Классный час «День российской науки»
Классный час День российской науки
PPTX / 16.3 Мб
Классный час День российской науки
DOCX / 75.57 Мб
Цели и задачи:
· самообразования обучающихся;
· расширение кругозора школьников;
· получение навыков научно - исследовательской деятельности школьников.
Оборудование:
- проектор,
- мультимидийная доска.
Класс: 5-8 классы.
№ |
Слайд |
Текст презентации |
1 |
|
Ежегодно 8 февраля отечественное научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки. В советское время День науки отмечался в третье воскресенье апреля. Дата определялась тем, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года Владимир Ленин составил "Набросок плана научно-технических работ". Российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые, как Михаил Ломоносов, Иван Павлов, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский, Петр Капица, Лев Ландау, Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Сергей Королев, Николай Доллежаль и многие другие. Благодаря их усилиям страна стала родиной выдающихся открытий и изобретений человеческой цивилизации. Россия стала первым государством, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая атомная станция. |
2 |
|
Все привычные вещи, которые мы видим вокруг себя каждый день, появились на свет благодаря упорному труду ученых. Любая вещь обязана своему появлению на свет человеку, в один прекрасный миг озаренному идеей, поверившему в нее и добившемуся ее реализации. |
3 |
|
8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, "учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук". |
4 |
|
Академия наук была основана в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра 1 указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. По регламенту 1747 г. она называлась "Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге", с 1803 г. |
5 |
|
Вознесенский Печерский монастырь — мужской монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви в Нижнем Новгороде. Основан в 1328—1330 годах святителем Дионисием Суздальским. Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. |
6 |
|
Величайшим историческим и литературным памятником древней Руси стала «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова А.А. можно говорить об истории русского летописания. А.А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод. Он доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности, Древнейший Киевской свод. |
7 |
|
Монголо-татарское нашествие было самым серьезным испытанием для всего молодого русского народа. Именно это событие, так или иначе, изменило эволюционный путь развития Руси. Русские земли подстроились под изменившиеся условия и приспособились к ним, насколько это было возможно, но сохранили свою самобытную основу, и народ не потерял своих национальных черт. Как только сложились благоприятные условия, Русь смогла восстановиться вновь, причем самостоятельно, без прямой помощи каких-либо внешних сил, правда, с большими потерями для себя. Исходя из всего этого и можно говорить о монголо-татарском нашествии и периоде «ига» как о переломной точке в истории нашей страны. |
8 |
|
Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году. Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века — 600, а в начале XIX века — более 1600. |
9 |
|
Ломоносов Михаил Васильевич (1711/1765) — русский писатель, ученый, поэт, общественный деятель. Получив всестороннее образование (в том числе и в зарубежных учебных заведениях), Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. Именно благодаря Л. была создана химическая лаборатория, введены в систему образования новые дисциплины, открыты новые отрасли наук. Литературная деятельность Ломоносова тесно соприкасалась с научной. |
10 |
|
Официальные наименования Академии наук (1724—1917) 1. c 1725 — Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге (в 1724 году был создан устав университета, а сам он открылся лишь в 1725) 2. c 1747 — Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге 3. c 1803 — Императорская академия наук (ИАН) 4. c 1836 — Императорская Санкт-Петербургская академия наук (ИАН) В марте 1917 года академики предложили новое название — Российская академия наук (РАН), которое впоследствии было утверждено Временным правительством и вступило в силу в октябре 1917 года. |
11 |
|
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост был первым президентом Академии художеств и наук в Санкт-Петербурге. Он возглавлял ее с 1725 по 1733 годы. Л.Л. Блюментрост являлся одним из организаторов Академии наук, и во многом благодаря его энергичной и последовательной деятельности была реализована идея императора Петра Великого о создании первого научного учреждения страны. Годы президентства Л.Л. Блюментроста совпали с завершающим этапом осуществления петровских реформ, проводившихся практически во всех сферах политической, экономической, социально-бытовой и культурной жизни России. Основание Академии наук стало важным моментом данного этапа реформирования страны и оказало большое влияние на все последующее развитие отечественной науки и культуры. |
12 |
|
Такие значительные успехи в образовании не могли не сказаться на достижениях в науке, так же переживающий период расцвета. Российские ученые этого периода подарили миру целую плеяду выдающихся ученых, сделавших мировые открытия. Назовем только некоторые из них. В это время творили великие математики Н.И. Лобачевский, А.А. Марков. С первым именем связано создание неевклидовой геометрии, которое имело другой взгляд на природу пространства. Прежний взгляд более двух тысяч лет покоился на учении Евклида. Второе имя связано с разработкой цепей Маркова, которые легли в основу такого направления, как теория вероятностей. |
13 |
|
Ива́н Петро́вич Па́влов— русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907), Действительный статский советник. Известен тем, что разделил всю совокупность физиологических рефлексов на условные и безусловные рефлексы, а также исследовал психофизиологию типов темперамента и свойства нервных систем, лежащие в основе поведенческих индивидуальных различий. |
14 |
|
Илья́ Ильи́ч Ме́чников — русский и французский биолог (микробиолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии. |
15 |
|
Научные общества, которые до начала XX века были в основном университетского типа, функционировали, как правило, при университетах, объединяя учёных, студентов и любителей-профессионалов (Московское общество испытателей природы, Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Русское техническое общество). К 1917 году их число превысило 300. |
16 |
|
Советский период характеризуется централизованным управлением науки. Значительная часть учёных работали в АН СССР, Образовательных учреждениях, отраслевых НИИ. Началось развитие науки не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске, в Свердловске, Хабаровске. Организационная модель науки в России была сформирована в 1917—1930 годах и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 году были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. В период с 1931 по 1955 год произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. |
17 |
|
«Спу́тник-1» — первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года. Кодовое обозначение спутника — «ПС-1» («Простейший Спутник-1»). Запуск был осуществлён с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР (получившего впоследствии открытое наименование космодром «Байконур») на ракете-носителе «Спутник», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7». |
18 |
|
Юрий Алексеевич Гагарин является первым космонавтом земли (1934–1968 гг.). Он родился 9 марта 1934 г. городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района. В мае 1949 г. окончил Гжатскую неполную среднюю школу и поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10 по специальности формовщик–литейщик. |
19 |
|
Россия – родина многих известных ученых. Они не только совершили открытия в самых разных областях науки – от физики и до офтальмологии, – но также нашли практическое применение своим научным теориям. Их изобретениями пользуются люди во всем мире. |
20 |
|
Федера́льное аге́нтство нау́чных организа́ций (сокр. ФАНО́ России) — существовавший в 2013—2018 годах федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Российской академии наук. |
21 |
|
Восто́к — крупнейшее подлёдное озеро в Антарктиде. Озеро Восток расположено в районе антарктической станции «Восток» (77° южной широты, 105° восточной долготы) под ледяным щитом толщиной около 4000 м и имеет размеры приблизительно 250×50 км. Предполагаемая площадь 15,5 тыс. км². Глубина более 1200 м. Озеро Восток уникально прежде всего тем, что, возможно, находилось в изоляции от земной поверхности на протяжении нескольких миллионов лет. Естественным изолятором озера служил и служит четырёхкилометровый ледяной панцирь над ним. Как полагают учёные, в водах озера могут обитать живые организмы, ибо в нём имеются все необходимые для жизни факторы. |
22 |
|
Остров-заповедник Судя по находкам археологов, первые люди здесь появились за 1750 лет до н. э., на карты же остров Врангеля был нанесен в середине XIX века. В 1921 году начинается колонизация острова: сперва сюда прибывают поселенцы из США и Канады, а в 1924-м над островом поднят советский флаг. Первая полярная станция под руководством русского исследователя Арктики Георгия Ушакова была создана уже в 1926 году. |
23 |
|
Дени́совский человек, или денисовец — вымерший подвид или вид людей. Известен по фрагментарному материалу из Денисовой пещеры в Солонешенском районе Алтайского края РФ. Ещё 40 тысяч лет назад денисовцы населяли ареал, пересекающийся по времени и месту с территориями в Азии, где жили неандертальцы и современные люди. |
24 |
|
Гидросфера Марса — это совокупность водных запасов планеты Марс, представленная водным льдом в полярных шапках Марса, льдом над поверхностью, сезонными ручьями из жидкой воды и возможными резервуарами жидкой воды и водных растворов солей в верхних слоях литосферы Марса. Гидросфера Марса, вследствие господствующих низких температур на Марсе и нахождения запасов воды в твердом состоянии, также называется криолитосферой. |
25 |
|
Гениальный математик Григорий Перельман потряс научный мир, доказав гипотезу Пуанкаре – одну из сложнейших загадок тысячелетия. А обывателей удивил отказ небогатого ученого от положенной премии в размере миллиона долларов. Постепенно сам гений и его затворнический образ жизни стали загадкой, сравнимой по сложности с доказанной теоремой. |
26 |
|
Химики Воронежского государственного университета предложили вместо обычного полива вносить в почву специальный сорбент. Препарат представляет собой небольшие по размеру гранулы, 1 килограмм которых способен поглощать в себя около 500 литров воды. |
27 |
|
Принципиально новый подход получения голографических изображений и текста методом струйной печати с использованием обычного принтера позволит значительно удешевить технологию и сократить время изготовления так называемых радужных голограмм, которые повсеместно используются для защиты и декорирования ценных изделий от пиратства и фальсификации. Результаты работы ученых были опубликованы 17 ноября в научном журнале Advanced Functional Materials. |
28 |
|
Эпидемия лихорадки Эбола началась в феврале 2014 г в Гвинее и продолжалась до декабря 2015 года, выйдя за пределы страны и распространившись на Либерию, Сьерра-Леоне, ГНигерию, Сенегал, США, Испанию. Случай уникален тем, что эпидемия этой лихорадки началась в Западной Африке впервые, вследствие чего врачи в затронутых странах не имеют опыта борьбы с ней, а среди населения возможны возникновение паники и распространение дезинформации. |
29 |
|
Доцент Калининградского государственного технического университета Борис Воротников приглашает в лабораторию, где он и совершил научное открытие. На полках – наполненные колбы. Это и есть жидкий янтарь: желтый цвет, резковатый запах. |
30 |
|
Синтез сверхтяжелых элементов в Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне открывает список наиболее важных и ярких открытий, сделанных российскими учеными за последние 20 лет. |
31 |
|
Как идеи и прототипы, так и окончательные реализации изобретений являются важными достижениями, характеризующими уровень технической мысли в стране, и потому достойны упоминания. |
32 |
|
Андре́й Дми́триевич Са́харов (1921 — 1989) — советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. |
33 |
|
Архиепи́скоп Лука́ — епископ Русской православной церкви, с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия. |
34 |
|
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов — первый русский учёный-естествоиспытатель. Яркий пример «универсального человека»: энциклопедист, физик и химик. Основоположник научного мореплавания и физической химии; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог. |
35 |
|
Пётр Леони́дович Капи́ца — советский физик, инженер и инноватор. Видный организатор науки. Основатель Института физических проблем, директором которого оставался вплоть до последних дней жизни. Один из основателей Московского физико-технического института. |
36 |
|
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский — русский и советский философ и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. |
37 |
|
Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский — русский военный деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации. Спроектировал и построил первый в России и один из первых в мире натурных самолётов. |
38 |
|
Алекса́ндр Алекса́ндрович Фри́дман — российский и советский математик, физик и геофизик, основоположник современной физической космологии, автор исторически первой нестационарной модели Вселенной. |
39 |
|
Серге́й Ива́нович Вави́лов — советский физик, основатель научной школы физической оптики в СССР, действительный член и президент АН СССР, общественный деятель и популяризатор науки. |
40 |
|
Серге́й Па́влович Королёв — русский и советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР. Академик АН СССР. |
41 |
|
Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — российский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель. |
42 |
|
Лев Дави́дович Ланда́у — советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР. Лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года. Герой Социалистического Труда. Лауреат медали имени Макса Планка, премии Фрица Лондона, Ленинской и трёх Сталинских премий. |
43 |
|
Ива́н Петро́вич Па́влов — русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» |
44 |
|
И́горь Васильевич Курча́тов — советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Трижды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР и АН Узб. ССР, доктор физико-математических наук, профессор. Основатель и первый директор Института атомной энергии. |
45 |
|
Хорошо известно, что уровень развития любой страны напрямую связан с уровнем развития национальной науки. В значительной степени от науки, как фундаментальной, так и прикладной, зависит, какого уровня технологического развития достигает та или иная страна, будет ли она способна защитить свой суверенитет, сможет ли обеспечить достойное качество жизни своим гражданам. |
46 |
|
Наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И.П. Павлов
|
Лихина Елена Викторовна
Смирнова Маргарита Александровна
Венедюхина Ольга Васильевна