||||
2. |
Мотивация учебной деятельности - Как вы понимаете, что это за поэзия Серебряного века? - Почему дали такое название? - Запишите в тетрадь ассоциации со словом «серебряный». - Что у вас получилось? Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса… |
3 |
Мотивирующие
|
||||||||||||||||
3. |
Сообщение темы, цели задач занятия - Спрогнозируйте тему урока? - Сформулируйте цели и задачи? - Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на уроке? |
3 |
Целеполагающие Стимулирующие |
||||||||||||||||
4 |
Актуализация опорных знаний. На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи 1904-1905 – русско-японская война 1905 – первая русская революция 1914 – начало Первой мировой войны 1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. |
5 |
Репродуктивные Контрольные Продуктивно-отчетные |
||||||||||||||||
5. |
Введение нового учебного материала - Сравним два стихотворения «Золотого» и Серебряного века – «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкина и «Смычок и струны» И.Ф. Анненского. Какой теме посвящены эти стихотворения? Одинаковое ли настроение создается у нас при их восприятии? Основная мысль пушкинского стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается Пушкиным с постепенным и возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга. Человек в поэтическом мире Анненского жаждет преодолеть свое одиночество, стремится к слиянию с миром и с родственными ему душами, но вновь и вновь переживает трагические разуверения в возможности счастья. Прежде всего, потому, что не может отрешиться от бремени собственного сознания. Череда тревожных вопросов, звучащих во второй — четвертой строфах, поддерживает картину мучительной работы сознания. Миг переживаемого счастья неотделим от импульса боли, рождаемого сознанием того, что счастье мимолетно. Мгновение гармонии — будто кратковременный мираж на фоне «темного бреда» повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки — таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха. - Посмотрите на раздаточный материал. Найдите в нем первое задание. - Какое задание там дано? Заполните пропуски. Работу сделайте в парах. «Золото» и «Серебро» русской поэзии
Слова для подсказок: дисгармония, Луна, открытость, разочарование, день. - Что у вас получилось? - Какой вывод вы можете сделать? |
8 |
Художественное чтение Аналитические
Проблемно-поисковые Исследовательские |
||||||||||||||||
6. |
Осмысление материала Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира. Итак, в поэзии «Серебряного века» можно выделить три течения: Символизм Акмеизм Футуризм - В раздаточном материале есть таблица, которую нужно заполнить.
- Ниже представлен текст, из которого нужно найти необходимую информацию. - Выполните это задание в тетради. |
8 |
Практические, Аналитические Проблемно-исследовательские
|
||||||||||||||||
7. |
Обобщение и систематизация знаний - Что у вас получилось? Выступите по группам. Первая группа расскажет о символизме, вторая – акмеизм, третья – футуризм. СИМВОЛИЗМ Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый И. Анненский, А. Блок и др. Основоположником был Д. Мережковский в 1892 году. Символизм - (от французского «символ», «знак») - модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. На начальном этапе своего существования символизм отражал декаденские тенденции – страх перед жизнью, уныние, неверие в возможности человека. Основные признаки символизма: Связь с романтизмом; Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству; Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е. символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы. Внутренний мир личности для них - это показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения. В поэзии К. Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет: Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. К. Бальмонт АКМЕИЗМ Акмеизм - (от греческого «острие», «высшая точка») – модернистское течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности. Сформировалось это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл. Поэты этого направления - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам - отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. К миру прекрасному приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой – это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями 20 века. По словам Осипа Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои! А. Ахматова ФУТУРИЗМ В 1910 году появляется творческий союз футуристов. Футуризм - (от латинского «будущее») - модернистское течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы. Наибольшее развитие футуризм получил в Италии и России. Наиболее влиятельными поэтами такого течения как футуризм были В. Маяковским, В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак и др. Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образовать поэзию будущего. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова, они стремились к трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве». В. Маяковский считал основой этого течения – стихийное ощущение неизбежности крушения всего старого, стремление осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». - Теперь, когда вы познакомились с представителями Серебряного века, можно проверить ваши знания. - Проведем это в виде физминутки. Если я называю поэта/писателя Золотого века, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь, если Серебряного – наклоняетесь вниз, стараясь руками достать ног. М.Ю. Лермонтов А.С. Пушкин В. Маяковский А. Ахматова А.П. Чехов К. Бальмонт А. Блок Ф.И. Тютчев Н.В. Гоголь И. Северянин |
7 |
Практические, Аналитические Художественное чтение
|
||||||||||||||||
8. |
Подведение итогов - Над какой темой мы работали? - К каким выводам вы пришли в ходе урока? - Почему дали такое название? - Какие течения можно выделить? Назовите их особенности. - Приведите примеры каждого течения. - Взгляните на примеры стихов, что представлены у вас в раздаточном материале. - Выразительно прочитайте их. К какому из течений они относятся? - Попробуйте составить одну строфу в тематике нашего урока. - Прочитайте то, что у вас получилось. |
7 |
Аналитико-синтетические Художественное чтение Творческие |
||||||||||||||||
9. |
Рефлексия - Какие затруднения она вызвала у вас? - Какие виды работы вам особенно понравилось выполнять? - Оцените свою деятельность на уроке. Если все задания выполнены безупречно, то покажите руками солнце, если нет – закройте руками свое лицо, будто солнце скрылось за тучами. |
2 |
Самоанализ Самооценивание Оценка |
||||||||||||||||
10. |
Задание на дом - Подготовить мини-проект по выбранному стихотворению поэзии Серебряного века. Выучить данное стихотворение. |
1 |
Информационные |
Виктор Владимирович Хлебников
Анна Андреевна Ахматова
Анна Андреевна Ахматова
Константин Дмитриевич Бальмонт