Показатели нормального развития речи у детей от 1 года до 6 лет
Формирование речи – одна из основных характеристик общего развития ребенка. Определяющим для становления речи является период от первого года жизни до 5–6 лет.
Для нормального развития речи необходимы: определенный уровень сформированности структур головного мозга, артикуляционного аппарата, сохранность слуха, а также полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Показатели нормального развития речи у детей от 1 года до 6 лет | |
Возраст | Речевые навыки |
2-й год | появление однословных предложений |
1 год | |
1 год 3 месяца | запас слов до 30 |
1,5 года | запас слов до 40–50, легко повторяет часто слышимые слова |
1,5–2 года | появление фраз, двухсловных предложений |
1,5–2 года | первый период вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?» |
2 года | запас слов до 200–300 |
3-й год | начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами |
2 года | |
2 года | появление трехсловных предложений |
2,5 года | появление многословных предложений |
2,5–3 года | могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие, сонорные звуки) |
3 года | запас слов до 800–1000 |
4-й год | употребление грамматических форм: изменения существительных по падежам и числам, глаголов – по родам, временам, числам и лицам |
3 года | |
3–4 года | второй период вопросов: «Почему?», «Когда?» |
3–4 года | фразы становятся длиннее, их смысл усложняется |
3–4 года | могут сохраняться недостатки в произношении ряда слов (длинных и малознакомых), нечеткость произношения ряда звуков |
4 года | дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи |
4 года | умеют группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель, животные и др. |
4 года | запас слов – до 2000 |
до 6 лет | высказывания приобретают форму короткого рассказа |
4–5 лет | |
4–5 лет | исчезают почти все возрастные неправильности произношения |
5 лет | умеют составить по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа |
5 лет | запас слов – до 2500 |
6 лет | в речи возрастает количество простых распространенных и сложных предложений, во фразах используются все основные части речи |
6 лет | отсутствуют недостатки произношения звуков и слов |
6 лет | умеют составить рассказ (пересказ) из 40–50 предложений с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего или будущего http://medi.ru/doc/j01140943.htm |
Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Недоразвитие речи сказывается в школьном возрасте, когда недостатки развития устной речи создают серьезные препятствия для формирования письменной речи, становления навыков чтения и письма.
Желаю удачи!
Купрякова Любовь Александровна
Поташинская Марина Викторовна