Конспект открытого внеклассного мероприятия «Потомки, предки, потомки»

0
1
Материал опубликован 8 February 2023

МБОУ «Ибрагимовская средняя общеобразовательная школа им. А. Д. Трынова Ибрагимовского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области


Тема: «Потомки, предки, потомки».


Организатор внеурочной деятельности : Гришун А.В.


Цель: Воспитание любви и уважение к родным и близким, знание своего рода и родословной. Усвоение понятий «предки», «потомки».


Задачи.

Образовательные:

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; в работе с толковым словарем.

- совершенствовать монологическую и диалогическую речь.


Развивающие:

- закреплять знания о родственных связях;

- вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми, желание делится своими мыслями, чувствами о своей семье.


Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи,

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.


Предварительная работа:


Рассмотрение семейных альбомов, рассказы детей о членах семьи, разучивание стихов; изучение и нахождение пословиц и поговорок; работе по толковому словарю; семейные рисунки; составление семейного древа, семейного герба; заполнение тетрадей «Я и моя семья» - совместная работа родителей и детей.

































Ход занятия.

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс хоть куда

Начнем занятие друзья.


- Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь на занятии, я попрошу вас разгадать ребус. (7Я) – семья


- Правильно мы сегодня с вами Булем говорить о семье, о своих родных и близких людях.

Слайды о семье

- Родные и близкие люди – это кто? (мама, папа, брат, сестра)

- мы можем назвать этих семей, почему?


Стихотворение читает Никита Б.


- Мама на папу глядит улыбается,

Папа на маму глядит улыбается.

А день самый будний, не воскресенье,

А за окошком не солнце, а вьюга,

Просто такое у них настроение,

Просто они очень – любят друг друга,

От этой любви легко и светло,

Мне с папой и мамой так повезло!


Слайды с бабушками и дедушками (6,7,8,9,10,11).


- Что такое семья? Мама, папа и я, и сестренка моя – вот и вся моя семья.

- ну а как же бабушка? Ну а как же дедушка? Что такое семья? Папа., мама и я, б.Зоя, б.Зина, дедушка Егор, Василий, и сестренка моя, вот и вся моя семья.

- Ребята, скажите, а кого мы называем своими бабушками и дедушками?

(мамы и папы наших родителей)

- У всех в родне есть тети и дяди. Давайте уточним, кто это?

А теперь уточним, кем являетесь вы для своих родственников?

- Кто ты для бабушки?

- Кто ты для тети?

- Кто ты для дяди?

- Кто ты для дедушки?

- Кому ты дочь (сын)?

- Кто ты для брата?

Жанна читает + слайд 12


Очень люблю когда все собирается,

Белою скатертью стал накрывается

Дедушка с папою, бабушка с мамою

Братик и я,

Мы называемся вместе – семья!

- Ребята, когда люди вместе собираются всей семьей по праздникам, выходным – как это можно назвать одним словом? (семейные традиции)

- Чтобы узнать правильно ли мы с вами ответили, нам нужно к чему обратиться? ( к толковому словарю)


(дети работают со словарями) 807


- А какие традиции существуют в ваших семьях? Зачитайте из тетрадей.


Слайды о жилищах (13)


Никто не знает, как появилась первая семья. Но раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили дети вместе небольшими группами. Эти «первобытные семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ людей стал меняться (20). Так появились семьи, похожие на те, что мы сейчас видим. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, детях и муже. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети помогали своим родителям. Пример, но так распределяются обязанности в семье и сейчас. Семья нужна человеку, пожалуй больше, чем другим существам. Это потому, что новорожденный малыш одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищен. А семье сделать это намного легче.


Стихотворение

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти

Слово «я» и слово «мы».

«я» на свете одиноко, в «я» не очень много прока».

Одному или одной трудно справиться с бедой. Слово «мы» сильней чем «я».

Мы семья, мы родня, мы народ и мы едины, вместе мы непобедимы.

- семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, потому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.

- Вам нужно разделиться на группы и найти начало и конец пословиц, объяснить их смысл.


(Работа в группах, составление пословиц и их объяснение).

Стих-е читает Никита Д.


Есть в доме любом, семейный альбом, как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме

И снимки храниться в альбоме

- Конечно, в каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены были покидать свои дома, они брали только самые ценные вещи, среди которых были семейные фотографии.

- семья бывает большая и маленькая. Главное в семье что?

(любовь, понимание)


Саша Р.

Больше всего на свете хочу, чтоб накрыли стал

И чтобы сегодня папа, чуть-чуть пораньше пришел

И чтоб нарядилась мама и улыбнулась всем.

И чтоб меня похвалили за то, что люблю и ем.

Больше всего на свете, хотелось бы так прожить,

Чтобы хватило времени со всеми поговорить.

- Ребята, а вы интересуетесь жизнью своих близких? Как вы это делаете?


(рассказы детей)


- Как вы думаете, кто же самые уважаемые люди в семье? (бабушки и дедушки).

- Конечно они вырастили своих детей, а теперь помогают растить внуков. О них в семье что делают? (заботятся, оберегают)

- А сейчас следующая страничка нашего разговора. Вам нужно собрать слова, прикрепить их к доске и мы узнаем о чём поёдет речь.


(работа в группах)


Детки+предки

- А сейчас давайте прочтём название

- Кто такие детки?

- Кто такие предки?

Мы взрослые люди, у нас есть мамы и папы, а вам они кто?

(дедушки и бабушки)

- А мамы и папы дедушек и бабушек?

(прабабушки и прадедушки)

- Рассказать хочу вам детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами, кто возился в детстве снами?

Это мама, это папа, это бабушка и дед,

Это прадед, он родился перед вами за 100 лет

Всё, что видим мы сейчас

Предки сделали для нас.

Лампа, туфли, телефон

Поезд, стулья, этот долг

Даже мяч, футбол, штаны,

Предки нам изобрели

Много много лет назад,

Предки начали писать.

И от предков мы узнали,

В книгах предки написали,

Как возник наш род людской

И кто был до нас с тобой.

- Предки , наши родные, которые жили до нас, перед наши, а мы их потомки, живем после них , потом.

- Чтобы точнее узнать, кто такие предки, давайте заглянем в словарь.


(дети работают в группах со словарем).

Слайд 21,22,23 – затем «1


Стих.читает Арслан


Прадед мой, а рядом я сижу,

Он древний старец, я росток зеленый

Я с удивлением не него гляжу

Он смотрит на меня, седой и утомленный.

Сказали: птичка вылетит сейчас

Спугнуть боюсь и в чудо верю свято.

А он с улыбкой, поживи с моё

Узнаешь – чудесами жизнь богата.

Ему за 90, мне – годок,

Он стар и мудр, я маленький росток.

И рядом наши руки и колени,

Пред вами, люди, смена поколений!


Физкультминутка.


- Ребята, о чем мы сейчас говорили?

- Для того, чтобы легче было рассказать о своих родных, люди составляли семейное дерево или древо. Слайд 24


Дома вы начали составлять с родителями, бабушками, дедушками семейные древа.

Вам понравилось это занятие?

Какую роль вы выполняли в составлении семейного древа?

- кто хочет рассказать о своем семейном древе?


(рассказы о семейных древах)


(Вадим, Ульяна)

Вадим читает стих.


Дерево мудрости, дерево жизни,

Мы его ветви, мы его мысли.

Мы – молодые на ветках листочки,

В летопись выпишем новые строчки.

- Как дерево крепко стоит своими корнями, которые его питают, дают ему жизнь, так и род человеческий крепко стоит, покуда держат его корни, питают родовой доблестью. Живя в семье, мы не задумываемся о том, какое это счастье, что нас окружают родные, с которыми мы внешне, а порой и внутренне похожи.

В народе существует поговорка «Иван, родства, не помнящий».

Как вы её понимаете? Работа в парах.

Так говорят про человека, который не знает своих родных или не желает знать, или их вовсе нет.

- Вам хотелось бы оказаться на месте этого Ивана?

- В жизни, ребята, бывает, что дедушка и бабушка есть, но живут они очень далеко.


Слайд 25


У бабушки и дедушки, фото на стене –

Поглядят и вспомнят о своей родне.

Вспомнят и поплачут, тихо помолчат,

Или улыбнуться, глядя на внучат.

Бабушка и дедушка давно живут одни,

На окне, в коробке, письма от родни,

Сядут, почитают, - чтобы не помять,

Словно побывают у родни опять.

Бабушке и дедушке ехать далеко,

Выйдут на крылечко, постоят рядком,

Вечер опускается, тянет холодком.

- Что вы испытывали, слушая это стих-е

А почему?

- Ваши бабушки, дедушки рядом и я хочу вас попросить, чтобы вы берегли их, проявляли о них заботу и всегда помните, что их очень легко обидеть.

Чтение стих-я педагогом «Как легко обидеть старика».


Но бывает, что бабушка и дедушки живут с нами, рядом.


Сценка Арслан, Никита Б.


- В вашей семье происходит такое, может быть, кто-то в этом мальчике и себе узнал? Я думаю, что вы не такие и вы с любовью и вниманием относитесь к своим предкам.

- Ребята, скажите, для того, чтобы семья была дружная, а семейное древо разрасталось, какими качествами должны обладать члены семьи?


(дети прикрепляют листочки с качествами полож-ми на древе)


- Посмотрите, как ваши древа распустились, а ваши родные вам улыбнулись!


Ульяна читает стих.


«Жаль не сохранилось записей от предков.

- В старину у каждой знатной семьи был свой герб. Он выражал суть этой семьи. По гербу было что то определить?


(чем семья занималась, герб – это знак отличие)

Рассказы детей о гербах.


Рефлексия

- Вам понравилось занятие?

- О чем мы сегодня говорили?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- В чем вы испытывали затруднения?

- Рассказывая о своих семьях, что вы испытывали?

- Как вы считаете:

- Какой вы внук? Внучка?

- Какая ты дочь? сын?

- Какая ты сестра?

- Для чего нам нужно помнить своих предков.

- Я благодарю вас за работу, рассказывая о своих близких людях, я видела ваши добрые, светлые глазки, я уверена, что вы любите своих родных и близких и заботитесь о них.

Я желаю всем присутствующим здесь, большой душевной близости со своими родными.


Пусть потомки узнают о предках изучая семейную ветку.

Обрастает пусть памятью древо,

Чтить свой род – благородное дело.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии