Информационная акция ко Дню российской науки «Погружайся в науку вместе с нами»
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Техникум транспорта г.Орска имени Героя России С.А.Солнечникова»
ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИНФОРМАЦИОННАЯ АКЦИЯ
«ПОГРУЖАЙСЯ В НАУКУ ВМЕСТЕ С НАМИ»
Разработали: Задворнова Ю.А., Кашпанова А.С.
Орск, 2021
ИНФОРМАЦИОННАЯ АКЦИЯ
«ПОГРУЖАЙСЯ В НАУКУ ВМЕСТЕ С НАМИ»
Цель: выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной деятельности, внедрение интерактивных форм работы по учебным дисциплинам.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся по изучаемым дисциплинам с помощью интерактивных форм работы,способствовать применению их жизненного опыта для решения практических заданий;
2. Формировать умение у обучающихся прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;
3. Развивать у обучающихся познавательный интерес к изучаемым наукам и процессу обучения в целом.
Ход мероприятия
Приветствие
- Ребята, добрый день. Нашу встречу начнем с просмотра детского мультфильма «На задней парте».
Просмотр мультфильма.
0:30 – 01:58 Формулу какой молекулы вы видите на экране?
02:20 Что вы знаете о сообщающихся сосудах?
03:50 Что можно увидеть с помощью микроскопа?
04:35 Пауза показа
06:53 – 07:52 Ребята, давайте вместе с ракетой полетим в Мир науки, где нас ждет известное и неизведанное.
Ведущий. Наука – это здорово! Без неё не летали бы самолёты и космические корабли, не ходили бы теплоходы и поезда. Не будь её, мы до сих пор ходили бы пешком или ездили на лошадях!
Если бы не было физики, мы не смогли бы поговорить по телефону: его бы просто не было!
Если бы не было химии, у людей не было бы разнообразия в жизни.
Без них по вечерам в наших домах горела бы свеча или тусклая керосиновая лампа!
Не было бы электричества, и всех электроприборов просто бы не существовало!
Вы только представьте, что у Вас дома нет телевизора, магнитофона, стиральной машины, бытовой химии, косметики, пылесоса, холодильника, утюга – Кошмар!
И не смогли бы посмотреть кино, послушать музыку, сфотографироваться!
(слайд 1) Наука– это здорово!
Физика! Какая ёмкость слова!
Химия - для нас не просто звук!
Это опоры и основы всех без исключения наук!
Предостережение:
Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(а почему огонь горит?)
Зерно под солнцем проросло.
(зачем растению тепло?)
Дым – лёгкий, а скала тверда.
Что значит “лёд”, а что “вода”?
Что? Почему? Зачем? И где?
Вопросы ставим мы себе.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.
Итак, готовы к погружению? Будьте внимательны, сохраняйте технику безопасности, будьте активны.
У нас 3 команды, за каждый правильный ответ-конфета. В конце, у кого окажется большее количество конфет, та команда – победитель.
Конкурс №1 «Знаешь ли ты великих ученых?»
Это - историческая викторина. Вначале дается об ученом первая информация. Если поступил верный ответ, балл присуждается команде, давший этот ответ. Если ответа нет, дается вторая информация и т.д. В конце показывают портрет ученого.
Задание из серии «Кто он?»
1.Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.
В 1695 г. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны.
Он стал профессором в 26 лет.
Он открыл три важных закона механики.
По легенде яблоко помогла ему открыть важный физический закон. (Ответ: Иссак Ньютон).
2.Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.
Нобелевскую премию он получил в 1921 г. За физика - математические исследования законов фотоэффекта.
Его письмо президенту США в1940 г. Стимулировало организацию ядерных исследований в стране.
Он искал ответ на вопрос: «Что такое гравитация?»
Он создал теорию относительности. (Ответ: Альберт Эйнштейн).
3.Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
Годы его жизни - «…до н.э»
Ему принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»
Широко известен его возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Ответ: Архимед).
4. Открыл (1811 г.) закон, согласно которому в одинаковых объемах газов при одинаковых температурах и давлениях содержится одинаковое количество молекул.
Именем названа универсальная постоянная - число молекул в 1 моль идеального газа.
Создал (1811 г.) метод определения молекулярных масс, посредством которого по экспериментальным данным других исследователей первым правильно вычислил (1811-1820 г.) атомные массы кислорода, углерода, азота, хлора и ряда других элементов. (Авогадро)
5. Создал современную гидратную теорию растворов, уравнение состояния идеального газа, разработал технологию получения бездымного пороха, открыл Периодический закон и предложил Периодическую систему химических элементов, написал лучший для своего времени учебник химии. (Менделеев)
6. Открыл планетарную квантовую модель атома. Английский физик, член Лондонского королевского общества, изучал строение атома и радиоактивные процессы, впервые осуществил расщепление ядра атома. (Эрнест Резерфорд).
Конкурс №2 : “Разминка”.
Каждой команде будут заданы вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки. За каждый правильный ответ присуждается конфетка.
Вопросы 1 команде:
Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (молекула).
Единица измерения силы тока (ампер).
При какой температуре плавится лёд? (при 00 С).
Что находится в пустой бутылке? (воздух).
Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)
Формула поваренной соли? (NaCl)
Вопросы 2 команде:
Единица измерения силы тяжести (Ньютон)
Переход из жидкого состояния в твердое (отвердевание или кристаллизация).
Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (Вес одинаков)
Температура, при которой кипит вода. (1000С).
Прибор для измерения массы тела (весы)
Вдыхаемый воздух? (O2)
Вопросы 3 команде:
Прибор для измерения температуры (термометр)
Что расположены в порядке в таблице Менделеева? (хим.элемент)
Прибор для измерения скорости автомобиля (спидометр)
Число частиц газов –постоянная величина? (22,4л)
Из чего делают бензин? (из нефти).
Дорогой драгоценный ювелирный металл? (Золото-Au)
Конкурс №3: экспериментальный.
Опыт 1. «Поющий бокал». Экспериментатор проводит мокрым чистым пальцем по краю бокала - он начинает звучать. Вопрос: «Почему появляется звук?».
Ответ: Бокал - это колебательная система. Мокрый палец действует как смычок на струну: прилипает к краю стакана, движется и отрывается, что заставляет стенки сосуда колебаться и издавать звук.
Опыт 2. В пробирку положить кусочек цинка - металла. Прилить по каплям раствор соляной кислоты. Закрыть пробирку пробкой, к верху пробирки поднести спичку – произойдет характерный хлопок.
Ответ: При реакции выделяется газ – водород, он легче воздуха и поднимается вверх, при взаимодействии с кислородом он образует гремучий газ.
Опыт 3. «Странное яйцо». Возьмем две пол - литровые банки и одну из них наполним чистой водой, но об этом ребятам не скажем. Опустим в первую банку сырое яйцо - оно утонет. Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли. Но об этом тоже не скажем. Опустив это же яйцо во вторую банку, мы увидим, что оно всплывает на поверхность. Смешиваем две эти жидкости и добиваемся, чтобы яйцо находилось посередине, будучи как бы подвешенным. Вопрос: Почему яйцо так по - разному себя ведет?
Ответ: Плотность соленой воды больше, чем пресной, а значит, и больше выталкивающая сила, действующая на яйцо.
Конкурс №4: Лото
На карточках, разграфленных как в обычном лото, пишутся формулы химических веществ. А на картонных квадратиках - название этих веществ. Участникам группы раздаются карточки, ребята составляют лото. Та команда, которая правильно, быстрее закроет карточки, выигрывает.
Конкурс №5 «Конкурс капитанов».
Мы достигли с вами пункт назначения, и оставшиеся шаги проделают капитаны команд.
Задача капитана – как можно быстрее преодолеть путь. Выкладываются карточки с буквами, изображенными вниз. Делает шаг, поднимает карточку и называет физическое или химическое понятие на эту букву (время засекается). 6 шагов. Например: с – скорость, в – время.
1 команда: р, с, м, д, п, в
2 команда: а, к, у, э, и, г
3 команда: ж, з, у, р, т, с
Просмотр мультика «На задней парте» 08.46 – до конца.
Пришло время для подведения итогов. Капитаны, подсчитайте количество набранных конфет.
Объявляем победителя.
Спасибо за участие!
Доп. вопросы для размышления
Командам поочерёдно задаются вопросы, отвечайте, не раздумывая. За верный ответ – 1 балл.
Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце).
Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циалковский).
Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры жидкости (испарение).
Как включают цепь прибор для измерения силы тока? (последовательно)
Отношение полезной работы к затраченной. (КПД).
Объём воды, вытесненный судном при погружении его в жидкость до ватерлинии. (Водоизмещение).
То, без чего не бывает измерительных приборов. (Шкала).
Физическая величина, показывающая, как быстро движется тело. (скорость).
Почему подвал – самое холодное место в доме? (за счет явления конвекции).
Почему при варке ягодного варения предпочитают пользоваться деревянной мешалкой? (дерево обладает плохой теплопроводностью).
Когда лед может быть нагревателем? (когда он вступает в тепловой контакт с телом, имеющим температуру ниже чем у льда).
Почему бумага, обернутая на толстый гвоздь, не горит, если ее внести в пламя спиртовки (гвоздь имеет хорошую теплопроводность и быстро отводит тепло от бумаги, тем самым охлаждая ее).
Почему нельзя сварить мясо высоко в горах (из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды ниже 1000C).
Чему равно давление ящика с гвоздями массой 10 кг, стоящего в комнате на полу вблизи стены, на эту стену? (0).
Видеозадача
Демонстрируется физическая задача, на основе видеосюжета из мультипликационного фильма «Вини Пух» (союзмультфильм, 1969-1972гг.)
Видеосюжет: Пух и воздушный шарик.
Описание видеосюжета: Вини Пух летит к пчелам на воздушном шарике.
Время от начала/ длительность: 0:03:23/0:0:14.
Назовите физические несоответствия.
Почему воздушные шары наполняют водородом или гелием, а не углекислым газом? Почему уменьшается выталкивающая сила, действующая на шар, по мере его подъёма? Как регулируют высоту подъёма воздушного шара, наполненного горячим воздухом?
Придумайте опыт об опровержении физического несоответствия.
1.Физические несоответствия: воздушный шарик, наполненный углекислым газом, не смог бы поднять медвежонка. Пух быстро поднялся, а остановился резко там, где находится улей.
2. Воздушные шары наполняют водородом или гелием, т.к. они легче воздуха.
Выталкивающая сила зависит от объема шара, который, в свою очередь, зависит от температуры, а она уменьшается с высотой.
Чтобы шар поднялся выше, нужно сильнее нагреть воздух в нем, увеличив пламя горелки. При уменьшении пламени горелки температура воздуха в шаре уменьшается, и шар опускается вниз.