12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Серебрякова Татьяна18284
учитель математики
Россия, Пензенская обл., Пенза


Классный час День российской науки
PPTX / 16.3 Мб

Классный час День российской науки
DOCX / 75.57 Мб

 

Цели и задачи:

 

·   самообразования обучающихся;

·   расширение кругозора школьников;

·   получение навыков научно - исследовательской деятельности школьников.

Оборудование:

  • проектор,
  • мультимидийная доска.

Класс: 5-8 классы.

Слайд

Текст презентации

1

 

Ежегодно 8 февраля отечественное научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки.

В советское время День науки отмечался в третье воскресенье апреля. Дата определялась тем, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года Владимир Ленин составил "Набросок плана научно-технических работ".

Российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые, как Михаил Ломоносов, Иван Павлов, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский, Петр Капица, Лев Ландау, Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Сергей Королев, Николай Доллежаль и многие другие. Благодаря их усилиям страна стала родиной выдающихся открытий и изобретений человеческой цивилизации. Россия стала первым государством, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая атомная станция.

2

 

Все привычные вещи, которые мы видим вокруг себя каждый день, появились на свет благодаря упорному труду ученых. Любая вещь обязана своему появлению на свет человеку, в один прекрасный миг озаренному идеей, поверившему в нее и добившемуся ее реализации.

3

 

8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, "учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук".

4

 

Академия наук была основана в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра 1 указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. По регламенту 1747 г. она называлась "Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге", с 1803 г.

5

 

Вознесенский Печерский монастырь — мужской монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви в Нижнем Новгороде. Основан в 1328—1330 годах святителем Дионисием Суздальским.

Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись.

6

 

Величайшим историческим и литературным памятником древней Руси стала «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова А.А. можно говорить об истории русского летописания. А.А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод. Он доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности, Древнейший Киевской свод.

7

 

Монголо-татарское нашествие было самым серьезным испытанием для всего молодого русского народа. Именно это событие, так или иначе, изменило эволюционный путь развития Руси. Русские земли подстроились под изменившиеся условия и приспособились к ним, насколько это было возможно, но сохранили свою самобытную основу, и народ не потерял своих национальных черт. Как только сложились благоприятные условия, Русь смогла восстановиться вновь, причем самостоятельно, без прямой помощи каких-либо внешних сил, правда, с большими потерями для себя. Исходя из всего этого и можно говорить о монголо-татарском нашествии и периоде «ига» как о переломной точке в истории нашей страны.

8

 

Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году.

Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века — 600, а в начале XIX века — более 1600.

9

 

Ломоносов Михаил Васильевич (1711/1765) — русский писатель, ученый, поэт, общественный деятель. Получив всестороннее образование (в том числе и в зарубежных учебных заведениях), Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. Именно благодаря Л. была создана химическая лаборатория, введены в систему образования новые дисциплины, открыты новые отрасли наук. Литературная деятельность Ломоносова тесно соприкасалась с научной.

10

 

Официальные наименования Академии наук (1724—1917)

1.   c 1725 — Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге (в 1724 году был создан устав университета, а сам он открылся лишь в 1725)

2.   c 1747 — Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге

3.   c 1803 — Императорская академия наук (ИАН)

4.   c 1836 — Императорская Санкт-Петербургская академия наук (ИАН)

В марте 1917 года академики предложили новое название — Российская академия наук (РАН), которое впоследствии было утверждено Временным правительством и вступило в силу в октябре 1917 года.

11

 

Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост был первым президентом Академии художеств и наук в Санкт-Петербурге. Он возглавлял ее с 1725 по 1733 годы.

Л.Л. Блюментрост являлся одним из организаторов Академии наук, и во многом благодаря его энергичной и последовательной деятельности была реализована идея императора Петра Великого о создании первого научного учреждения страны.

Годы президентства Л.Л. Блюментроста совпали с завершающим этапом осуществления петровских реформ, проводившихся практически во всех сферах политической, экономической, социально-бытовой и культурной жизни России. Основание Академии наук стало важным моментом данного этапа реформирования страны и оказало большое влияние на все последующее развитие отечественной науки и культуры.

12

 

Такие значительные успехи в образовании не могли не сказаться на достижениях в науке, так же переживающий период расцвета. Российские ученые этого периода подарили миру целую плеяду выдающихся ученых, сделавших мировые открытия. Назовем только некоторые из них. В это время творили великие математики Н.И. Лобачевский, А.А. Марков. С первым именем связано создание неевклидовой геометрии, которое имело другой взгляд на природу пространства. Прежний взгляд более двух тысяч лет покоился на учении Евклида. Второе имя связано с разработкой цепей Маркова, которые легли в основу такого направления, как теория вероятностей.

13

 

Ива́н Петро́вич Па́влов— русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907), Действительный статский советник.

Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные рефлексы, а также исследовал психофизиологию типов темперамента и свойства нервных систем, лежащие в основе поведенческих индивидуальных различий.

14

 

Илья́ Ильи́ч Ме́чников — русский и французский биолог (микробиолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии.

15

 

Научные общества, которые до начала XX века были в основном университетского типа, функционировали, как правило, при университетах, объединяя учёных, студентов и любителей-профессионалов (Московское общество испытателей природы, Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Русское техническое общество). К 1917 году их число превысило 300.

16

 

Советский период характеризуется централизованным управлением науки. Значительная часть учёных работали в АН СССР, Образовательных учреждениях, отраслевых НИИ. Началось развитие науки не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске, в Свердловске, Хабаровске.

Организационная модель науки в России была сформирована в 1917—1930 годах и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 году были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. В период с 1931 по 1955 год произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические.

17

 

«Спу́тник-1» — первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года. Кодовое обозначение спутника — «ПС-1» («Простейший Спутник-1»). Запуск был осуществлён с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР (получившего впоследствии открытое наименование космодром «Байконур») на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7».

18

 

Юрий Алексеевич Гагарин является первым космонавтом земли (1934–1968 гг.). Он родился 9 марта 1934 г. городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района. В мае 1949 г. окончил Гжатскую неполную среднюю школу и поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10 по специальности формовщик–литейщик.

19

 

Россия – родина многих известных ученых. Они не только совершили открытия в самых разных областях науки – от физики и до офтальмологии, – но также нашли практическое применение своим научным теориям. Их изобретениями пользуются люди во всем мире.

20

 

Федера́льное аге́нтство нау́чных организа́ций (сокр.  ФАНО́ России) — существовавший в 2013—2018 годах федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Российской академии наук.

21

 

Восто́к — крупнейшее подлёдное озеро в Антарктиде.

Озеро Восток расположено в районе антарктической станции «Восток» (77° южной широты, 105° восточной долготы) под ледяным щитом толщиной около 4000 м и имеет размеры приблизительно 250×50 км. Предполагаемая площадь 15,5 тыс. км². Глубина более 1200 м.

Озеро Восток уникально прежде всего тем, что, возможно, находилось в изоляции от земной поверхности на протяжении нескольких миллионов лет. Естественным изолятором озера служил и служит четырёхкилометровый ледяной панцирь над ним. Как полагают учёные, в водах озера могут обитать живые организмы, ибо в нём имеются все необходимые для жизни факторы.

22

 

Остров-заповедник

Судя по находкам археологов, первые люди здесь появились за 1750 лет до н. э., на карты же остров Врангеля был нанесен в середине XIX века. В 1921 году начинается колонизация острова: сперва сюда прибывают поселенцы из США и Канады, а в 1924-м над островом поднят советский флаг. Первая полярная станция под руководством русского исследователя Арктики Георгия Ушакова была создана уже в 1926 году.

23

 

Дени́совский человек, или денисовец — вымерший подвид или вид людей. Известен по фрагментарному материалу из Денисовой пещеры в Солонешенском районе Алтайского края РФ.

Ещё 40 тысяч лет назад денисовцы населяли ареал, пересекающийся по времени и месту с территориями в Азии, где жили неандертальцы и современные люди.

24

 

Гидросфера Марса — это совокупность водных запасов планеты Марс, представленная водным льдом в полярных шапках Марса, льдом над поверхностью, сезонными ручьями из жидкой воды и возможными резервуарами жидкой воды и водных растворов солей в верхних слоях литосферы Марса. Гидросфера Марса, вследствие господствующих низких температур на Марсе и нахождения запасов воды в твердом состоянии, также называется криолитосферой.

25

 

Гениальный математик Григорий Перельман потряс научный мир, доказав гипотезу Пуанкаре – одну из сложнейших загадок тысячелетия. А обывателей удивил отказ небогатого ученого от положенной премии в размере миллиона долларов. Постепенно сам гений и его затворнический образ жизни стали загадкой, сравнимой по сложности с доказанной теоремой.

26

 

Химики Воронежского государственного университета предложили вместо обычного полива вносить в почву специальный сорбент. Препарат представляет собой небольшие по размеру гранулы, 1 килограмм которых способен поглощать в себя около 500 литров воды.

27

 

Принципиально новый подход получения голографических изображений и текста методом струйной печати с использованием обычного принтера позволит значительно удешевить технологию и сократить время изготовления так называемых радужных голограмм, которые повсеместно используются для защиты и декорирования ценных изделий от пиратства и фальсификации. Результаты работы ученых были опубликованы 17 ноября в научном журнале Advanced Functional Materials.

28

 

Эпидемия лихорадки Эбола началась в феврале 2014 г в Гвинее и продолжалась до декабря 2015 года, выйдя за пределы страны и распространившись на Либерию, Сьерра-Леоне, ГНигерию, Сенегал, США, Испанию. Случай уникален тем, что эпидемия этой лихорадки началась в Западной Африке впервые, вследствие чего врачи в затронутых странах не имеют опыта борьбы с ней, а среди населения возможны возникновение паники и распространение дезинформации.

29

 

Доцент Калининградского государственного технического университета Борис Воротников приглашает в лабораторию, где он и совершил научное открытие. На полках – наполненные колбы. Это и есть жидкий янтарь: желтый цвет, резковатый запах.

30

 

Синтез сверхтяжелых элементов в Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне открывает  список наиболее важных и ярких открытий, сделанных российскими учеными за последние 20 лет.

31

 

Как идеи и прототипы, так и окончательные реализации изобретений являются важными достижениями, характеризующими уровень технической мысли в стране, и потому достойны упоминания.

32

 

Андре́й Дми́триевич Са́харов (1921 — 1989) — советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.

33

 

Архиепи́скоп Лука́ — епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия.

34

 

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов — первый русский учёный-естествоиспытатель. Яркий пример «универсального человека»: энциклопедист, физик и химик. Основоположник научного мореплавания и физической химии; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог.

35

 

Пётр Леони́дович Капи́ца — советский физик, инженер и инноватор. Видный организатор науки. Основатель Института физических проблем, директором которого оставался вплоть до последних дней жизни. Один из основателей Московского физико-технического института.

36

 

Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский — русский и советский философ и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.

37

 

Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский — русский военный деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации. Спроектировал и построил первый в России и один из первых в мире натурных самолётов.

38

 

Алекса́ндр Алекса́ндрович Фри́дман — российский и советский математик, физик и геофизик, основоположник современной физической космологии, автор исторически первой нестационарной модели Вселенной.

39

 

Серге́й Ива́нович Вави́лов — советский физик, основатель научной школы физической оптики в СССР, действительный член и президент АН СССР, общественный деятель и популяризатор науки.

40

 

Серге́й Па́влович Королёв — русский и советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР. Академик АН СССР.

41

 

Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — российский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель.

42

 

Лев Дави́дович Ланда́у — советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР. Лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года. Герой Социалистического Труда. Лауреат медали имени Макса Планка, премии Фрица Лондона, Ленинской и трёх Сталинских премий.

43

 

Ива́н Петро́вич Па́влов — русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения»

44

 

И́горь Васильевич Курча́тов — советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Трижды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР и АН Узб. ССР, доктор физико-математических наук, профессор. Основатель и первый директор Института атомной энергии.

45

 

Хорошо известно, что уровень развития любой страны напрямую связан с уровнем развития национальной науки. В значительной степени от науки, как фундаментальной, так и прикладной, зависит, какого уровня технологического развития достигает та или иная страна, будет ли она способна защитить свой суверенитет, сможет ли обеспечить достойное качество жизни своим гражданам.

46

 

Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.

                         И.П. Павлов

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Лихина Елена Викторовна, 23.07.19 в 14:57 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, в копилку!!!!!
Венедюхина Ольга Васильевна, 19.07.22 в 12:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за познавательную красочную презентацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.